Под кого бы лечь? - и что из этого получается...

Я их долго не трогал вообще, двадцать лет без малого, не звонил, не смотрел, не вспоминал, ибо рвотный рефлекс до сих пор стоит на передних позициях при любом упоминании об этом «научном», прости Господи!, институте. Бр-р-р-р…, какая гадость!

Пару раз за эти двадцать лет я пытался было как-то приблизиться, но с каждой попыткой там в рядах начиналось волнение, «движуха» - как сейчас говорят, и я отходил назад, изыскивая спокойствие в Божьей помощи и поддержке. Не, ребята, не волнуйтесь, я не приду больше, работайте спокойно, как вы это себе понимаете.

Поэтому, у меня нет никакой прямой информации об этих людях за последние двадцать лет, и все мои сегодняшние обобщения, сделанные ниже, носят гипотетический характер, построены лишь на моей памяти и косвенных ассоциативных наблюдениях, которые отражают уровень внутренней экстраполяции, развиваемой мной в многолетней научной и сегодняшней творческой и преподавательской практике.

А зачем мне это нужно сейчас? Я просто почувствовал, что некоторые процессы уже завершились настолько в своем развитии, что по ним можно делать определенные обобщения, чем я и занимаюсь на этих строках. И потому еще, что судьба благодарно приучила меня всё по возможности завершать в этой жизни, и ровными рядами ставить на красивую полку. Полка есть, а ряд будет большой. Начнём с раннего периода, по хронологии…

Здесь я приведу лишь несколько эпизодов, наиболее характерных для понимания общей картины жизни в то время и в том месте. Таких эпизодов бесконечное множество, и я все помню, до мельчайших нюансов. Ошибочно думать, что уже нет людей, которые могут выстроить все те события давних лет в одну линию и обобщить их. Такие люди еще есть на этом свете, и я один из них. И я обобщаю…

Стиль обычный – ни имен, ни мест. Кто знает – догадается, кому интересно – найдет, а неинтересно – и не надо. По привычке материал выстроен в форме научного отчета. Привык, знаете ли, читатель простит…

Эпизод 1: Про Т-15…

Этот токамак мы строили в 70-80-х годах прошлого века. Т-15 назывался. Причем строили не все. Нынешняя администрация института не имела к этому отношения. Они тогда или еще были молоды, или строили свои партийные карьеры. Но нам было интересно. Я в 76-м пришел, и до 90-х строил этот токамак в большой команде приятных людей, о которых вспоминаю, в общем-то, с теплотой. Я тогда еще придумал формулу, что Т-15 потому, что 15 лет проектировали. Тогда, как и всегда, были люди, которые работали, а были – которые вступали в партию большевиков, или еще куда-нибудь в карьерных целях. Теперь те, кто строил – на том свете в основном, а партийные – институтом руководили, пока их не выгнали следующие вступающие.

Так вот! В середине 80-х начали организовывать испытания уже готовых блоков сверхпроводящей тороидальной обмотки. Их там 12 что ли было, не помню уже? Испытали, резистивность эту обнаружили, ниже расскажу – я лично и обнаружил, затем собрали все блоки в установку – физический пуск, Ура! – доклад наверх, и … всё. На долгие годы проект заглох. Это было начало 90-х. Как говорили тогда – из-за недостатка финансирования. Наш славный токамак простоял до начала нового века, затем его разобрали и выбросили, мотивируя - «Да у них обмотки не той формы…» видишь ли! – круглые обмотки, а наука ушла вперед, и теперь нужны D-образные обмотки тороидального поля. И теперь наши термоядерщики, прости Господи, дружно строят уже новый токамак, «теплый» - то есть без сверхпроводимости, чем подтвердили уверенный шаг назад – регресс – ибо все люди как люди сверхпроводимость применяют в токамаках, и в ИТЭР'е прежде всего, а у нас - «теплый». Ура!!! Своего добились.

В то же время французы создавали и создали свой аналогичный по масштабам токамак тоже со сверхпроводящими обмотками такой же круглой формы, как и в Т-15 – “Tore – Supra” назывался. Запустили в 88-м, и работали с тех пор на нем с плазмой, и сейчас работают после реконструкции. Теперь установка называется WEST. Я там был в 98-м – французы уже тогда показывали 100 секунд удержания плазмы на своей установке.

