Мстительная сила балета. Охота на слова

Балет лучше всего смотреть из ложи. Когда я жил в Кыштыме и работал в школе, я несколько раз возил своих учеников на театральном поезде на балет в областной центр. А на уроках русского языка давал массу слов на театральные темы для запоминания. Когда мы переехали в Челябинск, то старались  попасть на премьерный показ каждого балетного спектакля в театре оперы и балета имени  М.И. Глинки.

Однажды по чистой случайности наши места оказались в первом ряду с левого края. Это не самое удобное. Всё видно, никто не загораживает тебе сцену, но если на сцене весь состав балета, то пахнет пылью, пудрой и потом. Слышно, как скрипит пол, а в оркестровой яме переговариваются музыканты. Но слышишь и упрёки солистов в адрес друг друга, видишь гневные взгляды, хотя по содержанию спектакля их не должно быть в этом месте.

Когда мы переехали в Германию, обрадовались, что Дюссельдорф – город театралов, балет здесь любят. Были на двух или трёх спектаклях, очень понравилось, но не с нашим семейным бюджетом быть театралами. Собирались пойти на спектакль оперы Джузеппе Верди «Аида», который давался один раз в ледовом дворце под открытым небом. Я даже дату запомнил – 2 сентября 2006 года. Днём раньше я пошёл на языковые курсы.  Но билеты на оперу были столь дорогими – по 100 евро каждый и выше…  От этого спектакля храню цветную фотографию в рамке размером со спичечный коробок.

Недавно Анатолий Баскаков выставил на «Одноклассниках» стихи об Екатерине Максимовой с пояснением.

Однажды мы встретились там, где я читала стихи, а Катя Максимова танцевала. Между нами возник родник откровения, где пуанты внутри кровавы, а стопа прекрасной балерины – синяя, фиолетовая, зелёная, от носка до лодыжки. Великое искусство кровоточит. Больно. И незабвенно.

Максимова Катя, пуанты в крови,
Искусство, которое требует плоти
И жрёт её заживо!.. Не отрави
Сиянье пронзительной боли на взлёте,

Пронзительной боли сиянье – за грань,
За раму, за тёмную суть благодати,
Где публика тает, как масло... Не рань
Забвеньем прозрачность Максимовой Кати, –

Пуанты, где Катина кровь шелестит,
Висят в облаках, в раздевалке созвездий,
На Лире орфейской, чья память грустит
О тени крылатой в стеклянном подъезде.

В стеклянном подъезде крылатая тень,–
Её не узнать?.. Да с какой это стати?
Искрится высокой природы ступень,
Высокой природы Максимовой Кати.

Автора стихов Юнну Мориц я узнал по фотографии, совмещённой с шаржем. Встретились два таланта: балетный и поэтический. Они почти ровесники. Юнна Мориц родилась  2  июня 1937 года, а известная  балерина  Екатерина Максимова - 1 февраля 1939 года. Меня взволновало, откуда у поэтессы возник образ  крылатой тени в стеклянном подъезде, да ещё дважды повторённый образ?

Начал копаться в сообщениях  об Юнне Мориц и об  Екатерине Максимовой. И хотя и о той, и о другой мне известно очень многое, я сделал открытие.

Как-то мимо меня прошла удивительная поэма-протест Юнны Мориц против НАТОвских бомбардировок  Югославии в марте 1999 года. Поэма называется «Звезда сербости», а эпиграфом к ней служат очень актуальные для сегодняшнего дня, когда осталось совсем мало дней до президентских выборов в США, слова О. Генри из сборника «Короли и капуста»:

«В том году в Соединенных Штатах среди
прочих несчастий был президент-демократ».

Попутно внесём свой грошик русского вмешательства в американские выборы. Впрочем, в данный момент меня больше интересует, какая может быть связь стекла с пуантами.

Напомню, что ПУАНТЫ— женские балетные туфли, неотъемлемая часть женского танца в классическом балете. Пуанты позволяют танцовщице принять положение с точкой опоры на кончики пальцев вытянутой стопы одной или обеих ног (фр. sur les pointes), что делает позу менее бытовой и более возвышенной.

