Шепетовка - малая Родина

«И вообще, последний город земли - это Шепетовка,
о которую разбиваются волны океана».
(Знаменитая фраза Остапа Бендера в произведении
И. Ильфа и Е. Петрова "Золотой теленок")

Малая Родина. Какое емкое слово. Хотя и называется простенько - малая. Но если мыслить логически, то здесь нет неясности и непонимания. Ведь что такое малая Родина. Это реальное место для человека. Там где он родился, где проживает. Конкретное место на географической карте твоей страны. А вся страна из этой логической цепочки есть большая Родина. Страну проживания можно и поменять. Смена места работы, переселения, военная служба -  все это предполагает смену места жительства. Но только не смену малой Родины.
Маленький кусочек земли, место в котором родился и вырос нельзя сменить или поменять на другое. Для меня моя малая Родина, это уютный, небольшой украинский город в западной части Украины под названием Шепетовка. Помните, в произведении И. Ильфа и Е. Петрова "Золотой теленок" Остап Бендер произносит фразу: «И вообще, последний город земли - это Шепетовка, о которую разбиваются волны океана». Не будем вдаваться в смысл этого крылатого выражения. Просто известные классики литературы познакомили мир с нашим

прекрасным городом.  Шепетовка - город в Хмельницкой области Украины. Расположена Шепетовка, если быть точным географически, не совсем на западе. Ведь западнее находятся области, с которыми граничит наша, Хмельницкая область - Ровенская, Тернопольская. А ранее эти две области и вовсе не были в составе Украины. Поэтому Шепетовка это чисто украинский город. В прошлые времена польская граница проходила недалеко от Шепетовки. Следует заметить, что в городе на протяжении многих лет, вполне мирно уживались и
украинцы, и русские, и поляки, и евреи. Конечно, основу по национальности составляли украинцы и русские. Примерно и школ было, что украинских, что русских. Но если по большому счету, то во времена великого СССР была одна нация - советский народ. И это было громадным завоеванием советской власти. Национальная политика всегда была на высоте. В великой стране жили как  братья все нации. Что, как показала история, весьма не нравилось и Западу, и Америке. Печальный итог всего этого - развал великой страны. И

как следствие этой великой трагедии - перевороты, цветные революции и прочие негативы и
неурядицы на всем, или почти что всем постсоветском пространстве. Но сейчас я вовсе не об этом. Я просто о своей малой Родине, о моем родном городе. С его очень красивыми, зелеными улицами, с прекрасной природой, с добрыми и очень приветливыми людьми.  Помню, как восторгался городом мой подчиненный прапорщик, когда побывал в командировке в Шепетовке. Командировка было чисто технической -  на местную артиллерийскую базу по
вопросам ремонта техники. А прапорщик то служил не на задворках, а возле большого областного центра России. И жил в этом городе. Вот и сравнил. Понравилась ему Шепетовка, очень понравилась. Небольшие города Украины всегда отличались красотой, зеленью, уютом, своим, только им присущим колоритом. Для беглого знакомства с нашим городом нужно пройти по небольшому кругу из нескольких местных улиц. Кстати, внутри этого круга и находится основная, центральная часть Шепетовки. Начнем с местного

железно дорожного вокзала. Он, этот вокзал, вполне современный и красивый. Блистает чистотой, как впрочем, и все вокзалы на железных дорогах страны. Чистота, строгость, своя форма одежды - это всегда отличало наши железные дороги. Итак, начинаем круг для знакомства с нашей Шепетовкой. Выходим с вокзала и попадаем на улицу имени Петровского. Здесь можно идти и налево, и направо. Пойдем налево до пересечения с Карла Маркса. В наше время эта улица была центральной в городе. Идем дальше, минуя вход в парк со
стадионом «Локомотив», школу № 2, далее местный рынок,  городскую милицию и школу № 5. Здесь, на пересечении с Ленина, сворачиваем направо и идем вниз, до улицы Украинской. Очень красивая улица, вся в зелени и с преобладанием частных домов. Минуем новую школу, военный городок и выходим прямо на улицу Железнодорожную. Круг знакомства с Шепетовкой замкнулся. Чтобы попасть на вокзал, где мы начали знакомство с городом, надо просто повернуть направо и дойти до вокзала. Кстати с улицы Петровского на Ленина можно

попасть и по новому проспекту Мира. Заодно посмотреть на великолепный православный храм, который выстроили совсем недавно. Конечно, это далеко не весь наш город, но для первого знакомства этот  ознакомительный маршрут вполне подойдет. В наше время городского транспорта было совсем не много. В городе ходил автобус до Судилкова, да еще парочка по кольцевым маршрутам. Больше ходило с вокзала междугороднего транспорта, но по городу они пассажиров не возили. Поэтому народ, в основном, ходил пешком и на
работу, и на базар, и на прогулки.  Взрослые любили гулять в городском парке,  он был тогда весьма оживленным, особенно в выходные дни. Народные гуляния, массовые праздничные демонстрации, редкие по тем временам выборы, все привлекало людей. Люди хотели общаться, встречаться со знакомыми, родными. Народ жил в то время может и не очень богато, зато весело, дружелюбно, помогая друг другу. Ведь главное, что был мир после страшной войны. Обязательными были празднования Дня Победы, Октябрьской

