Именем Космоса. Часть 1. Глава 9

Глава IX


Капитан подошёл к штабу, подал сигнал с гуллуса, отпирая дверь.

– Меня искали? – спросил он часового, стоявшего у крыльца.

– Да, Капитан. Приходил Руштак. Я сказал, вы на космодроме.

– Ладно.

В штабе было пусто и холодно. Капитан прикрыл дверь, прошёл и тяжело опустился в кресло. Возникло ощущение, что штаб плавно качается...

Всё произошло стремительно. Даргол бросился на пол. Окно раскололось от бластерного луча. Даргол вскочил и, выхватив бластер, выстрелил вслед убегающему по поляне за окном человеку. Тот вскрикнул, схватился за простреленную руку и свалился в высокую траву.

Даргол рванулся к двери – и вздрогнул от боли.

– Ч-чёрт... – выдохнул он, ухватился рукой с бластером за спинку кресла и сел, почти повалился в него. Прижал к груди ладонь, тяжело дыша и стараясь сдержать стон. Постепенно боль приотпустила, дыхание выровнялось.

За дверью послышался шум, и Даргол тяжело распрямился. Может быть, поймали стрелявшего?

Дверь распахнулась, и в штаб ворвалась женщина – не из числа пираток группировки. Её скафандр был силовым, и включённое поле спасло пленницу от пиратских поползновений – отключить поле силового бесшлемового скафандра мог только его владелец или СГБ путём воздействия сложных установок. Короткие светлые волосы молодой женщины были растрёпаны, глаза сверкали.

– Атаман! – закричала она, яростно отбиваясь от вбежавших вслед за ней пирата-землянина и часового. – Атаман! Скажите этим негодяям, чтобы они оставили меня в покое! В конце концов, я – женщина и не позволю обращаться со мной как с вещью! Я ещё шагу ступить не успела, а они уже лезут. Что я им, кукла? Да отвяжись же ты! – воскликнула она, ударяя пирата-землянина по руке. – Атаман! Вступитесь за мою женскую честь!

И она встала перед Капитаном, расправив плечи и вскинув голову.

Капитан поднялся на ноги.

– В чём дело?

Пират-землянин попытался ответить, но она перебила его:

– Это я хотела бы знать, в чём дело! По какому праву нас притащили сюда, не спросив даже имени?!

– Ну, и как же твоё имя? – угрюмо усмехнулся Капитан и упёрся в стол кулаками. В одном всё ещё был зажат бластер.

– Бойна. А ваше?

– Для тебя я Капитан. Так кто ты такая?

– Попрошу не «тыкать», я вам не кнопка! Мало того, что нас схватили и разлучили, так эти негодяи ещё и руки распускают!

– Ты здесь не одна?

– Нет.

– Кто ещё?

– Мой муж!

– Муж? Где он?

– Да откуда я знаю?

Капитан взглянул на землянина, стоявшего за её спиной:

– Гри'джель, почему мне не доложили, что захвачены пленные?

Глаза пирата округлились.

– Как, Капитан? Мы посылали Руштака, но он сказал, вы его прогнали.

– Нашли кого послать. Ну, я разберусь. Приведи ко мне её мужа.

– Эсгебешника?

– А он эсгебешник? Вот в чём дело. Ну, значит, приведи эсгебешника.

Гри'джель замялся.

– Капитан, – решился он. – Об этом эсгебешнике присылал узнать Кильрат.

Капитан принял информацию к сведению, но ответил нетерпеливо:

– Ты понял, что я велел?

– Да, Капитан. А если его уже... Ну, в смысле... – Гриджель недвусмысленно чиркнул ребром ладони по горлу.

– Тогда принесёшь мне его тело.

Капитан жестом отпустил Гриджеля и часового.

Бойна осталась – прямая и неподвижная, красивая, словно статуэтка.

– Вы думаете, его уже убили? – спросила она.

Капитан пожал плечами и опустился в кресло.

– Великий Космос! И вы так спокойны?

– Едва ли он воскреснет, если я начну паниковать, правда?

Бойна нахмурилась: кажется, совсем недавно она слышала нечто подобное.

– Звёзды, какое равнодушие!

– Послушай, девочка...

– Я вам не девочка!

– Помолчи пять минут. Иначе ты выйдешь отсюда за дверь.

Капитан отправил бластер в кобуру, навалился на спинку кресла. Кажется, он дошёл до предела, ещё немного – и начнёт стонать. И вынесло же снова навстречу того эсгебешника! Впрочем, кто знает, может, всё обернулось и к лучшему...

Семнадцатое еола – день рождения Терции. Капитан никогда не отмечал для себя этот день, забывал о нём – но не его люди. Должен в этот день появиться в группировке новичок. Не придёт сам – его найдут и уломают. А не смогут уломать – что ж, всё равно развлечение. Поэтому и выбрать из всех «претендентов» стараются эсгебешника, чтобы победа была неоспоримой.