Пуанты (от фр. les pointes des pieds — «кончики пальцев»; также пальцевые туфли, иногда колки или каски, разг.) А это объяснение из Википедии

В связи с тем, что стекло может стать орудием мести, зависти, посмотрим эти слова у Владимира Даля. Нынешнее значение не во всём совпадает с прошлым. Это надо учитывать.

МЕСТИТЬ (место? мзда?) или мстить, с предлогом мщать (замещать? мздить?) кого, за кого; кому, чем, за что; отплачивать злом за зло, воздавать за обиду или верстаться злом. Встарь уптреб. мститься, быть замщаему или || мстить. Не возмещай обид. Выросту, все вымещу! Домстил ему до конца. Замстил обиду, и полно. Когда-нибудь изомщу ему, отомщу. Намстился вволю. Помстил маленько. Переметил через край. Век промстил ему, за безделицу. Вероятно месть, мстить (местить), мзда, возмездие и пр. одного корня, от место, замещать (возмещать). Другу не дружить, а недругу не мстить. Мщенье ср. месть, мста ж. действ. по знач. глаг., оплата злом за зло, обидой за обиду: злопамятство, готовность мстить; месть также отвлеченное понятые сего порока. Мщенье его (месть, мета) было ужасно. Лесть да месть дружны. Мста (месть) не мзда, не возмездие за добро. Местник или мститель м. местница ж. кто мстит. || Местник? ряз. поселенец (от место?). Местников, местницын, мстителев, мстительницын, им принадлежащий. Мстительный, склонный к мести, охотно мстящий, злобный и злопамятный. мстительность ж. свойство мстительного. Толковый словарь живого великорусского языка

ЗАВИСТЬ ж. свойство того, кто завидует; досада по чужом добре или благе; завида, завидки; нежеланье добра другому, а одному лишь себе.
Зависть прежде нас родилась.
Лихоманка да зависть — Иродовы сестры.
Где счастье, там и зависть.
Завистью ничего не возьмешь (сделаешь).
В зависти нет корысти.
Злой плачет от зависти, добрый от радости (от жалости).
Лучше быть у других в зависти, нежели в кручине (в жалости).
Завистный, завистливый, астрах. завищий, завидущий, завидливый, склонный к зависти. Завистный иногда вообще к зависти, соревнованию относящийся; || вор. тамб. старательный, ретивый, усердный, ревностный в работе. || Чужое завистливо, ему завидуешь, оно вызывает зависть. На его счастье глядеть завистливо, то же. Касьяна-завистливого, 29 февр. прикладной день, високосный; по поверью, день и год бедственный: Касьян на что ни взглянет, все вянет. Николе благому помощнику два праздника в году, Касьяну завистливому один в четыре года. (Cassus, латин. пустой, порожний, бесплодный.)
Завистливое око видит широко (далеко).
Сытый волк смирнее завистливого человека.
Завистливый поп два века живет.
Хороша жена, да завистлива.
С доброго будет, а завистливому шиш!
Завистливый своих двух глаз не пожалеет.
Он завистлив врать: не уступит.
Привет за привет и любовь за любовь: а завистливому — хрену да перцу, и то не с нашего стола! заздравное пожеланье.
Завистливость ж. зависть, в знач. свойства человека. Завистник м. завистница ж. кто завидует, завистливый человек, завида, завидчик. Завиствовать, завидовать, смотреть в данном случае с завистью на довольство других. Завистничать, быть вообще завистливым, завидовать всегда. Толковый словарь живого великорусского языка


В поисках ответа встретил в сети статью обозревателя «Ъ» Екатерины Истоминой «Стекла в пуантах»,  выставленную ещё 12 сентября 2016 года. Несколько фрагментов из этой статьи. Оказывается, она на себе испытала всю мстительную силу балета. В юности танцевала в большом театре, но балериной не стала.


Театральные люди (а также и еще шире — люди искусства) бывают особенно мстительны: ах, этот вечно творческий запах кулис! Худосочные амуры богини танца Терпсихоры особенно рано созревают для животворящей мести —на подготовительных курсах в балетные училища, в 7–9 лет. С годами оттачивают свои усилия и  к 10–12 годам это, как правило, уже профессионалы сложного мстительного ремесла.