революции, Первомая. А в Первомай народными гуляниями были традиционные маевки, которые проводились прямо в лесу. Прекрасно помню эти маевки. Собирались люди целыми семьями, выбирали место в дубовой роще, располагались под громадным дубом, раскладывали закуски прямо на траве. Взрослые закусывали, беседовали. Дети находили себе игры прямо в лесу. И так почти весь майский день в лесу. Благо, что эта дубовая роща была совсем недалеко от дома. В будни народа было намного меньше. Основная масса населения работала на
разных предприятиях города.  Наша Шепетовка вроде бы и не очень большой город, но посудите сами, сколько там было всяческих заводов и организаций. Конечно, самый значимый и весомый из всего перечня, это, конечно же, сахарный завод. Да он и имел статус предприятия союзного значения. В чем я, лично убедился намного позже, уже не живя в родном городе. А дело было так. Известно, что в армии всегда и везде существовали продовольственные пайки. Они, эти пайки, выдавались натурой  определенным

категориям военнослужащих, в отдельных местах службы, например в северных, льготных районах страны. Там и офицерский состав мог пользоваться этой услугой и получать паек натуральными продуктами. В обычных, не льготных, регионах страны паек заменяли денежной выплатой. Прапорщикам же паек выдавался и здесь, таков был порядок. Следует отметить, что полное содержание этого продовольственного  пайка было весьма внушительным и мы, офицеры, частенько договаривались с  прапорщиками и получали паек вместо них,
компенсируя все содержимое пайка, натуральными деньгами. Так вот, получая этот паек далеко от родной Шепетовки, я с удивлением и затаенной гордостью обнаружил знакомые с детства пачки со сладким и белоснежным сахаром нашего сахарного завода. Что еще было производственного в нашем городе. Огромный мясокомбинат. Это и понятно, сельское хозяйство и в частности, мясная промышленность, была весьма развитой на Украине в то время. Крупные фермы, да и частный сектор, занимались разведение коров, свиней, птицы.

Украина  в составе СССР была весьма богатой и развитой республикой. И, естественно, где развивалось скотоводство и животноводство, там обязательно был и  завод, который перерабатывал молочную продукцию. Поэтому в городе был свой масло завод. А рядом с моей школой был ситро завод, куда нас, школьников, водили на ознакомительные экскурсии. Кстати, не только сюда. Бывали мы  и на сахарном заводе, были и на других предприятиях города. Весьма умный и перспективный ход местной системы школьного образования -
организовывать такого рода познавательные экскурсии. Многие из будущих выпускников школ пополняли ряды местного рабочего класса. Была в нашем городе и своя электростанция. Далее, при  реорганизации, она была закрыта  и электропитание пошло централизованно из других электростанций. На месте старой электростанции был открыт завод «Большевик». Что еще было в нашем городе? Как известно, территориально, наши места находились в полосе западного Полесья, которое всегда славилось своими лесами. Что не могло не отразиться

на промышленности города. Поэтому был и свой леспромхоз, и свое лесничество. Отсюда и своя развитая лесная промышленность - деревообрабатывающий комбинат, тарный комбинат, лесоторговая база. Особенно впечатляла своим видом  лесоторговая база -  громадные склады древесины в виде кругляка, метровых поленьев, досок, бруса расположенных симметрично и очень красиво слева и справа от железно дорожной ветки для подвоза и вывоза. И все это открыто, под высокими
навесами. Здесь, на базе, всегда кипела работа. Много лесной продукции увозилось, продавалось частным лицам. Все время подъезжали и уезжали машины - пустые и груженные. Но база не пустела. Составами и вагонами подвозили новые лесоматериалы. И все как бы повторялось. Но все же главным, основным и самым крупным  промышленным объектом был местный железно дорожный узел. В его состав входили две железнодорожные станции, крупное паровозное депо, маневровые горки для формирования составов по разным

направлениям, множество железнодорожный путей и платформ для пассажиров. Был и  высокий переходной мост, который соединял город с нашим жилым микрорайоном. Пассажирские поезда, грузовые эшелоны шли во все стороны - на север в Ровенскую область, на запад в Тернопольскую область, на восток в Житомирскую область, на юг через Хмельницкий и Каменец Подольский в Молдавию. Ходили пассажирские и скорые поезда в  крупнейшие города страны - Москва, Киев, Харьков, Львов. На нашем местном вокзале всегда была давка в
очередях и всегда была проблема с билетами. Конечно, выкручивались. Заказывали заранее, доставали через знакомых, брали обратные билеты. Да и кассы для военнослужащих выручали. Были в то время и такие кассы, отдельно для нашего брата, военного. Ездить приходилось много, военная профессия способствовала этому. Начиная с учебных  отпусков родного ЖКВУ. И заканчивая ежегодными  календарными отпусками с различных мест службы. И было весьма трепетно и волнительно вновь вернуться в родной город. Наверное, сильно и