Теперь вопрос – и кто мешал нашим «физикам» успешно работать все это время с плазмой на Т-15, как это делали французы тоже на круглых обмотках? Отвечу известной формулой: «Война – херня, главное – манёвры!». Старое выкидываем, новое создаем хуже, чем старое!? Мы 15 лет эту машину создавали, а они её выбросили, даже не поработав? Нехорошо! Теперь новую машину строят, но уже без сверхпроводимости. Неинтересно! Думают, что никто уже не вспомнит. Ха-ха-ха!

Эпизод 2: Бочвар

В ту далекую уже пору создания термоядерной установки Т-15, в соответствии с существовавшими тогда порядками, один уважаемый институт был назначен научным руководителем, другой – главным конструктором проекта, а третий – главным технологом. Научный руководитель отвечал, кроме прочего, за выбор проводника для обмотки тороидального поля на базе сверхпроводящих материалов. Главный конструктор из этого проводника изготавливал обмотки, а главный технолог изготавливал сам проводник. ОК.

Научный руководитель также выполнял программу экспериментальных исследований образцов выбираемого сверхпроводящего проводника. Действительно, проводились реальные измерения, на температуре жидкого гелия, в сильных магнитных полях. Измерялись короткие образцы – доли метра, тогда как реальные обмотки в токамаке содержали уже километры такого проводника. Одно измерение было проведено на увеличенной длине образца – пара метров. Да, они увидели некий эффект, что-то там было не то уже на начальном этапе, и я это тоже видел, как участник экспериментов. Но что, что?... Чёрт его знает – иногда возникает какое-то малое активное напряжение на сверхпроводнике, а может и не возникает… как-то непонятно было.

Ну, не могли же тогда серьезные люди, доктора наук и член-корреспонденты на виду всего мира признать, что так проявляется некий, непонятный пока, дефект технологии изготовления образцов – как потом и оказалось. Нет, ни за что! Придумали термин – «размытость вольт – амперных характеристик»…, ну, то ли есть это активное напряжение, то ли его нет, непонятно никому. Но всем понравилось – ну, как дуализм света – тут тебе и волна, и частица, как посмотреть. Красиво! Молодцы!

И когда на испытаниях готовых блоков сверхпроводящей обмотки тороидального поля ваш покорный слуга обнаружил своей аппаратурой совершенно однозначное и большое активное напряжение на длинномерном сверхпроводнике, вызванное тем самым, скрытым, или скрываемым, дефектом технологии изготовления - научная общественность громко выдохнула: «Удивительный результат!». Мне потом в эпитафию прошу вставить тот сюжет, когда грозный членкор спрашивал меня: «Ну, что показывает твоя аппаратура?», и я маленький такой, трепетно дрожащий от страха и ответственности, отвечал: «Аппаратура показывает, что сверхпроводимости нет…».

Оказалось, что в технологии был дефект, который на коротких образцах проявлялся на пределе чувствительности измерений, а на полномасштабной обмотке проявился в полной мере. Кто виноват? Общий настрой общественности, недостаток экспериментального обеспечения – о чем я не уставал повторять тогда на всех совещаниях, вера во всемогущество расчетных оценок.

Но, естественно, тогда никто ничего не признал. Наверх отрапортовали – ОК! И в результате на надгробных плитах известных нам тогдашних больших начальников сейчас написано – «Лауреат государственной премии». Бог с ними! Времена не выбирают. Но у истории есть продолжение…

Я тут как-то, в припадке ностальгии, зашел на сегодняшний сайт института, который был тогда главным технологом термоядерной установки. Смотрю – ага, сверхпроводимость есть, сохранили - молодцы; ну – те начальники уже умерли, да; новые теперь, с юга и с востока – ОК, а это что? Здрасьте! – читаю: «Оценка размытости критических характеристик сверхпроводящих материалов. Измерение остаточного электросопротивления…». Это написано на сайте крупнейшего отечественного института, названного именем академика, с которым я лично был знаком, института, который был создан в рамках известного послевоенного атомного проекта. Я сктиншоты сохранил, на всякий пожарный…

То есть, мало того, что научная общественность не признала тогда допущенной ошибки в обосновании выбора сверхпроводника, но они до сих пор утверждают свою правоту, и, наверное, преподают современным студентам о размытости характеристик и остаточном электросопротивлении сверхпроводников в России.

