Руки дипломата. Письмо от бабы Шуры

Это письмо я получила от бабы Шуры в конце далёкого 1997-го года.
Мы с мужем жили тогда в Германии: учились в городе Галле, в Университете Мартина Лютера.
У нас родилось подряд двое детей: сын Володя и дочка Настенька.
Мы с головой погрузились в жизнь страны, пусть и близкой мне (я прожила в ФРГ около пятнадцати лет), но все же нам не родной.
Связь с Россией, с Родиной я поддерживала через письма, которые усердно писала своим родственникам.
Написала я и бабе Шуре: отправила ей, помнится, фотографию моих маленьких детей.
Отношения у отца со своей матерью тогда были крайне сложные: они практически не общались.
А мне так хотелось поговорить с бабой Шурой: я не очень много знала о ней, а
хотелось узнать побольше.
И вот в мой некрасивый, жестяной почтовый ящик (ящик, принявший столько писем от самых разных людей!) аккуратный немецкий почтальон опустил совсем обычный конверт: письмо из подмосковных Люберец, от бабы Шуры.
Оно чудесным образом сохранилось, это письмо.
И лежит сейчас передо мной в целости и сохранности.
Я читаю его, признаться, со смешанными чувствами: бабы Шуры уже многие годы нет на свете. К своему стыду я даже не знаю, где она похоронена - а вот письмо сохранилось, дошло до меня...

"Das Haus verliert nichts", - говорят немцы. ("Дом ничего не теряет").
Письмо от бабы Шуры попало мне в руки совсем случайно. Случайно - да неспроста!
На простом, изрядно уже пожелтевшем листке в клетку уцелели неровные, старческой рукой написанные строки...
Вот они. Безо всяких купюр.

"Здравствуй, дорогая моя внучка Светочка! Прости меня за то, что я так долго не могла тебе написать и поздравить вас с рождением дочки Настеньки.
Сердечно поздравляю я вас с двумя ангелочками и желаю вам вырастить хороших и достойных людей, а особенно ценить вашу заботу о них.
Письмо с фото Настеньки я получила 10.11.97 года. Оно шло до меня 4 месяца.
Настенька наверно уже сидит, а я только познакомилась с ней.
Спасибо Света тебе за то, что ты меня не забываешь!
Письма почтой к нам уже не приходят, а только авио. Я знаю, что тебе это не по карману, но возможно мы будем такие письма получать хотя и не часто.
Света, ты ничего не пишешь о Серёже, где он и закончил ли учебу.
Как вы справляетесь с двумя малышами, я знаю как это трудно иметь двух малышей, но крепитесь дорогие и помогайте друг другу, тогда будет легче их вырастить.
У нас было 4 детей, трое выросли, а одного не могли спасти я сильно болела, и что такое дети я знаю в радости и в горе. У нас все в порядке все живы и здоровы живем без новостей дружно. Когда вы получите это письмо я не знаю но на всякий случай я поздравляю вас с наступающими праздниками, Рождеством Христовым и Новым годом.
Света возможно это письмо ты и не получишь, потому что ты писала, что после рождения ребенка вы намерены были приехать в Россию жить ближе к родителям расчитывая на их помощь. Так-ли это?
Я ничего о них не знаю так сложились наши отношения.
Еще раз поздравляю я вас с двумя ангелочками.
Поцелуй их за меня возможно мы когда и встретимся и я увижу их какие они? Но не на фото.
Привет от нас передай Станиславу а деток еще раз поцелуй.
Баба Шура. 10.11.97 года"

Вот какое оно - письмо от бабы Шуры...
Письмо, которое я смогла понять и прочесть по-настоящему только сейчас...
Спасибо Вам, баба Шура!

Вы прожили долгую и очень непростую жизнь (92 года).
Я постараюсь рассказать о Вас все, что знаю - потому что помню и люблю Вас.
Ваша внучка Света.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ


Рецензии