А судьи кто?

     Какой смысл судить, к примеру, борьбу Дон Кихота с мельницами? Он сошел с ума, так и не женился на Дульцинеи. Что было бы, если бы он не читывал этих рыцарских романов? Что гадать! Достаточно знать, как жесток мир и как мало не только друзей, но даже как мало способны  и они на что-то доброе...
     Глядя на совершаемый грех кого-то, стоит все-таки вспомнить бедного Дон Кихота: тот был наидобрейшим человеком, но скольких людей этим соблазнил и сколько принес зла! Мы все убеждены, постоянно доказываем и вовсю развиваем нашу "культуру", которой нет и с каждым днем - становится все меньше… Так что может так даже получиться, что не только добро превращается в страшное зло, но и самый лютый грех Бог Своим Промыслом может совершенно изгладить или преобразить!
     Видя совершаемый грех, поплачем вместе с святым преп. Иоанном Лествичником, который сказал: если мой брат (а все мы - братья и сестры, т.к. рождены от одного Человека!) согрешил, то как же согрешу я, слабый и невежественный!
     Ничего не бывает случайного, и увиденный грех надо считать уже своим! Как писал Достоевский: каждый виновен всегда, во всем и перед всеми! Можно ли заборами отгородиться от сорняков или червей? Стоит напомнить и слова Христа, что мысленные грехи страшнее физических (например, в Нагорной проповеди Он уровнял убийство и раздражение), и когда мы только смотрим на чужое падение даже без осуждения, то все равно виновны: а что мы сделали, чтобы этот человек не согрешил? Подняли ли мы эту Икону - Образок и пока очень слабое Подобие Бога - отмыли ли слезами своими? Долго ли пришлось хотя бы переживать за него? Так кто же из нас больше виноват: если и я - такой опытный и сильный - ничего не могу больше, как только хотя бы не осудить, а рассудить?
     Может для того Господь и допустил чье-то падение, чтобы напомнить нам давно забытое, чтобы на наши "мелочи" мы посмотрели более серьезно и ответственно. Так например, осуждение рождается от любопытства, которое погубило Адама и Еву; от тщеславия; от чистоплюйства, когда хочется, чтобы был во всем порядок; от властолюбия, когда хочется, чтоб было по моему; от раздражения и гнева, когда, по большому счету, неважно, на что обратить наше внимание - все будет катализатором; от ненависти, когда начинаем ненавидеть не само зло и не беса, когда забываем, что грех и человеческая личность - разные сущности. Так что, тщеславие и гордыня разве не хуже греха осуждения? Какой бы страшный грех мы не увидели, но что может быть хуже грехов, гнездящихся в сердцах наших!
     Кроме обнаружения собственных пороков, соделанный кем-то грех как некая болезнь, в конце концов, должен обнаружить и искусного врача. Что же будет пластырем для душевных и духовных ран? Жертва совершенная не бывает без милосердия и сострадания, которые рождаются только после усердных и весьма длительных подвигов, силы на которые дает только любовь, которая вместе с доверием и крепким упованием и раскрывает сердечные глаза на все происходящее везде, а особенно внутри, что приводит к великому смирению и жертвенности. Все добродетели связанны между собой (как, к сожалению, и грехи) и помогают расти друг другу. Откуда же нам, грешным взять все эти добрые дела, когда мы становимся всё хуже с каждым днем? (Это может быть и субъективное восприятие.) А откуда молодая мама, еще мало что умея и понимая, берет силы и сопли ребенку вытереть, и по ночам не спать целыми годами? А откуда взялись силы прорвать блокаду через 900 дней у тех самых питерцев, которые взрывали недавно храмы? А откуда взялись силы у Ильи Муромца (его нетленные мощи видел в Киево-Печерской Лавре), который больше 30 лет был просто инвалидом? Важно другое понять, чтобы мы научились у простого сапожника, как когда-то Великий Антоний, проведший в пустыни Сахаре более 80 лет, повторять: «все спасутся, один я – погибну»!
     Осуждение – очень тонкий грех, и потому, чрезвычайно опасный! Некоторые, глядя на святых пустынников, начинают рассуждать о том, стригут ли они ногти, а если они только молятся, то у них должны быть настоящие когти – тогда как же они могут быть красивыми на иконах? Некоторые святителя Николая Чудотворца, этого великого постника и аскета, наряжают в толстенную красную шубу, заставляют его лазить по трубам и рассовывать Новогодние (т.е. уже даже не Рождественские!) подарки детям в носки, даже снимают фильмы про «плохого Санту». Получается, наши рассуждения плавно переходят опять в осуждение. Не про это ли сказал Христос, что любой грех отпустится человеку, но только не хула на Духа Святого! А в каждом из нас – может быть и самая маленькая, но все же есть частичка Бога!
     Мы должны быть мудро наблюдательны, а не болтливо любопытны. Должны быть молитвенно спокойны, а не жестокосердно равнодушны.
     15-10-2004


Рецензии