– Что с вами? – донёсся до него голос Бойны.

Он открыл глаза.

– В чём дело?

– Вы бледный, словно мраморный, и на лбу испарина. Вам плохо?

Капитан провёл ладонью по лбу.

– Мне хорошо. А если ты замолчишь, будет ещё лучше.

Бойна обиженно надула губки.

– Я, между прочим, только хотела помочь.

– Я сказал: помолчи!

Бойна взмахнула длинными подкрашенными ресницами и насупилась, но вдруг передумала обижаться.

– Капитан, можно я расскажу вам одну историю?

Капитан поморщился – эта девица его раздражала. Ему снова вспомнилась Фарите, и мысленно он словно поставил их рядом. Фарите была чище, лучше, да по большому счёту и красивее этой знающей себе цену куклы. В Бойне было что-то искусственное, а Фарите была настоящей.

– Ведь ваша группировка называется Терцией?

– И что дальше?

– Полтора года назад одна девушка встретила молодого человека. Они сильно полюбили друг друга.

– Не выношу любовных трагедий.

– Это не трагедия, это драма.

– Тем более. И не кричи, во имя Звёзд. Ты умеешь убавлять громкость?

Бойна с трудом снесла замечание и нетерпеливо продолжала:

– Но так получилось, что они расстались, и она вышла замуж за другого. А потом она узнала, что он ушёл в пираты.

– И ты хочешь найти его здесь?

– Я уже нашла! И прошу вашей защиты!

Капитан хмыкнул:

– Он узнал, что ты здесь с мужем, и хочет вас убить?

– Нет! – воскликнула Бойна. – Понимаете, вчера... то есть в тот день, когда нас схватили – я совсем сбилась со времени в этом кошмаре! – так вот, в тот день я была на Тиргме и видела его! Его вели под конвоем. А у него на рукаве знак группировки, такой же, как у вас. – Бойна указала на плечо Капитана. – Если он ваш подданный – вы должны спасти его! Или я не права?

Капитан нахмурился.

– Как его имя?

– Майран.

У Капитана похолодело в груди. Он стремительно встал.

– Как ты сказала?

– Майран... – ошеломлённая его реакцией, повторила Бойна.

– А фамилия?

– Ланг.

– Майран на Тиргме! – сквозь зубы процедил Капитан.

Он шагнул к Бойне и, взяв её за подбородок, посмотрел в глаза:

– Кто ты такая? Ты лжёшь мне?

Бойна отшатнулась.

– Чёрт! – Капитан отпустил её и отвернулся.

– Попрошу не выражаться при мне! В конце концов, я – женщина...

– Ладно, – обернулся к ней Капитан. – Давай-ка по порядку. Когда, говоришь, ты его видела?

– Шестнадцатого еола.

– Так, – сказал Капитан, сопоставляя. – Продолжай.

– Я... была на Тиргме... – нервно заговорила Бойна. Она ещё не пришла в себя после его взгляда. – По делам, в общем... И увидела такого... ой! В общем, он привёз пирата и вызвал охрану. Они поднялись на его корабль, а потом вышли – и вели Майрана! Он так изменился! Я едва его узнала! Я думала, что сойду с ума! А он... он меня не увидел. Он был таким... – она запнулась, подбирая нужное слово, – измученным!

Бойна прикоснулась пальчиками к вискам. Подняла несчастные глаза на Капитана. Вздохнула.

– Ну? – поторопил Капитан.

– Его увели. А эсгебешник остался, оформил сдачу Майрана и улетел.

– Ну? – повторил Капитан.

– А я полетела за ним. Он же такой, ну прелесть! Ох... – Бойна прикрыла губы ладонью и испуганно замолчала.

Капитан невесело рассмеялся:

– Что, девочка, крутишь сразу с троими?

– Я... – растерялась Бойна. – Почему с троими?

– Потому что Майран не в счёт, а то было бы четверо. Твой муж – раз, – Капитан коротко взглянул ей в лицо и увидел, как она потупилась. – Этот эсгебешник – два. Ну, и тот, у которого ты была на Тиргме. Три. Или есть ещё?

– А с чего вы взяли, что на Тиргме...

– Я вижу тебя насквозь.

Бойна вспомнила его взгляд и поверила.

Даргол снова сел в кресло. Он уже пожалел, что рассмеялся. Это обострило боль.

– Капитан, – услышал он голос Бойны. – Можно я останусь здесь?

Капитан приподнял брови.

– Где?

– Ну, здесь, у вас. На Терции.

– Ты же только что примчалась ко мне искать защиты.