С ума сошли? Авторы теории сверхпроводимости - БКШ, Ландау – Гинзбург в гробах переворачиваются. Нет никакого остаточного сопротивления у сверхпроводников, там чистый ноль, как и размытости не бывает тоже. Надо было чувствительность измерений поднимать, а не партийные собрания созывать, тогда всё бы проявилось и на коротких образцах, а не только на длинных. А природа этого дефекта проста как мои деревенские грабли – в исходном виде образец сверхпроводящего кабеля не имеет сопротивления – ноль! Но потом его начинают наматывать в обмотку, изгибают, стеклообразный материал деформируется при изгибе, ломается, возникают микроскопические дефекты сплошности материала, которые и приводят к возникновению активного сопротивления.

Вот такие методы наследования добытых знаний применятся у нас… С сегодняшним поколением бизнесменов от науки все понятно - старший приказал, и будут обосновывать что угодно, хоть и остаточную резистивность сверхпроводников. Бизнес – ничего личного… Но где же те ученые люди, имена которых мы знаем, и которые участвовали тогда в данном проекте? Чем это не пример научной недобросовестности?

Дам им Бог здоровья и долгих лет жизни…

Неинтересно!

Эпизод 3: НСЦИ

Минуя многие другие проекты, эту смешную историю я расскажу еще раз вкратце, так как она ясно показывает действительные возможности наших дутых докторов и профессоров, прости Господи, и не только, кстати, в данном институте, но и вообще в нашей системе подготовки и сертификации кадров, так как я давно живу, и много чего видел в разных местах...

Военная авиация тогда вышла с проблемой – у всех басурманских боевых пилотов есть нашлемный прицел, а у наших нет - давайте сделаем, вы же такие умные все здесь доктора? «Да, да, Яволь! – привычно отвечали институтские доктора и директор с ними – «Мы сделаем обязательно!» - но сразу пригласили меня, так как некоторые уже брались, да не смогли, но слов уже наговорили много, и надо было уже чего-то делать, а я тогда только из Швейцарии вернулся. Это тот директор, который говорил тогда: «Куда не приду – везде Желамский!» А что вы хотели? Я работал серьёзно, и сейчас работаю. Мне то предложение показалось интересным, я вписался в «нашлемный проект», и началась великая дружба, где эти люди даже в деревню ко мне ездили, и в моей бане парились, только бы я не сомневался в искренности их намерений. Я сразу почувствовал подвох, но работал как обычно интенсивно, не подавая вида, и вскоре появились первые результаты – сделали некий макет, который повезли «летчикам», и там чего-то показали. И тут эти ребята, которые совершенно бесплатно мылись в моей бане, совершили до смешного глупый шаг – они решили, что проблема решена. Они же математики, и подумали, что здесь всё как у них в предмете – циферки подставил в формулу, и сразу получил результат. И всё! Дальше – диссертации, все становятся профессорами, всеобщее признание, новые проекты… Не знали ребята жизни, и сейчас не знают. И стали они меня пытаться скушать живьём. Мол – всё, не нужен больше, дальше мы сами…

Да ради Бога! – я посмотрел, посмотрел, да и ушел вообще из института, в бизнес, где схватили с руками и ногами. Но все свое я унес с собой, за что наши будущие национальные ученые лидеры очень на меня обиделись, как тот Парамоша в «Бег'е» - «Он у меня выиграл деньги, я хочу, чтобы он их мне вернул…»

Дальше еще смешнее. Ничего они не смогли сделать без меня – полный провал. И ошибка была именно в математической концепции решения, которую наши славные математики не смогли построить правильно, несмотря на уже имеющиеся докторские ученые степени. Ни административный ресурс не помог, ни неограниченное финансирование тоже. Провал, полный! Я их этому не учил.

Я же у бизнесменов в приборостроительной компании все сделал, сам, и математику, и измерения, и первый в стране действующий макет прицела соорудил своими руками, измерения провел полномасштабные, и результаты опубликовал, а затем оформил в виде докторской диссертации, которую тоже опубликовал, и, будучи уже докторантом, подал её к защите в самый крутой ученый совет, где очередная партия таких же «докторов», прости Господи, до сих пор её рассматривает, не зная с какого бока подойти, так как ничего подобного в стране никогда не было, и спросить – списать им не у кого. Но это уже их проблемы и другой разговор для очередного материала на мою красивую полку с мемуарами, а я свое дело сделал, и возвращаться к нему более не намерен – есть вещи не менее интересные, а там вопрос решён.