понятно понятие малой Родины ощущается именно далеко от нее, в длительной разлуке, в расставании с дорогими местами, с дорогими сердцу людьми - родителями, друзьями, одноклассниками. И как приятно, в который раз, слушать названия до боли знакомых станций стоя в тамбуре пассажирского вагона. Вот она, станция Шепетовка вторая, после которой покажется и родной вокзал. Куда идти, что посмотреть после разлуки с родным городом. Конечно, первое и самое главное, это родители. И обязательная отметка в
отпускном билете в местной комендатуре. Без этого никак нельзя, служба обязывает. Дальше, как закон, как прямая обязанность, хочется посетить все знакомые места. Городской парк,  стадион с его беговыми дорожками, центральная улица Карла Маркса. А домой вернуться   обязательно по Украинской. И только пешком, никаких машин, никаких такси. Спешить сейчас совсем не надо. Вся прелесть именно в таких пеших прогулках. Обязательно перейти через железную дорогу. Можно сделать это как в детстве, через

тормозную площадку стоящего вагона. Здесь уже и дом рядом, но хочется пройти дальше, через Партизанскую улицу далее через речку и прямо в лес. Со всеми этими местами памятны многие детские воспоминания. Вот здесь, у ближнего лесочка мы всегда катались с горки на санках. А вот чуть дальше у маленького ручейка возле дубовой рощи я  согнал стаю уток, когда бродил в поисках дичи. Недалеко от этого места и знакомая старая узкоколейка, по которой мы и ездили на мотовозе, и ходили пешком за черной ягодой. Как
много связано с этими местами. Сколько еще таких мест хранит моя малая Родина, моя Шепетовка. После длительных расставаний с родным городом, со своей малой Родиной, немного хочется показать и  себя - вот каким я стал. В новенькой офицерской  форме. Блестит на кителе  ромбик только что законченной военной академии, на погонах сверкают уже майорские звезды. Да и наградные планки уже открыли второй ряд. Стоишь внутри вокзала, болтаешь со знакомой давно одноклассницей, а военный патруль лихо козыряет

тебе.  Без военной формы никак нельзя было приезжать в родной город. Родители обидятся, а им так приятно пройтись с сыном офицером, зайти в вокзальный ресторан, немножко посидеть. Собственно это совпадало и с личным желанием. Мы никогда не тяготились военной формой. Ведь наши родители прошагали дорогами Великой Отечественной и очень уважали военную форму. Но это будет намного позднее. А сейчас просто нахлынули воспоминания о родном городе. Так вот, о железной дороге. С железной дорогой в
Шепетовке было связано все. Многие работали на железной дороге, их дети учились в местной железнодорожной школе. К услугам всех нуждающихся была своя больница. Был в городе и свой стадион. Тоже железнодорожный - «Локомотив». Скромненький, совсем небольшой, но такой уютный и родной. И играли в этой команде тоже железнодорожники. Были среди них и машинисты, и помощники, и  кочегары. Я до сих пор помню их железные чемоданчики - сундучки, с которыми они ходили и в поездки, и на игры и тренировки. Мы,

ребятня, пятидесятых, шестидесятых годов частенько бывали на нашем «Локомотиве». На играх, а потом и на соревнованиях по легкой атлетике, по футболу. Проходили иногда с билетами, но чаще всего  просто перелезали через забор возле стадионного туалета. А какие были игры, какие баталии. На первенство области, на кубок области и даже на кубок самой республики Украины. В самой Шепетовке в наше время было три команды - «Локомотив», «Авангард» местного сахарного завода. И обязательно армейская команда
«Звезда». Вот эта самая армейская команда как то выиграла кубок области и сразилась на кубок уже Украины со столичным клубом «Темп». Очень популярным видом спорта  в  то  время был футбол. Первенство области, в котором регулярно выступал местный Локомотив, по своей страсти и накалу, наверное, не уступали и более высоким турнирам. В каждом районном центре была своя команда, которая и выступала на областном первенстве. А с каким обожанием и восторгом смотрели мы на футболистов, которые сидели прямо на траве и

отдыхали в перерывах между таймами. Бинецкий, Букварь, Грабельников, Ермаков, братья Водопьяновы, вратарь Антонцев, мой тренер в будущем Косенко, братья Ющуки, Лысенко - вот неполный перечень имен наших кумиров детства. Помнятся и другие фамилии. В команде Хмельницкого Динамо, эта команда выступала в классе «Б» украинского футбола, играли будущие, очень известные игроки. Команда Динамо  играла на нашем стадионе в товарищеском матче и в ее составе выделялись Капличный, Лемешко. Видел я этих
футболистов намного позже уже на первенстве СССР. Капличный играл за ЦСКА и сборную  страны, а Женя Лемешко играл и тренировал Металлист из Харькова. Вот и повстречал я их, одного в Москве, а другого в  Харькове. Много я смотрел футбольных баталий самого высокого уровня - чемпионат страны, первенство Европы, игры чемпионата мира и даже олимпийский турнир в Москве. Но до сих пор мне помнятся именно те, игры нашего детства на нашем Локомотиве. И при посещении родного города я всегда старался забежать на свой