– Здесь Майран... – тихо ответила Бойна.

– Пока он на Тиргме. Да ты и не нужна ему.

– Как это?

«Он может жалеть тебя, но любить такую ему не позволит гордость», – подумал Капитан. Он успел составить себе некоторое представление о Майране и был уверен, что не ошибается.

Снаружи послышались шаги и голоса.

– Ведут, – сказал Капитан Бойне.

Она вздрогнула.

– Откуда вы знаете?

– Слышу.

– А я ничего...

– Это неважно, – перебил её Капитан. – Выйди.

– К пиратам?! – взвизгнула Бойна. – Ни за что!

Капитан усмехнулся:

– И ты хочешь остаться в группировке?

– Я... Я спрячусь! – нашлась Бойна. – Туда.

Она указала на огромный сейф. Капитан пожал плечами – у него не было сил на ничего не значащие споры. Бойна юркнула в угол и затаилась.

У Капитана засигналил шлемофон. Часовой от крыльца доложил, что Гри'джель привёл пленного.

– Пропусти, – распорядился Капитан.

Через порог шагнул Гриджель, посторонился и пропустил вперёд себя пленного.

– Капитан, только здесь вот что... Этот эсгебешник дорого нам обошёлся.

– Убитые?

– Двое в бою и один умер по дороге.

– Раненые?

– Четыре человека.

– Список погибших и раненых мне. Всё.

Пират переступил и нехотя вышел. Он считал пленного эсгебешника отчасти и своей добычей и знал, что больше этой добычи не увидит.

Пленный стоял не двигаясь. Он был избит, но, прежде чем вести к главарю, ему дали умыться и, по всей видимости, сделали инъекцию нормализатора – иначе он не держался бы так твёрдо на ногах. Его руки были связаны за спиной. Он был в своём скафандре – если пленного затребовал Капитан, того доставляли вместе со всем, что при нём было. Эсгебешник смотрел на Капитана и молчал.

– А, тойерист, войсковая элита! – негромко сказал Капитан, рассмотрев на его скафандре знаки отличия.

«Тойерист... – повторил он мысленно. – Вот почему ты понадобился Кильрату! Что ж, есть и у меня пара вопросов к тойеристам. Ну да не время сейчас».

Несмотря на рассечённый лоб и ссадины, лицо пленного было знакомо Дарголу. Он всмотрелся внимательнее – и вдруг с изумлением узнал его.

«Лёгок на помине! Так это ты засадил мне Майрана на Тиргму? Ну, спасибо!.. – подумал он, удивляясь не то прихоти судьбы, не то воле самого Великого Космоса, столкнувшего их снова – и так скоро. – Это тебя я ранил тогда на Земле! И это ты загнал меня теперь в метеориты. Эту рану я ношу из-за тебя. Впрочем, ты из-за меня тоже кое-что пережил – два года назад, на Земле».

Тогда, стремясь уйти от ведущих поиск планетарщиков, Даргол бросил его – без сознания, не оказав помощи. Решив сначала, что у раненого достанет сил добраться до корабля, он только потом понял, что судил по себе, и ситуация, в которой сам он выжил бы, могла оказаться смертельной для другого.

Даргол усмехнулся. Он вспомнил, что говорила ему на своей Аниоте Фарите: «У моей сестры, например, жених эсгебешник». И ещё: «Даже Тэад у нас не приземляется...»

«Итак, жених-эсгебешник Тэад! Ну а ты-то узнал меня?»

Но пока пленный не проявлял узнавания.

Капитан тяжело приподнялся в кресле, положил ногу на ногу. Спросил:

– Как твоё имя?

Пленный промолчал, словно не услышал вопроса.

«Ну что ж, молчи», – не стал настаивать Капитан.

– Давно ты в СГБ?

Эсгебешник колебался мгновение, потом усмехнулся:

– Можешь считать, что всю жизнь.

– Эсгебешник по убеждению?

– А других там не держат.

Даргол перевидал за свою жизнь немало пленных эсгебешников, и почти все они держались с внушающим уважение мужеством. И в ответах этого тойериста не было ничего необычного, но Дарголу, раненому, нетвёрдо воспринимающему реальность, от этой убеждённости в собственной правоте стало не по себе. Он поднялся и подошёл к пленному.

При его приближении у Тэада сжались кулаки, но руки были связаны по-садистски туго, и при напряжении мышц ремень вре'зался в них ещё глубже. Капитан отметил, что на глазах врага пленный не позволил себе даже поморщиться.

– Сколько тебе лет?

– Двадцать пять. Зачем тебе такая информация?

В том, что пленный ответил, не было ничего странного. Возраст легко определялся путём нехитрых анализов.

– Чего хотели от тебя мои люди?

– А ты не знаешь?