Так вот, после получения результата я звонил тем изначальным «летчикам»: «Вот, есть, сделал, берите!». А оттуда крики из трубки: «Не, не, не – проект закрыт, мы больше этим не занимаемся, и с теми людьми отношений не имеем». Ну, что сказать? Загубили, суки недоучёные, все что могли, и провалили при этом все, за что брались. Больше я их к себе в баню не возьму. Так и нет до сих пор у наших летчиков боевого нашлемного прицела, стараниями людей, которые теперь сидят тихо, и в этом направлении помалкивают. А надо было им тогда сидеть тихо, как на комсомольском собрании, и я бы все сделал сам, и все было бы в порядке.

Но штука в том, что они опять проявляются, уже в других направлениях. Так вот я затем и пишу, чтобы обобщить и предостеречь общественность – «Люди! Бойтесь активности, не подтвержденной практическими результатами!!!»

Эпизод 4: Профессура

Все теперь там все доктора, профессоры и, прости Господи – член-корреспонденты даже, не путать с членом корреспондента. Разница небольшая, но есть.

Довелось мне тут общаться некоторое весьма длительное время с нашей отечественной профессурой, а также и с зарубежной. Могу сказать пару слов на эту тему.

Когда я докторантуру проходил, то там, в центровом университете все кругом были профессоры. И я к ним, как обычно, приставал со своими вечными предложениями: «Давайте сделаем то, давайте это…». И все профессоры мне дружно отвечали: «Да, да, Яволь! Мы беремся за все, …кроме внедрения…»

В результате, на этой кафедре не было ничего из того, что должно быть у приличных людей - ни своих научных направлений, ни уникального оборудования, ни научных результатов, ни связей с научной общественностью. Они только преподавали старый, допотопный материал… А как омерзительны были виды различных соискателей, которых я там видел во множестве, участвуя в заседаниях кафедры, где «заслушивались» предзащиты соискателей. Это у нас так устроено, что соискатель опускается ниже плинтуса, и смиренно просит о милости слушателей, которые задают при этом самые идиотские вопросы, не имеющие отношения к существу выступления. Нет уж, бр-р-р-р-…

Но у меня есть и другой пример – мои последние (крайние) научные статьи опубликованы за рубежом, да так, что мало у кого есть подобное по всей нашей стране. Я там один автор, сам придумал идею, один реализовал на уровне математического и физического моделирования, один написал англоязычную статью, сам послал её в совершенно неизвестные до того журналы – одну в Бразилию, а другую в Германию. Там в редакциях люди сразу схватили мои статьи, за свой счет отредактировали по своим правилам, сами нашли рецензентов – двух действительных профессоров из других стран – Шотландия и Франция, если память не изменяет, оплатили им рецензирование, и с радостью опубликовали мои статьи, опять же бесплатно для меня. Так вот те рецензенты были нормальными профессорами – каждый из них вел свое научное направление мирового уровня. Вот это интересно.

А от нашей профессуры – тошнит. Причем, не от какой-то периферийной, как в данном институте, а из центрового Питерского университета в том числе. Тошнит до сих пор, уже пять лет, вспоминать не могу. Бр-р-р-р-р…..

А этих то, институтских, о которых идет речь, я почти с рождения знаю – какая там профессура, какие направления, какая новизна, не смешите меня?! Там извечные интриги, враньё, деградация, списывание, дискредитация, мошенничество и регресс… Сейчас профессор, а был секретарем комсомольской организации. Я помню, как он бегал со своей докторской диссертацией, прости Господи, от своего же бывшего начальника, у которого списал, и поминутно забегал к директору за поддержкой, так как директор был когда-то секретарем партийной организации, а он – всего лишь комсомольской. Тьфу! Но не в этом дело. Нет там науки! Меня, слава Богу, научили в конце концов за время моих познавательных странствований по бизнесу и университетам, что наука – это когда есть мировая новизна, то есть сделано то, чего не было и нет в мире нигде и никогда. Нет там науки никакой сейчас, да и в России вообще нет. При мне была. Неинтересно!

И диссертации я у них просмотрел по диагонали. Стыд и позор. Они сначала защищают, а затем забирают свои диссертации из библиотеки, чтобы другие не читали – стыдно им.