стадион. Просто зайти и посмотреть, пройтись по беговой дорожке, постоять у прыжковой ямы. А иногда и встретить знакомого футболиста моего времени. Тогда всегда находится тема для разговора с ветераном местного футбола. Спорт в наше время был всегда массовым, популярным. И что самое главное, он был бесплатным. Выбирай свою секцию,
 записывайся и ходи на тренировки, а далее и на соревнования. А выбор был. Кроме футбола были секции легкой атлетики, тяжелой  атлетики, бокса. Очень популярным видом
была пулевая стрельба. В этом виде были  и свои мастера спорта. В этом, конечно, главная заслуга тренера по этому виду. Он и сам был и мастером спорта, и чемпионом Украины. В те годы я и сам хотел заниматься стрельбой. Мой школьный учитель и свел меня с тренером. Но, что то тогда не сложилось. Пулевой стрельбой я не занялся. Хотя в дальнейшей армейской жизни настрелялся я вволю. И не только с простой малокалиберной винтовки типа ТОЗ - 8. Кроме табельного ТТ, а далее ПМ, были карабины СКС, автоматы АК,

ручные пулеметы  РПД и более тяжелые ДШК. Припоминаются боевые стрельбы на Тамбовском полигоне Московского военного округа. Наши боевые расчеты со всего корпуса ПВО выполняли боевые стрельбы из ДШК и ЗПУ. Я в то время и отвечал за подготовку этих расчетов со всего корпуса. Конечно, для ПВО это не основные стрельбы. Но в плане местной обороны и защиты огневых позиций зенитно ракетных комплексов на части ЗРВ накладывались и эти задачи. Расчеты вначале обучались в одной  из частей корпуса, а
затем отправлялись на полигон для реального выполнения практических стрельб. Главной целью и задачей при подготовке расчетов я ставил задачу познакомить солдата с самим пулеметом, дать ему пострелять и лично почувствовать это оружие в реальной ситуации. Поэтому на полигон расчеты приезжали с некоторой  уверенностью в себе. Реальные воздушные цели и стрельба по ним, все это привлекало расчеты. С полигона расчеты всегда возвращались в хорошем настроении и с полученным опытом боевых стрельб. А ведь в ЗРВ

основные стрельбы вовсе не пулеметные или зенитные. Там боевая стрельба идет настоящими боевыми ракетами. Да и полигон вовсе не тамбовский весь в прекрасном лесу и в прекрасную летнюю погоду. Вместо леса там пески и барханы с присущей адской жарой. Но это уже отдельная страница офицерской жизни, о которой можно говорить и рассказывать бесконечно.  Вот такие мои  личные оружейные воспоминания. Это не считая любимого занятия с детства - охоты. Лет с четырнадцати у меня уже была своя одностволка
ижевского производства. Потом были ружья уже серьезнее, чем мое первое приобретение. А раз ружье, то приобретались и все принадлежности, что нужны для снаряжения охотничьих патронов. Здесь и охотничьи гильзы, здесь порох и дробь, здесь пыжи и прокладки. А что надо для охоты, как снаряжать патроны, какой выбрать порох и дробь, все это я знал из охотничьей литературы. Поэтому я часто бывал и в охотничьем магазине на улице Кима, и в магазине «Военная книга», что на улице Карла Маркса. А также в библиотеке клуба

Войкова, который находился на местном вокзале. В этой библиотеке был весьма широкий выбор книг по теме охоты. Чем еще, кроме отличной библиотеки, запомнился этот клуб. Кроме кинофильмов, на которые мы ходили. Отличными концертами, постановками, спектаклями. В основном это была художественная самодеятельность. Но на каком, прямо таки, профессиональном уровне, это было. Клуб имел всегда полнейший аншлаг, как теперь говорят. Особенно когда выступала местная армейская самодеятельность. Была на сцене и классика, и юмор, и песни с танцами, и прекрасные ведущие  конферансье.
По выходным в зале устраивались танцевальные вечера. Часто проводились всякие торжества и встречи. Даже приходилось бывать и на судебных заседаниях, которые проводились в этом зале. В общем, клуб всегда был загружен до предела и пользовался большим спросом у жителей нашего города. В те школьные годы меня увлекала и легкая атлетика. И, конечно, футбол. Куда же без него. Вот и занимался в двух секциях - футбола и легкой атлетики. В городе постоянно проводились первенства среди школ по легкой атлетике. Очень

популярными были городские первенства по кроссу. Как правило, бегали кроссы в городском парке. Массовость этого мероприятия впечатляла. Десятки забегов с числом участников в забеге  не менее десяти, а то и пятнадцати человек. Мне часто припоминается первый выезд с родного города на первенство области по футболу среди школьных команд. Играли в Каменец - Подольске, заняли почетное третье  место. Все было по настоящему, по взрослому - раздевалка, торжественный выход на поле под звуки знаменитого футбольного
марша. Впервые испробовали  организованное питание по талонам. На эти скромные, по нынешним меркам, деньги, нам тогда казалось, что можно купить все. Даже оставалось и для домашнего подарка для сестры, родителям. Хотя по большому счету это были копейки. Да и кто тогда думал о деньгах, или привилегиях. Спорт то был любительский. Платили мало, а играли всегда по - настоящему. Не для благ и денег, а для души, для удовольствия. Может в этом и кроется успех в футболе. Ведь тот, советский футбол, имел