– Стать одним из нас? А секрет тойеристов у тебя ещё не выпытывали?

Взгляд Тэада затвердел.

– Видимо, ты будешь первым.

Капитан кивнул:

«Значит, Кильрат и правда не успел ещё до тебя добраться. Хорошо».

– Так как насчёт перехода к нам?

Даргол видел – как. Этот эсгебешник был его людям не по зубам. Такого не сломаешь. Капитан вытащил из ножен нож, пальцем провёл по широкому, блеснувшему в свете из окна лезвию – это был проверенный способ узнать, каков из себя пленный.

– Ну так?

– Я эсгебешник по убеждению! – повторил пленный.

Капитан поудобнее взялся за рукоять и посмотрел ему в глаза. Но Тэад выдержал его взгляд.

– Твои люди – пусть. Но ты-то? Ты же видишь, что вы зубы об меня обломаете.

Кажется, не только Капитан правильно угадал пленного. Тот тоже видел своего противника насквозь.

– Как получилось, что ты в Эскадре? – спросил Капитан. Он присел на край стола, осторожно перевёл дыхание. Снова пощупал пальцем острое лезвие. – Ты, цивилизованный, считаешь возможным для себя убивать?

– А что прикажешь делать, если ты и подобные тебе заполонили Космос? Если вы не пропускаете мимо своих рук ни корабля, ни космической базы?

– Мы тоже люди и нуждаемся в необходимом.

– Вы не люди, вы...

– Поосторожнее, – предупредил Капитан.

– Поосторожнее? – кажется, даже удивился пленный. – Вы убили моих брата и отца, вы сломали жизнь моей матери! И я буду с вами церемониться?

– Что она для тебя – твоя мать?

Тэад отрицательно покачал головой.

Даргол понял его.

– Так я ведь не спрашиваю, где она живёт. Я о другом. Что она для тебя?

Лицо Тэада невольно потеплело.

– Всё, – ответил он. – Она лучшая из матерей, и человек – выдающийся.

– Она провела с тобой... – Даргол запнулся, подбирая слова, – сколько времени?

– Она всю себя посвятила нам с сестрой. Зачем это, пират? К чему такие расспросы?

– А сейчас? – спросил Даргол.

– Что?

– Ты видишься с ней сейчас?

– Я бываю дома при каждой возможности. Хватит валять дурака, пират, не прикидывайся, что меня привели к тебе для разговора по душам. Что тебе до моей матери?

– Ты нужен ей?

– Что за идиотский вопрос! – взорвался наконец Тэад. – Ты о матери говоришь или о своих головорезах? Это у вас любовь считается аномалией.

– Разумеется, у пирата естественные чувства отключены.

– Атрофированы!

– Категорично, – пробормотал Капитан. Он подошёл к пленному, взял за плечо и повернул к себе спиной. Подсунул под ремень лезвие ножа, перерезал.

Пленный повернулся к Капитану, встряхивая онемевшими руками.

– Послушай, пират, – глухо проговорил он. – Делай со мной что хочешь. Но здесь, у твоих людей – женщина. Её – пощади!

Капитан позволил себе усмешку – в голосе пленного был едва ли не приказ.

– Кто она тебе?

– Мы попутчики.

Капитан приподнял брови.

– Она не имеет отношения к СГБ и не должна отвечать неизвестно за что.

Бойна сердито топнула ногой в своём укрытии. Это она перекинула «Арабне» к самой Терции, и Тэад имел все основания считать виновницей своих бед её. А он пытается как-то ей помочь!

– Она сейчас в безопасности, – сказал Капитан.

– Так ты знаешь о ней? Где она?

– В безопасности, – повторил Капитан.

И Тэад, не зная почему, поверил. А осознав это, усмехнулся:

– Что-то везёт мне в последнее время на пиратов с честными глазами. Только вчера отвёз на Тиргму одного такого. Кстати, твоего подчинённого – тоже с эмблемой Терции на плече.

– Вот как? Ты отвёз на Тиргму моего человека – и признаёшься мне в этом?

Продолжая растирать запястья, Тэад пожал плечами.

– И кто он? Как его имя?

– Не знаю, он не представился.

– Ну а какой из себя? Где ты его взял?

– Где взял – это моё дело. А из себя?.. Чернявый, симпатичный. И глаза умные, жаль, что дурак.

– Почему вдруг такая негибкая оценка умственных способностей?

– Он пират – понимаешь?

Капитан хмыкнул, вернул нож в ножны и сел в кресло нога на ногу. Посмотрел на Тэада насмешливо. Определённо, этот эсгебешник нравился ему.

– А я вот тоже не пойму тебя: дурак ты или дважды дурак? Попал ко мне в руки, так помалкивай о таких вещах, не ищи себе новых неприятностей.

