А. Венецианов Гумно

А.Венецианов      «Гумно»

Образ сложного пространства
И куда ни кинешь взор
В поле трудится крестьянство,
Не до распрей, не до ссор.

Кто-то лошадь запрягает,
Кто на отдыхе сидит,
Кто зерно перебирает,
Кто с соседкой говорит.

Видим  девушку в сторонке
Мы  сидящей  на  полу.
Ноги босы, и легонько
Сжалась вся в комок  в углу.

Серп в руках, поди ж устала.
(Раньше жали все серпом).
Щеки алы, губы алы,
Эта девушка – огонь.

Мужичок в косой рубахе
Тоже выбился из сил.
Помогал не только свахе.
Квасу выпил бы, остыл.

Краски сотканы из света.
И картина так проста.
Сарафаны. Бабье лето.
Мы застыли у холста.

Необычная трактовка,
Необычный интерьер.
Руки скоры. Есть сноровка
Брать кому с кого пример.

Образ сложного пространства.
Полдень. Вышли все на двор.
В поте трудится крестьянство.
Не до распрей, не до ссор.

•В 1819 году, желая полностью отдаться искусству, Венецианов оставил службу, купил в Тверской губернии сельцо Сафонково с 70 душами крепостных, построил себе дом и переселился туда, правда регулярно наезжая по многочисленным делам в Петербург. В один из таких приездов на него сильнейшее впечатление произвела привезенная в Эрмитаж картина Ф.Гране - рядовая, но иллюзионистически передавшая пространство церковного интерьера. Задавшись целью достигнуть такого  же умения, Венецианов решил написать деревенское гумно с трудящимися и отдыхающими крестьянами. Для удобства работы даже не пожалел выпилить часть стены в принадлежавшей ему постройке. В картине "Гумно"  поставленная цель была достигнута, а в процессе работы художник сильнее укрепился в намерении запечатлеть окружающую его действительность такой, какая она есть, ничего не выдумывая.
                "Знаменитые русские художники" (Биографический словарь).               

  На полотне А.Г.Венецианова «Гумно», написанном в 1823 году зрители увидели немного наивный, но глубоко оригинальный и свежий образ сложного пространства. Работая в деревне, Венецианов открыл для живописи мир русского крестьянства, трактуя его как возвышенно-поэтичную   череду «трудов и дней» в окружении тихих и величавых пейзажей.


Рецензии