Моя кандидатская построена на результатах испытаний тех самых блоков Т-15, вот она! А докторская – сделана на мировом уровне и опубликована, в том числе за рубежом, доступна любому человеку. Я свои монографии до сих пор рассылаю на многочисленные запросы. У меня монографии есть, а у них – нет.

Эпизод 5: Индекс Хирша

Ситуация следующая – я посмотрел… У данного института, о котором я говорю, и в котором сам работал 26 лет, сейчас есть куча «братских могил» - статей, у которых десятки авторов. Единоличных исследований, как положено было бы приличному ученому – нет вообще. Монографий тоже нет. Одни «братские могилы». Могу предполагать, что авторство в таких работах определяется на административном уровне. Я помню, как это делается. Наверняка личные публикации запрещены начальством.

Авторский состав у них повторяется в разных статьях в алфавитном порядке. Один человек, знакомый мне лично, фамилия которого начинается на «А» - присутствует практически во всех статьях такого рода. В результате индекс Хирша конкретного дяди Вити поднялся до величины 15, что по действующей классификации соответствует уровню «член диссертационного совета, основатель научной школы», каковым он не является. Еще одна единица к индексу, и наш Витя достигнет предельного уровня – «Ученый с мировым признанием, руководитель научной организации». А в действительности – сидит человек тихо, не высовывается, про него все забыли давно, но в авторские списки он регулярно и автоматически попадает, сам того не зная. Упустили ребята, недосмотрели! Надо бы поправить…

Что это, как не дискредитация понятия? И мошенничество, присутствующее в нашей реальности на любом другом уровне, и здесь тоже.

В действительности, справедливым было бы делить индекс цитирования на число авторов, что и отразит тогда реальный вклад данных «учёных» в виде индекса Хирша в доли единицы. Но, тогда всем им погибель…

Еще любопытно – у некоторых институтских авторов, не занимающих административных постов, вообще нет своих аккаунтов в системе РИНЦ. Зачем? На карьеру не влияет, так как все под контролем…

Я посмотрел на “e-library” - уровень работ низок: процветает самоцитирование, что не приветствуется в мировом научном сообществе; публикуются бесчисленные расчетные модели, не подтвержденные измерениями; рекламные буклеты типа «Применение… чего-то, для чего-то»; поток всё новых и новых предложений; нереализованные патенты с громадными надуманными формулами изобретений; статусные доклады; оценки возможностей. Нет ни одной работы, начинающейся нормальными для ученого словами «Результаты исследований…», либо «Экспериментальные результаты…» как это принято у нормальных людей. Неинтересно!

У меня же – большинство работ единоличные, особенно за последние годы, когда я ещё писал в этой области, до моих литературных увлечений. Моя уверенная шестерка по Хиршу по состоянию на 2015 год, построенная на единоличных работах с научной новизной – стоит всех этих «братских могил» вместе взятых. Я уже пять лет не пишу про эту науку, я теперь пишу про другую, хотя еще есть пара материалов, которые следовало бы опубликовать за рубежом, что я сделаю, когда руки дойдут. В базу РИНЦ попали пока лишь 56 моих работ из 140-ка, из них три монографии. Некогда заниматься, да и незачем, пустое всё это, ничего не отражает – «братские могилы», административный ресурс. Неинтересно!

Эпизод 6: Сайт

На сайте рассматриваемого института в разделе «Прикладная сверхпроводимость» показан один лишь выставочный экспонат – термометр криогенных температур, который мы с Колей Горбачуком сделали еще в прошлом веке. И больше ничего, nothing more. Это ли не прямое подтверждение отсутствия результатов в данной области?

Почему такое возможно? Все нормальные люди везде в мире заботятся о представительности своих сайтов. А здесь – пустота?! Объяснение простое - не нужна никому такая информация, так как она ни на что не влияет. Идет освоение бюджетных денег. Дополнительная информация не нужна, ибо всё «уже схвачено». Так было всегда. Я помню, как в прошлом веке все начальники, и я в том числе, отчитывались аннотационными отчетами на полстраницы. Московское начальство такая ситуация тоже всегда устраивала – есть основания требовать денег из бюджета, а крайний всегда найдется, если понадобится. А уж какие там деньги – мы не узнаем никогда…

Неинтересно!