– Так мне хоть говори, хоть помалкивай – не находишь?

– Что ж, тоже верно.

На несколько минут Даргол снова погрузился в боль. Но он умел владеть собой не хуже пленного тойериста, и Тэад не распознал его боли. Он подождал продолжения этого странного допроса и стал неторопливо осматриваться.

– Послушай, пират, – заговорил он. – Раз уж мы встретились, может, объяснишь, как получилось, что ты промахнулся?

«Ага!» – усмехнулся Даргол.

– Когда?

Тэад достал из нагрудного кармана сложенный вчетверо потёртый на сгибах блокнотный лист. Протянул Дарголу.

Даргол взял, развернул.

«Ноги в руки бери, эсгебешник...» – прочитал он.

Капитан узнал свой почерк и эту записку. Он повертел её в руках и разорвал, сказал равнодушно:

– Так это был ты? Крепко же твоя душа пришита к телу.

– Так как насчёт промаха?

– Почему промахиваются?

– И на старуху бывает проруха?

– Что?

– Я имею в виду: значит, и у тебя нервы не стальные?

– Вполне человеческие. Но я слышал, что и вас, эсгебешников, чему-то учат?

– Чему, например?

– При падении не ронять бластер.

Это был увесистый камень Тэаду в огород. Он скрипнул зубами.

– А кроме того, – насмешливо продолжал пират, – ты так смело бросил свой корабль возле моего. А если бы на «Чёрном» я был не один? Я выскочил отвлечь тебя, а мой приятель...

Теперь усмехнулся Тэад:

– Ну нет, пират, я тоже не лыком шит. Я успел просветить твой корабль и знал, что ты один.

– На твоём корабле был био-иск? Прими мои поздравления! Это редкость даже теперь.

– Ты же был на «Грозе» и удивляешься.

– Я не успел осмотреться.

– Признаться, пират, я был удивлён твоим выбором. Ты мог прихватить «Грозу», а предпочёл...

– Не думал, что мой выбор тебя не устроит. Но это можно исправить.

Казалось, они понимали друг друга на уровне мысли, слова были почти что лишними для обоих.

– Ещё вопрос, пират. Мне с тех самых пор интересно: ты непризнанный поэт? Ты всем, кого не добил, пишешь записки в стихах?

– А пират не может писать стихов?

– Это не стихи, это рифмоплётство.

– Но записку ты сохранил?

– В надежде встретиться с автором.

– Ну вот и встретились.

От нового приступа боли Даргол прикрыл глаза. Надо заканчивать разговор. Не хватает потерять сознание перед пленным!

Как глупо... Дважды стреляли друг в друга и только на третий раз посмотрели в глаза. Нелепость какая!

Тэад тоже думал об их – не слишком ли частых? – встречах.

– Может быть, объяснишь мне, пират, – спросил он, – как ты выбрался из метеоритов?

Чтобы не дрогнул голос, Капитан стиснул подлокотники. Чуть усмехнулся:

– А вот этого я не скажу тебе... – Он пересилил боль и немного расслабился. – А как же ты, эсгебешник? Ты добрался до места? Я же оставил тебя без ориентационной системы.

Тэад не смог сдержать горечи:

– Да чёрт с ней, с системой... – Он подумал о расколотом «связничке» и о том, что Фарите из-за этого попала к медикологам почти на сутки позже.

Капитан уловил перемену в голосе пленного.

– У тебя неприятности?

Спросил и аж чертыхнулся в душе, до того нелепо прозвучал его вопрос. Пленный удивлённо приподнял брови:

– У меня? Разумеется, никаких. Ты ведь меня на чай пригласил, не так ли?

В дверь постучали.

– Ну кто там?! – рявкнул Капитан, его люди знали: если он занят – мешать нельзя.

Вошёл часовой.

– Простите, Капитан... – Похоже, он и сам был не рад, что вмешивается. – Вернулся Итрей и настаивает, чтобы я доложил вам об этом.

– Ах, Итрей, – пробормотал Капитан. – Явился, наконец.

С ним надо поговорить поскорее. Выставить эсгебешника за дверь? А эта девица?

– Пусть подождёт. Я позову.

– Да, Капитан.

Часовой вышел.

Даргол взглянул на Тэада, и ему показалось, что мысленно пленный не здесь, что-то, помимо собственной участи, беспокоит его.

– О чём ты думаешь?

И Тэада словно прорвало.

– Послушай, пират! Или убей меня – или отпусти!

Значит, Даргол не ошибся. У него действительно что-то случилось.

– Так серьёзно? – негромко спросил он.

Тэад взглянул на Капитана и горько усмехнулся:

– Тебе хоть раз приходилось терять близких людей?