Балетный труд связан с телом, и балетная месть — это не просто горькие слова за спиной, а настоящая, реальная физическая расправа.

 
Итак, в балете настоящей мести учатся еще в детстве.
 
Самый простой из известных приемов — бросить мелкое битое стекло в пуанты соперницы. Еще можно легко изрезать рабочий танцевальный хитон или же дорогое трико, написать гадости в шкафчике или на портфеле, вывести из душевного равновесия, запугать, задергать вконец, вызвать панику, нервный срыв и нескончаемые слезы.


И все: гастроли и роли — от незаметного кордебалетного пажа и белого солдатского лебедя до невесомой этуали всего целиком царственного спектакля — уже в кармане ловкой мстительницы. В балете, если вам вдруг начали мстить, это означает: вы чего-то добились, вы чего-то стоите. Значит, вас в конце концов заметили!
 
«Кто же мог насыпать мне этого битого стекла в пуанты?! И что бы было, если бы я их надела…» — такие стремительные думы, как летние гром и молния, бились в моей детской голове. Стекло мне пришлось деловито вытряхивать в окружении всех моих балетных одноклассниц. И я при этом точно знала: преступница — одна из них, одна из моих балетных товарок, возможно, даже и моих по¬друг… Гастроли моего балетного училища в далекой и прекрасной Японии уже на подходе, а списки тех, кто поедет, еще до конца не сформированы. А у меня — все шансы. А у других — ни одного. Надо биться, надо терпеть. Надо смело наступать на битое стекло с радостной улыбкой. Надо с вызовом уметь вертеть фуэте и на стекле, и под стеклом, и за стеклом. Иначе не видать мне открыточной горы Фудзиямы и японского видеомагнитофона…


«А ведь это кто-то из них сделал. Кто-то насыпал в мою сумку острых кнопок. Одна из них! Или их несколько? Или весь класс ополчился на меня? Неужели, как говорится, в самом деле…» — В тот момент, когда я находила все новые и новые улики той ужасной мести, которую спустили с поводка, мой пульс увеличивался до совершенно рекордных отметок.
 
Месть от неизвестной следовала за мной по пятам. Через несколько дней я открыла свой рабочий шкафчик, где держала уже новый хитон и трико с пуантами, и нашла, что он весь разрисован гнусными надпи¬сями. Мол, я бездарная корова, толстая и безобразная, пронырливая, расчетливая и кривоногая. Мол, мне место в театре дешевой и продажной оперетты, а вовсе не в балете. Мол, на гастроли меня не возьмут и в первый состав не поставят.


Возможно, у маленького читателя здесь созреет вопрос: а можно ли было жаловаться? Я отвечу: а зачем? Ведь факт мести в балете — это факт признания ваших заслуг. Месть как знак вашего превосходства. Вашего таланта, дара, ваших возможностей. Месть — признак того, что вы выиграли эту партию, вступили в свою роль умирающего лебедя или жизнерадостной вакханки. С местью в балете не борются: ею по-своему наслаждаются обе стороны.
 
На гастроли в Японию меня так и не взяли. С того момента, как вывесили списки счастливых гастролеров, месть умерла. Больше никто не бросал мне битого стекла в пуанты, не трогал ножницами моего хитона с трико, не писал мне правды на деревянной дверце рабочего шкафчика. Я была больше никому не нужна, никому не интересна, месть мелькнула змеиным хвостом и скрылась навсегда. С ней ушел мой успех, слава, популярность, с ней исчезли мои выигрышные партии и завидные роли, с ней замерли в победоносном крике мои самые лучшие маски. Без мести в балете существует только одно — фуэте и работа. Мне пришлось продолжать крутить одинокие фуэте. В балетном идеале их всегда тридцать два.
 
Двадцать шесть.
Двадцать семь.
Двадцать восемь.
Двадцать девять.
Тридцать…
Тридцать один…
Тридцать два…»

Такой вот ответ я узнал из колонки Екатерины Истоминой, и мне стали ясны образы из стихотворения Юнны Мориц о Екатерине Максимовой. Мне Максимова знакома только по её киноролям, вживую видеть не довелось. А завистников у неё было много.


Рецензии