Гугл этого не знает

Сколько народностей проживает на территории нашей необъятной Родины – не перечесть. Но, покатавшись в свое время всего по одной, пусть и совсем не маленькой, области, я узнала, что почти в каждом районе, да что там, в каждой деревне одни и те же вещи называются совершенно разными именами…

***

Помню, я тогда была еще маленькой, мы приехали на лето в деревню, и мама собиралась прибрать в доме своей бабушки.

- Ключ там, за лобаном возьмешь, - сказал ей дед.

- Где-где? – удивилась мама.

- Ну, вот как зайдешь, так сразу и увидишь!

Потом мама рассказала, что, входя в избу, она первым делом шарахнулась лбом об притолоку (двери-то в старых деревенских домах низкие), потом увидела пляшущие перед глазами звездочки, а уже в их ослепительном свете – искомый ключ, который как раз за притолокой и лежал.

- Ну, что, знаешь теперь, что такое лобан? – смеясь, спросил дедушка.

- Знаю, почему его так назвали, - ответила мама.

***

Потом, когда мы уже переехали в деревню насовсем, был повод посмеяться и над папой. Стояло довольно засушливое лето, колодцы и пруды обмелели, а до единственной на всю округу колонки не набегаешься, ведь, кроме как поесть, надо было и скотину напоить, и огород полить.

И вдруг, как подарок небес, на деревню обрушился ливень.

- Коля, беги скорей, бери ведра, бочки – ставь под застрех!

- Куда? – округлил глаза папа.

- Коль, ну что ты как нерусский? Под застрех!

К слову сказать, папка мой мордвин, и слова такого отродясь не слыхал. Но тару поставил правильно – под крышу, чтоб вода зазря не пропала, а стекала прямехонько в нее.

***

Ну, и со мной, конечно, такой случай недопонимания был. Став бухгалтером сельского хозяйства, я начала свою трудовую деятельность в колхозе. Газ туда еще не провели, а потому отапливаться надо было дровами, которые я, не медля, заказала привезти.

- Тебе как привезти, хозяйка, - спросил меня усатый тракторист – клячиками или должьём?

-Что, простите? – не разобрав окончания вопроса, переспросила я.

- Я говорю, клячиками или должьём? – чуть громче повторил тракторист.

- Как-как? – чувствуя себя беспросветной тупицей, пролепетала я.

- Клячиками или должьём? – заорал тракторист, но смотрел сочувственно. Наверное, решил, что я больная.

Откуда же ему было знать, что у нас в деревне это называется чурбаки (то есть дерево, распиленное на порционные полметра) и бревна (то есть дерево, которое никто распиливать не собирался)?

***

И вот решила я поискать эти случайно всплывшие в памяти слова в интернете.

Википедия, как и многие другие источники, утверждает, что лобан, или кефаль-лобан, или чёрная кефаль - это промысловая рыба, самая крупная из серых кефалей. Ни слова о дверных притолоках.

Застрех найти было сложнее, но словарь Ожегова подсказал, что застрЕха - это нижний, свисающий край крыши в крестьянских избах. Все верно!

С клячиками отдельная история. Поисковик упорно предлагал мне для поиска исключительно слово ключик. Выручил обитатель ЖЖ https://cyn-u3-monopa.livejournal.com/profile - он сказал, что Серый Клячик – одна из самых редких птиц в Евразии.

А вот с должьём было полегче – по Далю, дОлжик - всякое долгое продольное дерево либо тележная оглобля. Снова в точку!

Вот такие у меня получились интересные изыскания. А вы знаете какие-нибудь старинные слова, которые незаслуженно забыты или означают сейчас совсем не то, что означали раньше? Поделитесь.


Рецензии