Даргол снова ощутил острый укол беспокойства. Уже несколько дней он ощущал тревогу, но не мог объяснить себе её причины. Когда ему доставалось крепко, как теперь, он начинал хуже воспринимать предчувствия, к которым, он знал, надо прислушиваться.

– В чём дело?

– Сейчас в госпитале, возможно при смерти, лежит мой друг. А я не то что быть около него – узнать, что с ним, не могу. И это пострашнее твоих головорезов.

«Кто он?» – хотел спросить Даргол, но не спросил. Пленный не скажет – он видел это.

Он встал.

– Жаль, что мы враги, эсгебешник.

Тэад взглянул на него, хотел что-то сказать, но подтвердил только:

– Да, мы враги.

– Почему ты сказал, что эсгебешник – всю жизнь?

– Мой отец был эсгебешником, и я вырос с этим.

– А брат?

Тэад отрицательно покачал головой.

– Но стал бы, – сказал он.

Капитан кивнул.

– А мать?..

– Вы искалечили ей жизнь.

«Значит, и она», – подумал Даргол и спросил враждебно:

– Мы? Пираты вообще?

– Группировка Терция.

– Ну что ж, претензии принимаются. Терция значит я.

Тэад холодно улыбнулся:

– Не ты. Ты слишком молод.

– Терция стала моей давно. Очень давно. А с эсгебешниками у нас всегда разговор один.

– И что, даже совесть не мучит?

– А тебя? Ты сегодня убил троих. Так как насчёт совести?

– Ну нет, пират. Я первым не нападаю. Но уж защищаться и защищать от вас других буду всегда.

«Что ж, может, ты и прав, – подумал Капитан. Он отошёл к окну, взглянул туда, куда свалился раненный им пират. – Тоже мстил за что-то...» – без гнева, спокойно подумал он.

Он привык, что время от времени кто-то из его людей пытается свести с ним счёты. Выяснить, кто это, Капитан старался всегда, но наказывал далеко не всех. Смотря за что мстил такой ненавистник. Капитан возглавлял своих людей и считал вполне естественным, что за преступления, совершённые ими, подчас должен отвечать он. Главарь.

Пока Капитан молчал, Тэад успел словно бы отрезветь немного и спросил себя, чего это он едва не начал вдруг открывать перед пиратом душу? И, когда Капитан, отвлёкшись от своих размышлений, обернулся, Тэад сказал:

– И всё-таки, пират, где Бойна?

...Зажавшись в угол за сейфом, Бойна изнемогала от противоречивых чувств. С одной стороны, ей было стыдно перед Тэадом: у него на самом деле были причины торопиться, и он говорил ей об этом. Но с другой стороны? В её душе поднималась злость:

«Откуда мне было знать, в чём дело? Он сам виноват, что не объяснил, а я только боролась за своё!»

Но она чувствовала, что в её позиции намечается слабина, и сердилась от этого ещё больше. А последние слова Тэада и вовсе взбесили её. Он за неё беспокоился! Она в ярости оглянулась по сторонам и увидела, как что-то шлёпнулось о сейф возле её лица. Это был жук с продолговатым сиреневым тельцем, скрученными в спираль усами и членистыми длинными лапками.

Такого зрелища сердце Бойны не вынесло, и она выскочила из своего угла с визгом:

– Таракан!

Даргол и Тэад обернулись.

Бойна отпрянула под взглядом двух пар похожих тёмно-серых глаз.

Лишённая возможности увидеть их рядом раньше, теперь она растерянно смотрела то на одного, то на другого. В первый момент они показались ей едва ли не близнецами, но потом она поняла, что они всё-таки отличаются. Капитан безусловно старше, да и вообще он другой – разное выражение глаз, разный характер, разный жизненный опыт.

Капитан холодно улыбнулся.

– Бойна! – сказал Тэад.

Бойна поняла, что выглядит глупо – и попыталась замять дело:

– Я ужасно боюсь тараканов, а там таракан... Пойдите, посмотрите сами...

Капитан продолжал молча смотреть на неё. И Бойне стало совсем уж неуютно под этим взглядом. Она сжала кулаки и топнула ногой:

– Капитан! Я вас обманула! Он мне не муж!

– Я знаю.

Бойна взглянула на Тэада. И взорвалась:

– Чем так смотреть – поблагодарил бы лучше! В конце концов, это я вытащила тебя от тех головорезов! – И поняла, что снова сморозила глупость, и Тэад вправе ответить: «Но ты же и затащила!» – и рассерженно обернулась к Капитану: – Он трус, атаман!

– Да?

– Если бы он действовал порешительнее, нас бы никогда не схватили! А он даже не пытался удрать!

– Думаю, он правильно сделал. Иначе мои люди его просто взорвали бы.

