Сандро Боттичелли 1

                Часть первая


Сандро Боттичелли великий художник, чьи картины украшают лучшие музеи мира. Но одна из них («Рождение Венеры») занимает особое место, являясь шедевром, не уступающим «Монне Лизы» Леонардо да Винчи.



              Е г о   В е н е р а


 Б о т т и ч е л л и  в своей мастерской.  Нервно наносит и с остервенением стирает мазки с картины «Рождение Венеры».

Б о т т и ч е л л и. Не то, не то… Это всё не то, что мне нужно, что  виделось мне во сне. (Рассматривает на картине лицо Венеры.) Как мне  оживить это лицо? Не знаю, как это сделать. Неужели, я лишился таланта?.  Лауретта!* 
Л а у р е т т а (спускается по лестнице из  мансарды). Что случилось? 
Б о т т и ч е л л и. Иди скорее сюда, Лауретта! Помоги мне с этой картиной.
Л а у р е т т а (подходит к картине). Опять она! Эту картину я  же уже относила заказчику. Вы что, вернули ее обратно?
Б о т т и ч е л л и. Вернул, Лауретта. Вернул, потому что она не дает мне покоя. Мне надо переделать ее. 
Л а у р е т т а. Эта картина получила от вас больше того, что получила я, ухаживая за вамикак за ребенком.
Б о т т и ч е л л и (не слышит ее). Картина мне явно не удалась… Это не то, что я вижу в своем воображении. Ты посмотри на ее лицо! Разве это лицо Богини любви? От него веет холодом.  Красивая кукла… но она ведь Богиня любви! Такой любви, которая должна потрясать страстью и целомудрием. Страсть, потому что она женщина, а целомудрие, потому что она Богиня. Они должны  идти рядом, должны наполнить мою картину, как  воздух, которым мы дышим и без которого нет жизни. Только так моя Богиня, рожденная из морской пены, выходящая из мрря навстречу людям, потрясет мир!.. Святой Патрик! я боюсь, что это уже мне не по силам…  Лауретта, вчера в твоем взгляде мелькнуло нечто такое, от чего я бросил всё и помчался за этой картиной. В своем воображении я увидел новую Венеру…  Попозируй мне, Лауретта, прошу тебя!
Л а у р е т т а. И ради этого вы вытащили меня из  постели в глубокую ночь?
Б о т т и ч е л л и. Если бы не крайняя нужда, я бы никогда не позволил себе это.
Л а у р е т т а. Я думала, я уже не увижу эту проклятую картину, эту вашу Венеру, которая как две капли воды похожа на Симонетту.**
Б о т т и ч е л л и. Молчи, Лауретта! Не произноси имя прекрасной Симонетты всуе! Не гневи Бога!.. До сих пор без ужаса не могу вспомнить, как оплакиваемая всей Флоренцией, она, самая прекрасная из всех женщин, была погребена в своем родовом склепе.
Л а у р е т т а. Вы никак не можете забыть ее. Ее нет, а вы страдаете и пишете ее портреты! Дева Мария! лучше вы уж при жизни писали ее портреты, может быть, тогда б я не связала с вами свою жизнь.
Б о т т и ч е л л и. Что ты говоришь, как я мог! Я даже близко не подходил к ней тогда. Кто была она и кто я. Я – бедный художник. А она… недосягаемая Симонетта! возлюбленная самого Джулиано Медичи!
Л а у р е т а. Обожаемого правителя нашей Флоренцией.
Б о т т и ч е л л и. Да, вместе с братом своим Лоренцо они правили тогда нашей Флоренцией. А как он был красив, этот Джулиано!.. Бог мой, как он был красив! Вся Флоренция была влюблена в него. Как мне было равняться с ним!
Л а у р е т т а. Что вы за человек, Сандро Боттичелли! Вы тоскуете о том, что уже никогда не вернешь, а то, что у вас под рукой... что перед вами вы не ставите ни в грош.
Б о т т и ч е л л и. Знаю, Лауретта, знаю. И это тревожит меня.
Л а у р е т т а. Вы пишете только ее. Какие сюжеты вы бы ни брали, в центре картины обязательно она, ваша Симонетта. То обнаженная, то в легких как пух одеждах… она у вас всегда Богиня. Венера, выходящая из моря, или Паллада, укрощающая Кентавра… но обязательно Богиня.  Вы работаете как одержимый. А работа над этой картиной вообще сделала  вас сумасшедшим… Да! да! не смотрите на меня так... И что? Вы всё время говорите, что картину вы не закончили, и начинаете всё сначала.
Б о т и ч е л л и. А тебе самой она нравится… эта картина?
Л а у р е т т а. Разодрала бы ее в клочья и втоптала в грязь! Вот как она мне нравится, эта ваша картина!
Б о т т и ч е л л и. Что ты говоришь, Лауретта? Откуда у тебя это ожесточение? У тебя, такой доброй и ласковой?.
Л а у р е т т а.  Не знаю... Санта Мария! я сама не знаю, что со мной происходит… Где мне встать вам позировать, чтобы вы лучше видели мое лицо?

…………………………………………………….

*Девушка, которая живет у Боттичелли без интима.
**Любовница правителя Флоренции .

              П р о д о л ж е н и е  з а в т р а


Рецензии