Эпизод 7: Отставки

Я, как глубоко верующий человек, совершенно не удивился, когда вся эта искусственная конфигурация управления как бы научным институтом рухнула в одночасье, и разбилась вдребезги. Я не знаю особенностей данного процесса, да и знать не хочу, как говорила моя первая жена, за что, кстати, и поплатилась разводом. Но мне это не грозит, так как я давно сам ушел из этого болота – «Среди болота кипит работа, с виду неприметная, но зато секретная» - известное народное определение данного института.

Директора сняли. Назначили молодого юношу без ученой степени из другого еще более секретного города, в котором, кстати, у меня однокурсник всю жизнь прожил – может они и знакомы, надо бы спросить. Снятому директору теперь велено руководить новым, прости Господи, научным направлением. С термоядом справились – выжженная земля позади, теперь магнитную подвеску взялись наводить в России. Поезда на магнитной подвеске давно и успешно гоняются по ряду зарубежных стран, настала наша очередь – бойся!

Но снятием одного директора дело не обошлось. К нему еще можно применить известную формулу Высоцкого – «Скажи спасибо, что живой!», чего нельзя сказать о некоторых членах его ближайшего окружения. Парочка «соратников» вдруг отправилась прямиком на тот свет готовить места для вновь прибывающих. Упокой, Господи!… Другие на подходе. Ничего удивительного. Власть на земле бессмертия не дает, к счастью. Другие оставшиеся, рангом ниже, немногим отличаются от дирекции, которую отставили – они тоже мешали прогрессу. Поэтому я продолжаю наблюдение за данным регионом безграничной вселенной, на который тоже распространяются законы природы, например – в моей формулировке: «Интеграл достижений за время, превышающее длительность жизни – равен памяти поколений». Какая будет память об этих людях – посмотрим, даже если и с того света…

Назначение нового директора без ученой степени – это совершенно оскорбительный ход столичного руководства, плевок на весь институт. И заслуженный, так как науки в институте больше нет многолетними стараниями прежней администрации! Была, и сплыла. Ключевые, творческие фигуры ушли, либо вон - как я и другие известные люди, либо под землю, которых тоже немало. А отставленная администрация, и им сочувствовавшие, кричавшие на каждом углу: «Мы – менеджеры!!!», очень старалась получить именно такой, совершенно логичный результат своей многолетней политики, так как действительно – стремление к науке проявлялось только в тех людях, которых травили, изгоняли и мешали работать, и которые ушли. Но всё произошедшее нормально и логично! Хотели быть менеджерами? Получите смотрящего!

Обсуждение

В заголовок этой работы вынесен лозунг тогда ещё моего подчиненного, а нынешнего «лидера» национальной программы «Сверхпроводимость», прости Господи!, который он начал внедрять в институте именно в период смены поколений начала века. Я ему еще тогда говорил: «На ****…ве дела не сделаешь…» Теперь можно видеть – таки сделал! – деградация, дискредитация, мошенничество и регресс сияют всеми цветами радуги. Молодец! Научный руководитель приоритетного направления «Сверхпроводимость», зам. директора по термоядерным и магнитным технологиям. «Ухохочешься!!!» - как когда-то говорил хара'ктерный герой того времени Саша Мархель – институтский аналог Зилова из «Утиной охоты», которого я до сих пор вспоминаю теплым, добрым словом.

Какие же это у нас есть термоядерные технологии? Ну, с магнитными еще можно как-то подумать, хотя последний СП-магнит сделали мы с Витей Якубовским в прошлом веке. А термоядерные? Разломанный Т-15?

А реальной сверхпроводимости, а тем более прикладной - нет нигде в РФ, не было никогда, и не будет, что совершенно ясно показано на примере Т-15. Но периферийный руководитель федеральной программы есть. Что это означает? Только то, что будет бюджет, НИОКР'ы, будут откаты и аннотационные отчеты – всё как обычно. Потому, что здесь никому ничего не нужно, кроме денег. И все это понимают…

«А ну её, эту сверхпроводимость…» - сказали, видимо, большие начальники, и заказали деньги из бюджета на «теплый» токамак к середине текущего столетия. На этом фоне понятна значимость назначения лидера национальной программы «Сверхпроводимость». Если очередной токамак теплый, то кому нужна эта сверхпроводимость в стране? Никому! Была бы нужна – за эту позицию дрались бы, и москвичи, как обычно оторвали бы своё.