– Как... то есть? – растерялась Бойна.

– Уж поверь мне. Я знаю манеры своих людей.

– Но можно было войти в пространственный прыжок!

– А ты бы, конечно, так и сделала?

– Разумеется!

Капитан хмыкнул.

– Прыжок внутри Галактики – это один из способов самоубийства. Астероид, метеорит, пылинка на пути вошедшего в прыжок корабля – чистую дорогу не вычислишь, потому что её нет.

Бойна презрительно скривила губы.

Тэад рассмеялся:

– Уж не защищаешь ли ты меня, пират? Вот спасибо! Только позволь обойтись без адвокатов со стороны противника.

– Как угодно, – холодно кивнул Капитан. Он испытующе взглянул на Тэада: – Если бы мы снова встретились с тобой в бою, ты выстрелил бы в меня, эсгебешник?

Вопрос был задан прямо, и пиратский главарь ждал такого же ответа. Тэад заглянул в себя.

«Если на тойере – и он на корабле, тогда конечно. Но если лицом к лицу...»

Трудно, почти невозможно выстрелить в того, с кем разговаривал, глядя в глаза, как в душу.

Не смог бы, понял Тэад и ответил:

– По обстоятельствам.

И снова Даргол понял его, что называется, по-лауркски – на уровне чувств.

– Что забрали у тебя мои люди?

– Корабль.

– Модель, название?

– «Ритр-118», «Арабне».

– Ты изменил своей «Грозе»?

– Ты же сам мне её подбил, а теперь удивляешься?

– Ну-ну. Что ещё?

– Была твоя записка, но ты сам разорвал её.

– Я дал – я взял, так говорят? Ещё?

– Всё, больше у меня ничего не было.

– Идём.

Тэад посмотрел на Капитана, стараясь понять, что у него на уме, и двинулся за ним. Капитан отпер дверь, обернулся к Бойне.

– Ну а ты? Не передумала?

Тэад напрягся.

Стараясь не встретиться глазами с Тэадом, Бойна ответила:

– Нет.

Капитан пожал плечами:

– Ну, значит, так. Решила – оставайся, но с условием: чтобы я тебя не видел. Ясно? И больше не смей просить моей защиты. Два раза попадёшься мне на глаза – и пойдёшь из группировки, как лул без корабля.

– Бойна!.. – ахнул Тэад. Он понял всё.

Но Бойна проигнорировала его, словно не слыша.

– Я поняла.

– Мне – не так отвечают!

Бойна вздрогнула и посмотрела на Капитана с недоумением. Обиженно надула губки.

– Я вам не солдат на плацу.

– Что? – коротко сказал Капитан.

Бойна испуганно переглотнула. Она не понимала этого человека и с удивлением почувствовала, что он уже второй, на кого её женские чары не действуют. А первый стоял здесь же, и его присутствие при этом разговоре делало её положение невыносимым.

– Бойна! – снова сказал Тэад.

И, чтобы разом обрубить все концы, Бойна ответила, как отвечал Капитану пират-часовой:

– Да, Капитан.

Выговорила, и сердце её упало. Ей стало так стыдно перед Тэадом, что захотелось провалиться.

«Да в чём, собственно, дело? – капризно подумала она. – Тоже мне, какой правильный нашёлся! Я его спасла – и хватит с него. Моя жизнь – что хочу, то и делаю!..»

Даргол видел её мучения, но не считал нужным избавить её от них. Она должна была через это пройти, чтобы понять, что совершает.

– Бойна! – сказал Тэад тихо, но с такой внутренней силой, что Бойна, как ужаленная, повернулась к нему. – Что ты делаешь? Ты испугалась?

– А ты что, священник? – воскликнула Бойна. – Душеспасительные беседы будешь проводить?!

Тэад обернулся к Капитану.

– Отпусти её! – тихо, с яростью сказал он.

Капитан поднял ладони и с нескрываемым презрением улыбнулся.

– Пожалуйста! Только ты напрасно думаешь, что она пошла на это из трусости. У неё другие причины.

– Какие причины, Бойна?

Бойна зло блеснула голубыми глазами:

– Оставь меня в покое! Это моё дело! Моя жизнь!

– Да ты что, Бойна? Ты хочешь остаться здесь добровольно?

Бойна гордо вздёрнула подбородок и отвернулась.

– Хватит, – устало сказал Капитан. – Она сделала свой выбор. Ты сделал свой. Пойдём, эсгебешник. Выйди, Бойна.

Они вышли из штаба. Бойна упорно не глядела на Тэада.

– Бойна! – последний раз сказал Тэад.