достижения намного больше, чем нынешний футбол с его огромными деньгами и зарплатами. Кого из нынешних футболистов можно поставить сейчас в один ряд со знаменитостями: Стрельцовым, Ворониным, Ивановым, Блохиным. Нет в нынешнем футболе таких игроков. Значит дело то не в деньгах, а в чем то другом. Но как говорят, не футболом единым. Так и мы, ребятня послевоенных, пятидесятых годов, чем только не занимались. Конечно, многое определялось железной дорогой. А жили мы как раз и близко к этой самой железке.
Если идти из города домой, на Транспортную улицу, то можно было использовать три маршрута. Первый, это через перекидной мост через железную дорогу. Этот путь мы использовали редко, так как после перехода моста приходилось еще много шагать домой. Мост был  далековато и в стороне от нас. Второй путь - это перейти пути сразу от вокзала через депо и маневренную горку. Выход был прямо на огороды нашей улицы, а там шла проложенная тропинка прямо к дому. И третий путь - пройти немного вдоль  по линии

путей, минуя рампу. Рампа использовалась для погрузки и выгрузки грузов из подогнанных сюда вагонов. Бывало, что в районе рампы стояли и воинские эшелоны. Тогда все
перекрывалось, выставлялись вооруженные караульные и пройти было нельзя. Там же, к рампе частенько подъезжали и автозаки для перевозки заключенных. Все это мы наблюдали не один раз. Поэтому ходили домой больше по путям, минуя рампу.  Выходили напротив  Новоградской улицы, а это совсем рядом с домом. На этом маршруте частенько запрыгивали
на тормозную площадку вагона и подъезжали, чтобы не топать пешком. Сходили в нужном месте, так как  вагоны часто останавливались, стояли на месте некоторое время, а затем состав тянули обратно. Так тогда формировались составы поездов. Вот мы этим часто и пользовались. Поэтому и по вагонам бегали, и с паровозами были знакомы, и под составами лазили. Запросто  было и на ходу залезать на вагон, прокатиться и потом спрыгнуть на ходу. Ведь на нашей товарной станции формировались составы по различным направлениям. А

для этого была специальная высокая маневренная горка, с которой вагоны спускались и далее путем перевода стрелок вагоны следовали уже в нужную колею. Так и формировались составы. Для этого нужно было время, поэтому вагоны то двигались, то стояли на месте. В нужных местах вагоны тормозились на время специальными тормозными башмаками. Поэтому и была тогда такая тонкая специальность - башмачник. Сейчас, наверное, такой профессии нет. Много профессий было на железной дороге. Начиная от начальника вокзала, станции и заканчивая кондукторами, проводниками, стрелочниками, весовщиками, работниками
паровозного депо. И, конечно, машинисты, помощники машиниста, кочегары. Любили мы забежать в паровозное депо. Поближе посмотреть на громадные паровозы, увидеть, как громадная вертушка поворачивает вагоны на обратную сторону. И, конечно, попить газировки совсем бесплатно. Стояли тогда в депо автоматы с водой - газировкой. Для рабочих, которых было всегда много в этом громадном и открытом помещении.  Немного мы и хулиганили по вагонам. Примечали вагоны с люками решетками в левой верхней части

вагона. Знали, там или яблоки, или арбузы. Вот и вскрывали эти решетки. Угощались, так сказать, самостоятельно. Но этим никогда особо  не злоупотребляли. Да и работники дороги угощали нас всегда этими  лакомствами. Часто собирали прямо на путях сахарную свеклу, которая щедро сыпалась с  вагонов при маневрировании. Очень вкусной нам тогда казалась эта свекла, запеченная в костре. Не зря ведь свекла то сахарная. В основном же эта свекла шла на корм домашней скотине. Еще одним полем деятельности на железке был
сбор металлолома. Ведь в то время это было очень модным веянием. Как сейчас бы сказали, трендом. Собирали металл все школы, давались конкретные планы по количеству. Потом всегда подводились итоги, объявлялись победители. Для сбора металла даже отпускали с уроков. А кто из нас тогда не хотел пропустить урок. Тем более на законном основании. А на железной дороге металла  всегда много. Здесь и использованные тормозные колодки, здесь и многочисленные прокладки под рельсы, здесь и  реально тяжелые  вагонные и

паровозные рессоры. Одна такая рессора  весила килограмм семьдесят. Правда, здесь мы тоже немного хулиганили. Тащили целую, неиспользованную рессору, а далее отбивали у нее крепежное ушко. И она шла как бы уже использованная для вагона или паровоза. Никаких конечно денег мы за это не получали. Может школа что то и получала, мы этого не знали. Кому то давали грамоты - как правило, это был класс, который больше всего и собрал этого металла. Чем еще помнится железная дорога. Обязательным атрибутом железной дороги
были шпалы. Это такие деревянные подставки под рельсы. Строго определенного размера, просмоленные, обязательно черного цвета, бревна. Очень ходовой товар. Кроме основного своего назначения, шпалы применяли и в хозяйстве. Если была возможность достать новые шпалы, то из них строили даже дома, сараи. Использованные после железной дороги шпалы применяли как топливо, как столбики при постройке заборов. Мы же, ребятишки, нашли для шпал иное, детское применение. Соединялись две или три шпалы вместе железными скобами и

