Образ божий

Рассказ одного монаха...

Христе, Свете истинный, просвещаяй и освящаяй всякаго человека, грядущего в мир,  да знаменуется на нас Свет Лица Твоего,  да в Нем узрим Свет непреступный.
(из молитвы первого часа)

Странная история стала происходить со мной с недавнего времени. Не знаю даже, с чего и началась она... Наверное с того, что однажды я перекрестился, проходя мимо зеркала. Было и смешно и неловко как-то потом: "перемолился, наверное," - упрекал я себя тогда. Но это так и не прошло и невольно повторялось почти всякий раз, когда я подходил к зеркалу, чистил ли зубы или еще для какой нужды. Прошло где-то с пол года, и я стал уже волноваться: "да что это такое! - укорял я себя. - Может я схожу с ума? Может быть это - прелесть?"
      Решил выложить все на исповеди. Но после этого я не только не получил успокоение и вразумление, но теперь уже и на свою тень я начал смотреть как-то по-особенному: "ведь, вот так и Христос шел!.." - и невольно переставал размахивать руками, шаг замедлялся, и какой-то трепет и волнение охватывали всего меня! А буквально вчера, когда расчесывался перед зеркалом, вдруг увидел Самого Христа!.. Лицо-то было мое, но совершенно уже другое, необыкновенное, светлое-светлое. А глаза!.. В самую глубину сердца смотрят! У меня аж коленки подкосились. Закрыл я от страха лицо руками и даже расплакался от острого ощущения своей греховности и недостоинства. Но тут мысль сомнительная промелькнула: "как это может быть?" Поднимаю украдкой глаза к зеркалу с надеждой, что показалось, а Христос уже строго-строго смотрит на меня, и слышу как бы голос: "а чей же образ Я тебе дал? Не Свой ли?" Тут  меня и вовсе силы оставили...Упал я на колени перед раковиной. "Прости! Прости!" - рыдал я.
      Помню, что только в детстве я заливался такими горючими слезами, когда провинился перед мамкой. Мне было и страшно, что прогневал я Бога своим неразумием, но и тут же душа ликовала и радовалась! Ведь меня, великого грешника, Сам Господь посетил! Действительно, на кого же еще я должен быть похожим? Не на дьявола же? Ведь если дети копируют своих родителей, подражают своим друзьям, то тем более надо подражать Христу, Его жизни, Его смерти, даже Его воскресению! Разве не в этом ли и заключается иметь Образ и Подобие Божие? Не так ли учат и святые отцы: "Бог принял человеческий образ, чтобы напомнить человеку о Своем Божественном Образе. Бог стал человеком, чтобы обожить человека!"
      После этого я твердо решил уйти в монастырь и совсем перестал смотреть в любые зеркала. Даже и на тень свою теперь боюсь смотреть: "а вдруг прогневаю Бога чем-то"...
3-08-2001


Рецензии