Она презрительно дёрнула плечом, ослепительно улыбнулась стоявшим тут же часовому и Итрею и направилась к домикам, видневшимся около леса. Итрей и часовой проводили её взглядами и запоздало вытянулись перед Капитаном, с любопытством поглядывая на пленного. Капитан успел перехватить взгляд Итрея на своём лице и лице Тэада. Но он слишком устал, чтобы разбираться сейчас с этим.

– Я скоро приду. Итрей, подожди меня.

– Да, Капитан!

Капитан направил гуллус на дверь, запирая штаб, и обернулся к Тэаду:

– Идём.

Они пошли рядом, словно хорошие друзья. Капитан не связал Тэада, даже не вытащил бластер. Тэаду казалось, что, сорвись он сейчас с места – и главарь не смог бы его догнать. Но он был безоружен, а кругом шатались пираты, которые охотно сделали бы это за своего главаря, и Тэад шёл спокойно. Он не спрашивал, куда Капитан ведёт его, а сам Капитан ничего не сказал об этом.

Они пришли на космодром, и Тэад напрягся, быстро глянув вокруг себя и прикинув, какой из кораблей ближе. Капитан положил ладонь ему на плечо.

– Не горячись.

Он подвёл его к одному из кораблей, отстегнул с пояса гуллус и снял с корабля личную защиту.

– Заходи, – пристёгивая гуллус на место, устало сказал он. – Улетай отсюда. Я предупрежу планетарку, тебя пропустят.

Тэад ожидал от пирата чего угодно, только не этого.

– Ты отпускаешь меня? Почему?

– Потому что тебя не сломать.

– А если бы я был послабее?

– Тогда всё было бы иначе. Твой корабль отремонтируют. Через три недели ты его заберёшь. Где тебе удобно?

– На Южном космодроме Аполлона, – машинально ответил Тэад, не пришедший в себя от изумления.

– Значит, там. Но больше не выходи в Космос с пустым зарядником. – И, поймав озадаченный взгляд Тэада, Даргол усмехнулся: – Если бы ты не был безоружен – тебя бы не взяли. Но теперь мои люди тебя знают. Ты ускользнул, и, вполне вероятно, они устроят на тебя охоту.

– Это предупреждение?

– Да. Впрочем, сегодня ты уйдёшь спокойно.

– Послушай, пират... – начал Тэад.

Капитан понял его.

– Дай ей совершить её ошибки, – сказал он. Помолчал, снова пересиливая боль, и добавил: – Это для тебя мир делится на чёрное и белое, её мир выглядит иначе.

– А твой? – напряжённо спросил Тэад. – Почему ты пиратствуешь?

Даргол криво усмехнулся.

– Мы с тобой враги с детства. Ладно. Удачи – и тебе, и твоей невесте.

Даргол прикусил язык. Он едва не сказал о Фарите. И, снова ощутив укол тревоги, всё-таки спросил:

– Это не она тот друг, о котором ты беспокоишься?

– Нет. Что ты знаешь обо мне, пират?

– Ничего. Мы даже разговариваем с тобой первый раз в жизни.

– Я чего-то не понял, пират. Кто ты?

– Главарь.

Тэад ещё раз пристально всмотрелся в Капитана и шагнул на трап. Но обернулся.

– Спасибо, пират. Хоть, если говорить честно, в твои добрые намерения я не верю. Но ты даёшь мне шанс – и я им воспользуюсь.

– Не веришь – почему? – с интересом спросил Даргол.

– Именно потому, что ты главарь.

Капитан широко улыбнулся.

– Корабль не заминирован, – сообщил он.

– Спасибо, – повторил Тэад. – Возможно, когда-нибудь я смогу отплатить тебе, надеюсь – за добро. Ты прав, жаль, что мы враги. Прощай.

Тэад поднялся на корабль. Люк за ним закрылся.

Даргол отступил от стартующего корабля; прикрыв глаза от заходящего солнца, посмотрел ему вслед.

– Счастливо тебе, эсгебешник... – прошептал он и, повернувшись, пошёл к ближайшему кораблю. Не разбираясь, чей он, поднялся на борт и подсел к пульту. Запыхавшись, в переходник вбежал хозяин корабля. Капитан жестом остановил его: не вмешивайся, уйди. Пират попятился.

Капитан включил накорд и связался с планетаркой. И тут только вспомнил: он не предупредил Тэада, что на борту отданного ему корабля стоит знак Терции. И позывной к его кораблю не был подключен, на связь не выйдешь. Ладно, не дурак, сам догадается, что на Терции не должно бы быть кораблей с эмблемой СГБ на аклете.

Капитан быстро закончил переговоры и поднялся. Время было дорого. Предстояло принять отчёт Итрея. А затем собирать военную экспедицию и лететь на выручку Майрану – человеку, в душе которого он неожиданно для себя ощутил нечто родственное своему собственному внутреннему миру.


Рецензии