получался великолепный плот. Недалеко за железкой возле лесочка и моста возле шоссе, всегда были небольшие озерца, особенно во времена весенних разливов. А рядом всегда были как бы ничейные шпалы. Вот мы и плавали в этих небольших водоемах, отталкиваясь обычной крепкой палкой. Сейчас деревянные шпалы уже не применяются, шпалы теперь железобетонные. А в памяти остались деревянные. Часто через нашу станцию шли теплушки с новобранцами. Или те же теплушки, но уже с отслужившими армию солдатами. У новобранцев можно было достать хорошую, модную тогда, кепку - серую, шерстяную с резиновым
козырьком. Или какую то одежду. Взамен иногда приходилось сбегать в ближайший магазин за вином. Бегали, чужие деньги не брали, вино приносили. А у отслуживших солдат, как правило, из Германии, доставали хорошие карманные фонарики. Таких фонариков  и близко не было в наших магазинах. Ночью фонарик очень удобная штука, особенно на темных, шанхайских улицах, где, собственно, мы и жили. Шанхаем назывался наш район, расположенный совсем недалеко от железной дороги. Не знаю, откуда пошло это название.
Ведь Шанхаем обычно называли районы, где самовольно, без нужных разрешений,

захватывались земли, строились какие то сооружения для проживания. Такого произвола у нас не было. Дома строились на выделенных законно участках, имелись домовые книги, где и прописывались все живущие в доме. Но если смотреть исторически точно, то некоторые народные самовольства  может и были. Я имею в виду землянки, в которых еще жили некоторые бездомные люди. Времена то были послевоенные, трудные. Никаких капитальных
строительств от государства не было. Люди выкручивались сами. Где то работали, что то получали и помаленьку строились и обживались. Главное, что обогревало тогда простых людей и давало надежду на будущее это то, что закончилась война. Вернулись с фронта победители. Правда, далеко не все. Многих тогда коснулось горе. Но жизнь в городе продолжалась и помаленьку, постепенно  налаживалась. Но многое, очень многое еще тогда напоминало о прошедшей войне. Мы часто рылись в насыпях железно дорожных путей и чего
только не находили. Порох, гильзы, целые патроны были обычной находкой. Были и снаряды, штыки, гранаты. Частенько случались и печальные случаи, дети подрывались на минах, получали увечья, ранения. Обычным делом было найти воронку от  снарядов или бомб в лесу, особенно  вблизи той же железной дороги. Оно и понятно, этот железно дорожный узел имел тогда стратегическое значение. Мы часто рыбачили в таких воронках, которые,

кстати, мы в детстве называли бомбами. Эти заполненные воронки водой привлекали мелкую
рыбешку, особенно карася. Вот мы и мастерили самодельные неводы и волоком тащили его по воде. А так как таких воронок было не мало, то и улов получался неплохой. Но не только воронки напоминали о войне. Были еще и разбомбленные дома с войны, в лесах и на полях было много металла. Много  времени понадобилось городу, чтобы оправиться от следов войны. Я учился уже во второй городской школе и недалеко от школы, в скверике, возвышались развалины дома. В этом скверике мы часто катались на лыжах по плану уроков
физической подготовки. Наша вторая городская школа была совсем рядом. Потом этот дом полностью отстроили. И он стал домом культуры. С памятником Ленину перед главным входом. А в смутные времена переворота и майдана этот памятник и вовсе втихаря снесли  по каким то идиотским законам декомунизации. Не буду это комментировать, это особая страница истории Украины. Скажу только одно. Самые большие успехи, самый расцвет и процветание Украина достигла именно благодаря советской власти во время нахождения в

составе СССР. Да и своими нынешними территориями Украина приросла благодаря именно советской власти. Все иное и противное этому - это ложь и грубая фальсификация истории. Я могу это говорить не только как чистокровный украинец, но и как человек, который жил и знает не только Украину, но и другие республики Советского Союза. И еще пример для сравнения. В городе было много предприятий общепита - столовые, буфеты, разные там забегаловки. А выбор блюд и закусок просто впечатлял. Чего там только не было. Салаты,
винегреты, капуста, сало, рыбные и мясные закуски. И, конечно, фирменная домашняя украинская колбаса. Была такая колбаса и в России. Но по вкусу никакого сравнения с той, домашней. Ведь мы ее пробовали не магазинную или буфетную, а свою, именно приготовленную дома. И еще один брендовый товар украинского производства вспоминается - несравненный по вкусу и аромату киевский торт. Был он, конечно, дефицитом, но в наших академических буфетах мы часто покупали его.  И еще про сладости. Сладости нашего

детства. Ведь как сказано - все мы родом из детства. А в детстве всегда хочется сладкого. Не были исключением и мы. Было даже такое лакомство у нас, посыпали простой черный хлеб сахаром, выходили на улицу с этим куском и ели. Дома не ели, обязательно на улице. Но не только это было в нашем сладком рационе. Прекрасно помню морские камушки, арахис, подушечки с повидлом и какао. Прекрасные были конфеты. И, конечно  же, незабываемые сладкие пончики. Обязательно с лимонадом или ситро. Был в Шепетовке и свой
фирменный товар - вокзальный пряник. Его и выпекали на вокзале, и продавали в вокзальных ларьках. Кроме всего этого в магазинах было повидло, халва, пряники. Никаких упаковок и коробочек в то время не было. Повидло, халва в виде больших сладких квадратов стояло на прилавках магазинов и развешивалось по заказу покупателя. Качество было отменное, никаких добавок, красителей и прочей примеси и в помине не было. Как и различные соки, что разливались из конусных стеклянных емкостей. А емкости эти