Тем не менее, наш герой добился своего, нашел под кого лечь, нашел своих, которые его приняли, и долгое время они высокой кучей лежали друг на друге ровно, пока не пришел лесник, и не разогнал всех, как в анекдоте. Только вот незадача еще – как-то эти «лежаки» помирать взялись раньше времени – то один сверху лежащий откинулся, затем другой… Об этом еще нужно подумать внимательно, но - кто следующий? Посмотрим… Но ясно одно - громкие титулы смешны и неприличны в условиях отсутствия кадров и результатов.

Достоверные источники говорят мне, тем не менее, что в институте сейчас работают все те же, кто работал и при мне, то есть – еще в прошлом веке. Притока кадров нет, учиться не у кого да и нечему, остались одни дряхлые старцы, которым уже давно некуда идти, и они никому не нужны. В таких условиях понятно, что каждый из них является лидером своей национальной программы, которая никому не нужна. Флаг в руки, ребята! Вперед, к научной новизне, местного разлива!

Таким образом, все прояснилось в конце концов. Ждать пришлось немного, всего-то двадцать лет, пустяки! Описанные выше эпизоды ясно показывают реальные возможности и методы нашей науки, которую я вовремя оставил. И вопрос остается только один - было ли интересно работать все эти годы? Да, было! Интересно было разбираться в новых науках, интересно использовать предыдущие знания в новых областях. Так, например - мои решения в сверхпроводимости содержали элементы систем связи, в авиации я предлагал знания из сверхпроводимости, а теперь успешно преподаю, не скажу где, поражая коллег широтой своих научных интересов. Например, как вам такие проекты? – «Сравнение образовательных стандартов развитых стран», или – «Создание гидроэлектростанции в Лосево», и масса других. А в Якутии японцы по моему проекту поставили ветряные электростанции. Ну, и так далее… Про прямую специализацию я не говорю – электричество, радио, измерения – там все в порядке само-собой. Судостроением увлекся, альтернативной энергетикой, много интересного. По моим результатам люди писали диссертации – магистерские, кандидатские, докторские. Не, мне не на что обижаться за период наёмной профессиональной деятельности.

Меня тогда окружали нормальные люди, их поведение определялось обстоятельствами, за что я на них не в обиде, а некоторым – немногим правда, я признателен за определенные знания, которые почерпнул. Я никого не осуждаю, и зла ни на кого не держу. И учить никого не собираюсь. Как человек верующий, я непрестанно молюсь за своих бывших коллег, желаю им достижения целей, которые теперь понятны и уже давно не мешают спокойно жить. Описанные эпизоды относятся к реальной жизни, которая здесь была не лучше и не хуже, чем в любом другом месте, о чем речь еще впереди.

Слава Богу, за мной незавершенных проектов нет. Все, за что я брался – успешно выполнено, с Божьей помощью.

Только совершенно однозначно установлено, вернее подтверждено – большинство народа интересует все, что угодно, но только не дело, которое им поручено, и тем более не результаты этого дела. Карьера, бабки, бабы, пустой базар, пьянка — да!, интриги – да, да! – главное, имитация власти, «под кого бы лечь» – вот истинные цели большинства людей в бывшем окружении. Заточенных на результат – на пальцах одной руки, за всё время.

Короче, все нормально! У каждого свой путь. Я своей дорогой прошёл, и достиг того, чего хотел. Ответил на все вопросы. Тут уместно вспомнить известную притчу про восточных мастеров, по которой - Мастер, способный пробить кулаком любую стену, имел лишь один черный пояс. Великий мастер, имеющий два черных пояса, мог одним пальцем пробить стену. Просветлённый же мастер мог взглядом разрушать стены, и имел три пояса. Но самым ценимым на востоке учителем был и остаётся человек, который просто делает свою работу не за деньги, а из интереса… Так вот, я всегда работал за интерес, а все остальное прикладывалось.

«Зато я видел небо!» - как говорил когда-то мой приятель по музыкальному цеху в институте Саша Супрунов, клавишник из первого авторского состава группы «Земляне», название которой потом их продюсер Андрюха Большев продал всем известным ныне Киселёву и Романову.

Согласен! Люблю смотреть на небо, особенно в своем деревенском имении, где можно спокойно анализировать получаемые результаты, что я и продолжу делать..

СПб,

2020, октябрь


Рецензии