Простите меня, грешного, и помолитесь о мне!

     Полумрак. Все стоят на коленях, усердно молясь, слушая покаянные песнопения. Свет виден только во Святая-Святых. Свет Алтаря – Слава Божия, Господь наш Иисус Христос, принесший свет  миру. И, прежде чем подняться, прежде чем приступить к Торжеству Православия, хочется еще раз заглянуть в себя: все ли я сделал, чтобы достойно встретить Праздник всех праздников, готов ли я к пасхальной радости? Нет, есть еще обида на друга… Как же он слеп и не замечает этого! Какой  же он еще несовершенный, незрелый, ребенок!
     Как часто мы говорим подобное и в отношении наших родителей, или детей, или начальства, совершенно забывая о своих долгах. Также фарисей горделиво сравнивал себя с мытарем, хотя регулярно постился, творил много милостыни, всегда ходил в храм, и за это Бог его тоже оправдал, хоть и менее, чем смиренного мытаря. Также и брат осудил своего блудного брата, по возвращению которого отец устроил пир. А ведь он сам был очень трудолюбивым, скромным, честным и смекалистым работником у отца. Как часто мы поступаем подобно ветхому Адаму и Еве, которые сваливали свою вину на что угодно. Но ведь и до их уровня далеко, ведь Адам говорил с Богом лицом к лицу, видел красоту Рая, Царства Небесного и обители, уготованные всем святым! Сможем ли мы избежать страшного суда? Как же еще смеем осуждать других? В одно мгновение осуждения все наши добродетели превращаются в камни, и жизнь надо начинать сначала, так как осуждение – равносильно убийству. Действительно, осужденный нами человек перестает существовать для нас, для него незачем трудиться, заботиться о нем, уже не надо просить прощения. Но удивительно, нам не хватает сил, чтобы понять, что именно от него зависит наше спасение, жизнь или смерть! Ведь вся жизнь зависит от окружающих нас, от их поведения и нашей реакции на это! Беден и безумен замкнутый и гордый человек - ему некого любить, его жизнь пуста и бессмысленна. И теперь становится понятен подвиг монаха, который уходя из мира приобретает ВЕСЬ МИР, непрестанно молясь за всех и за вся.!
     Наступают дни Великого поста, великих подвигов послушания и воздержания, наступает духовная весна, во время которой надо успеть проснуться, смыть с себя грязь, потом должны зачаться бутоны, расцвести и принести плоды. Грязь – это наши пороки, страсти, страхи, сомнения, которые опутывают всех нас, приводя к болезни и даже гибели. А цветы – это наши добродетели: вера, надежда и любовь, которые подобно цветам должны принести плоды на пользу всем. Но заметьте, необходимо немало мужества, чтобы признать себя грешным, виновным. Нужно иметь изрядную решимость, чтобы попросить прощения, сделать первым шаг. Нужно быть очень мудрым, чтобы начать новую жизнь, изменить себя, а не другого, чтобы перестать быть тем, во что мы превратились под влиянием этого безумного и жестокого мира, и стать такими, какими мы задуманы  Самим Богом. В этом и есть сила покаяния (Пока Я ни Я): если человек имеет Образ Божий, то должен быть и подобен Ему!
     Время коротко и летит все убыстряясь, и наглая смерть, то есть дьявол, днем и ночью ищет, кого бы погубить, не спрашивая: готовы ли мы к борьбе или нет. Приходит тихо и незаметно или нагло и яростно, как бандит, и похищает, оскверняет, калечит, губит. Бьет наверняка, чтобы и не встать. И кто может остановить это зло? Все знают: там где плюс – уже нет минуса; там где сила – отступает подлость; там где Правда – нет лжи; там где Свет, Солнце Правды – исчезает мрак невежества, туман наваждения; там где Бог – уже нет зла!
     Сегодня уже любой человек подтвердит: лучше протянуть друг другу руку, чем меч; лучше подставить плечо, чем ногу. Отсидеться с краю, в стороне никому не удастся, как погибают ни в чем не повинные пассажиры или пешеходы  от водителя, «не справившегося с управлением». Но лучше напомню другой пример: когда женщина рожает – терпит боль, иного выбора нет, и ей полезнее думать не о грядущих страданиях, а о ребенке. Да ведь и любое доброе дело не бывает без жертвы! Все, что мы получили, - дар от Бога: деньги или их отсутствие, болезни или здоровье, жизнь или смерть. Нет смысла гордиться или завидовать этому – все это человек должен использовать для спасения души: нищий спасается терпением – богатый жертвой.
     Итак, остается-то проснуться пораньше, встать, привести все в порядок и идти в храм, - образ Царства Божьего, где уже собрались наши любимые, родные, друзья. Собрались ради того, чтобы начать новую жизнь, помня поучительные примеры мытаря и фарисея, блудного сына и его старшего брата, или Адама и Евы. Вот в чем смысл подготовительных недель Великого поста, в том числе масленицы, чтобы подготовить человека к нелицемерному подвигу поста, молитвы, послушания, воздержания, покаяния. И если человек, готовясь к  очень серьезному и ответственному делу, ведет себя самым серьезным образом: степенно, сдержано, вдумчиво, даже торжественно, испрашивая помощи и советов у других, то понятно становится, почему в это время совершенно неуместны и бездуховны всякие безудержные веселия, пиршества, развлечения, драки.
     Великий пост длится 40дней, так называемая «четыредесятница»,  - в память о 40-дневном посте Господа нашего Иисуса Христа. И после Вербного воскресенья – Входа Господа в Иерусалим – наступает Страстная Седмица, где усугубляется пост в связи с воспоминанием последних дней земной жизни Спасителя. Бог, живя среди людей, счел необходимым  и Самому соблюдать человеческие законы, и Сам постился, молился и ходил в Храм, был в послушании, наконец, добровольно пожертвовал Собою, умерев на Кресте, и воскрес в третий день по пророчествам. И каждый из нас, подражая Его жизни, может надеяться на воскресение из мертвых, когда погибнут все наши грехи, пагубные привычки и привязанности, и восстанет новый человек, готовый к любому подвигу, сильный в Православной вере, твердой надежде и искренней любви.
     3 марта 2002


Рецензии