наполнялись прямо на глазах из раскупоренных банок. А какие были цены. Просто смешные. Не чета нынешним, что растут как грибы. Хотя нет, грибы, те сезонные. А цены растут непрерывно и постоянно. Правильно говорят в народе, коммунизм мы проскочили незаметно.  В детстве мы, конечно, ни в какие столовые не ходили. Только раз, припоминаю, завел нас в столовую, что находилась возле маленького привокзального базара, наш школьный друг. У него мать работала в этой столовой. Угостил Толик нас первым, вторым, компотом.
Конечно, бесплатно. Эти пункты общепита были весьма популярны в народе. Как говорят, было что выпить, было чем и закусить. Простоит, к примеру, какой то частник со своей картошкой на базаре весь день. На жаре, или на холоде. Проголодается за день, промерзнет. Зайдет в столовскую столовую, дернет стакан, возьмет борща, котлету, поест нормально и домой. В России, по крайней мере, в те времена выпить то было где. А вот закусить, как у нас, было проблемой. Не бедная, совсем не бедная была Украина в составе

великой страны. Я припоминаю, как после богатого Харькова я приехал служить в один из российских гарнизонов. Но не будем вспоминать об этом. Это так, для сравнения. Как и про обычай, о котором мне всегда хочется вспоминать. Сама республика Украина, как
собственно и сам украинский народ, всегда отличались особым гостеприимством,
уважением друг к другу, радушием и добротой. Где еще можно встретить такой обычай, который был в наше время. А дело вот в чем. Мы жили в частном секторе и у всех, по
возможности, была какая то живность. Куры, гуси, кролики. У кого то корова. А вот держать поросенка и к осени колоть его, старались все. Оно и понятно, у всех большие семьи и надо кормить всех, особенно в зимнее время. Вот к осени все и заготавливали - кололи кабана, солили огурцы, капусту, сыпали в погреба картошку. С кабаном, так и вовсе целый ритуал. Приглашали для этого специального человека, который и делал все необходимое для заготовки. А к вечеру почти вся улица приглашалась на свежую печенку.

Мне и сейчас не забыть эти домашние хлопоты по приему гостей - в доме стоит аромат жареной печенки, на плите шкварчит сало, мясо. Собираются и гости, все знакомые, друзья, садятся за столы. Люди беседуют, конечно, немного выпивают, закусывают. Потом, поблагодарив хозяев, мирно расходятся по домам. Но для хозяйки дома еще предстоит работа. Надо разложить свежины по пакетам и утром разнести по соседям. А когда такой же момент наступал у соседей, все повторялось. Вот такой прекрасный обычай был в наше
время. Когда я иногда рассказывал про этот случай в России, мне не верили. Конечно, украинские столы и разносолы, это что то, это надо видеть. Еще раз повторюсь, не бедная, совсем не бедная была Советская Украина. Конечно, были у нас свои детские игры и забавы не только на местной железной дороге. Как уже упоминалось, наши места богаты лесом. Отсюда и рубки леса. И совсем недалеко от нашего дома тогда находилось небольшое, мелкое предприятие по обработке готовой древесины. Производство было

простое. Большие стволы деревьев пилились на бревна. Из бревен делались доски. Вот и все производство. А для подвозки сюда бревен из леса была проложена железно дорожная ветка с узкой колеей. Большие паровозы здесь не ходили, размер колеи не позволял. Зато ходили здесь мотовозы. Тихоходные, с парой прицепленных вагончиков, они и вывозили из леса бревна на наше маленькое предприятие. Частенько мы катались на этом нехитром транспорте. И в лес, и обратно. Путь был совсем не большой, всего то километра четыре или пять. Можно и соскочить на ходу, можно и запрыгнуть. Скорость то небольшая.
Нравился нам этот нехитрый лесной транспорт. Конечно, и этого предприятия, да и самой памятной узкоколейки давно нет. Остались только небольшие насыпи под рельсы, по которым ходили мотовозы. Но дорога эта оставалась и дальше. Часто ходили мы по ней и за черной ягодой. Сборы даров леса это отдельная страница нашего детства накрепко связанная с лесом и лесными походами. В наших лесах всегда было много и грибов, и ягод, и орехов. За всеми этими лакомствами мы часто и ходили в лес. Что касается грибов, то за ними не надо было совершать дальних вылазок и походов. Прошел через нашу речку и сразу

попадаешь в сосновый молодой лесок. А там полно маслят. Эти вкусные и деликатесные грибы предпочитают именно такие места. Прошел немного дальше, а там прекрасная дубовая роща. Здесь обилие белых грибов, полно разноцветных сыроежек. Нужны подосиновики, подберезовики, чуть далее классическая  березовая роща, где растут именно эти грибы. Полно опят, особенно на стволах как растущих, так и упавших деревьев. Главное, это выбрать место и время сбора грибов. В наших краях всегда собирали именно эти грибы.
Популярными были белые грузди, лисички. Разные там свинухи, чернушки, гнилушки в наших местах не ценились и не собирались. Что еще привлекало нас в лесу. Это, конечно, лесные орехи. За ними также далеко ходить не приходилось. Ореховые деревья, или лещина, как они назывались, также росли совсем недалеко от дома. Прекрасное время сбора этих даров леса. Ранняя осень, еще совсем теплые деньки и спелые, цвета кофе с молоком, орехи. Слышно даже, как звучно перестукивают они  собранные в таре на обратной дороге домой. В осеннее время ходили в лес и за ярким шиповником, и за сладким боярышником, и за

