Искусство скандала

     Две женщины в маршрутном такси или другом каком транспорте, Свенельд Иванович не запомнил, сидели в креслах напротив него и разговаривали. Говорила, в основном, дама в красной блузке, белом жакете и тёмных брюках, с увесистой, но всё-таки дамской сумкой на коленях:
     - Какие возможности открываются теперь перед нами! Которые раньше нам и не снились! Я, например, в режиме он-лайн обучилась недавно искусству скандала!
     - Зачем? Ты что, до обучения не знала, как устроить мужу скандал? - спросила подругу женщина в куртке длинной, до её светлых кроссовок, юбке, придерживая  стоящий на её коленях рюкзак.
     - При чём тут муж? Кстати, какого ты имеешь в виду, второго или третьего моего мужа? - спросила брючная дама.
     - Я имею в виду Василия! - пояснила женщина в длинной юбке и скромной куртке на "молнии".
     - Да, Ленка, давно мы не виделись! Вася был моим первым мужем. Я с ним развелась десять лет назад. И были у меня после Василия ещё два мужа. Эдик, - второй по счёту. И Ромуальд, - третий муж. Сейчас я в разводе с третьим, с Ромуальдом. Появилось у меня время, вот я и обучилась на курсах по искусству скандала.
     - И зачем тебе курсы, если ты с тремя мужьями развелась? Неужели не научилась, при таком-то опыте, без курсов скандалить? - спросила дама в юбке свою брючную соседку по транспорту.
     - Мне, может быть, и не нужно, но обучившись сама, я могу советовать другим, более несчастным, чем я, людям. Тебе, например! - постаралась доказать, что не зря прошла курсы по искусству скандала, женщина в брюках.
     - Почему это я, - несчастная? С одним мужем живу, больше двадцати пяти лет. У нас сын, внучка родилась, буквально днями. Я счастливая, поэтому мне твоё искусство скандала на фиг не нужно! - искренне возмутилась обвинённая в несчастье  женщина, в куртке и юбке до самых её кроссовок.
     - Вот! Это и есть первое заблуждение, что искусство скандала не нужно людям счастливым. Счастье - это такая субстанция, которая быстро превращается в скуку. А скука имеет свойство становиться тоской. И чтобы этого не случилось, надо устраивать в своей жизни скандалы, или , хотя бы, готовить скандалы, - менторским тоном, то есть размеренно и внушительно произнесла женщина, освоившая искусство скандала, в белом жакете, красной блузке и брюках.
     - Оля, ты сама слышишь, какой бред ты несешь? То устраивать скандал, то только к нему готовиться! - откровенно высказала свои сомнения Лена, у которой муж, сын и внучка родилась.
     - Какой бред? Подготовка к скандалу, Лена, очень часто, - интереснее самого скандала! Скандал, сам по себе, что? Крики, ругань, топтанье ного, битая посуда, оскорбления, слёзы и тупая ненависть! А подготовка к скандалу поднимает такие пласты человеческой культуры! - вдохновенно, взахлёб рассказывала Оля в брюках и белом жакете.
     Свенельд Иванович вдруг сам заинтересовался, что за пласты имела в виду Ольга? Интерес Свенельда Ивановича, оказалось, был аналогичным интересу Лены,уже бабушки, которая спросила образованную в искусстве скандала Ольгу:
     - Какие пласты? Ну какие пласты, да ещё культуры, могут быть в скандале?
     - Вот и видно, Лена, что ты со своим счастьем семейным осталась недостаточно образованной! В культурном отношении. Первый культурный пласт скандала - это его сюжет, - начала разъяснять культурные пласты скандала образованная и решительная Оля.
     "По-видимому, лектор этот, по искусству скандала, что Ольгу обучал, неудавшийся драматург! Рассматривает скандал, как пьесу. У него, у наставника, по-видимому, все скандалы по жанрам делятся. Скандал-комедия. Скандал- производственная драма. Это на работе. Скандал-трагедия, это когда один или оба участника скандала гибнут. И есть, наверное, у него в арсенале скандал-мелодрама. Тут я могу только вспомнить слёзы, плач, смех сквозь слёзы, солнце в окне, поездка на море после скандала, вместе со всеми его участниками".
     - Сюжет, Лена, это последовательность развития скандала, разные его этапы, ведущие к финалу скандала. То есть к тому, чем скандал может закончиться. В сюжете интересного мало будет, если не продумать, при его подготовке, интригу и неправильно выбрать фабулу. Во ещё пласты скандала, более глубинные, чем его сюжет! Интрига и фабула скандала, - самое главное в его подготовке.
     - Чего? - ошалело спросила бабушка Лена свою решительную и образованную в скандале подругу.
     - Фабула, Ленка, это очень сложное явление, трудно объяснить, что это такое. Поэтому начнём с интриги. Интрига, Лена, как паутина, в которую должен попасть противоположный нам участник скандала, наш противник или ещё кто-то, с нашим явным противником связанный. Интрига интереснее не очевидная, а скрытая. Это когда мы скандал направляем против одного человека, и уже в процессе скандала выявляется его связь с каким-то другим человеком, которого тоже нужно выявить, очернить, уничтожить!
     - Страшные слова ты, Оля, говоришь! Очернить! Уничтожить! Я вообще считаю, что, если человек честный, и при этом участвует в скандале, он должен пользоваться только очевидной интригой. Против кого скандал, против того, - интрига! И никак иначе! А фабула, Оля, я и без тебя знаю, что такое! У меня, всё-таки, высшее образование. Фабула, Оля, - это то, что делает действие более красочным! Мясо и кожа которые прикрывают голый скелет сюжета. Дают от него отвлечься, отдохнуть. Проще придумать,точнее, - взять из прошлого, фабулу для традиционных в нашей культуре амплуа.  Сложнее представить зрителям и читателям фабулу, подходящую сложному, многослойному по характеру герою! Всё, мне выходить, Оля!
     Лена вышла на своей остановке. А Ольга, в белом жакете и тёмных брюках, красной блузке, посмотрела в лицо Свенельду ивановичу и спросила:
     - А вы что скажете? Сидели тут! Прислушивались! Что скажете об искусстве скандала?
    - Мне было интересно! Кое в чём я не согласен с вашим наставником. Интрига у скандала не может быть очевидной, по-моему! Она всегда должна быть скрытой от противоположной  стороны скандала. Тогда скандал будет интереснее! Очень скучный скандал тот, который проходит по схеме своего развития, заметной сразу всем его участникам, - проявляя свою мысль несколько вяло и недостаточно чётко, ответил Свенельд Иванович.
     - Может быть, вы и правы. Но и мой наставник, - тоже оригинал! Он сказал, что лучший скандал, который дого готовили, но он так и не случился, напугав при этом противоположную сторону так, что она сделала то, ради чего скандал затевался и долго готовился.
     Когда госпожа Ольга вышла на своей остановке, Свенельд посмотрел ей вслед, думая о том, что не так уж часто скандалы становятся искусством. Гораздо чаще произведения, так называемого популярного искусства, становятся скандалом.
      


Рецензии