кисловатой калиной. Но главные походы в лес, это, конечно, за малиной и за черной ягодой. Или, как ее обычно называли, черникой. Вот эти походы были больше и по времени, и по расстояниям. Здесь уже приходилось ездить и на машине, и на поезде. Хотя большая часть этих сборов приходилась все же на пешие походы. В отличие от сбора орехов, собирать чернику труднее. Приходится много поползать на четвереньках, так как кусты этой ягоды стелются низко у земли. И чтобы собрать ведро этой ягоды, приходилось
трудиться и до обеда, и после. И не одному, а с мамой. Да еще и топать домой километров шесть, не меньше. Вот и получается полный  рабочий день. Но все равно, эти походы за лесной ягодой приносили много радости, новых впечатлений и эмоций. А какой вкусной кажется родниковая вода из источника, что находился по дороге домой. Хорошее это занятие, сбор драгоценных даров нашего прекрасного леса. Да и мои первые охотничьи тропы частенько пересекались с этой дорогой. Чуть далее, поперек этой дороги протекала

небольшая речушка Канава. В этом месте, густо поросшим камышом, было прекрасное место для водоплавающей дичи. Много здесь обитало и уток, и болотной дичи, особенно верткого бекаса. По этой дороге можно было добраться и до пионерского лагеря, что так живописно расположился в сосновом бору. Побывал я в этом детском лагере всего один раз. Но потом часто наведывался сюда. Как правило, на велосипеде. Лесная дорожка по бывшей узкоколейке была довольно живописной и ровной. Собственно, в пионерском лагере я то и
побывал всего один раз. Именно в этом, в лесу. Не скажу, что там было плохо. Вовсе нет. Но как то этот пионерский режим, все по распорядку, не совсем подходило мне. Мы росли в частных домах, были свои компании, детские друзья. И временем своим распоряжались, как хотели. Особенно в летнее, не школьное время. А чем занять. Здесь и футбол на речной лужайке, здесь и плавание в нашей реке. Река наша брала начало под Судилковым и заканчивалась возле Славуты. Совсем маленькая речушка, всего то пару десятков

километров. Но для нас она была очень нужной и важной. Здесь мы и плавали, и загорали на прекрасном лугу. Река была не глубокой, всего то пару метров. Стоишь на мостике и наблюдаешь, как плавают мелкие рыбешки. Видны водоросли, видно каменистое дно. Вода чистейшая. А по весне я всегда наблюдал здесь и за весенним разливом, и за ледоходом. В это время вода затапливала некоторые огороды и простиралась  до моста узкоколейки, и дальше, уже  в другой район. Любил я наблюдать это весеннее половодье.  Меня манила и
влекла природа, лес, поля, их обитатели. А потом и охота - это прекрасное, так красочно описанное классиками литературы, прекрасное единение человека и природы. Особенно это остро чувствовалось именно в подростковом возрасте. Да и еще тогда, когда уже прекрасно читал и знал Задорнова, Арамилева, Германа, Пермитина, Арсеньева, Федосеева, Аксакова, Чтение книг о природе, об охоте давало массу впечатлений и эмоций. О птицах и зверях, прочитанных в книгах, хотелось узнать больше, понаблюдать за ними в живую на своей

местности, в поле, в лесу. И с какой страстью и интересом наблюдал за бекасом или болотной курочкой на местном болоте. Или за кувыркающимся в воздухе прилетевшим весной чибисом. А чтобы понаблюдать за утиным выводком в лесном озере, забирался на дерево вблизи. И мог часами сидеть там и смотреть на утиную жизнь. Часто ходил я и по близлежащим полям в поисках зайца, распутывал его хитроумные следы. Для этого надо и вставать пораньше, и шагать не один километр. Да еще и через старое и заброшенное
польское кладбище. Что влекло в далекое поле, в лес совсем еще мальчишку. Кто привил мне эту  страсть к этим странствиям и походам. Может и  не столь важны ответы на все эти вопросы. Главное то, что все эти прелести детства не обошли меня стороной. Жаркое лето, полноводная весна, золотая осень, белоснежная красавица зима - все эти красоты не прошли мимо в то прекрасное время.  Вовремя здесь и свое первое ружье появилось. В наше детство, особенно во время, когда вокруг куча пороха и патронов, многие занимались и

самопалами и другими кустарными штуками, которые как бы и стреляли. Но я как то прошел мимо это баловства. Здесь и сыграло свою роль влечение к природе, а затем и к охоте. Поэтому и свое ружье, и все необходимое, что сопутствует настоящей охоте. Проблемы достать охотничьи припасы не было. Все было в охотничьем магазине. Давали все, за исключением охотничьего пороха. Но решалась и эта проблема. Попросил кого то, кто имел охотничий билет, вот он и выручит. Ну а в лесу, или в поле, особенно утром или вечером,
кто там будет спрашивать этот билет. Когда же исполнилось время, то охотничий билет сразу и приобрел. Кто еще подтолкнул меня к этой страсти. Были, конечно, знакомые охотники. Иногда встречал их возвращавшихся с охоты. Кто с парой уток у пояса, а кто и без добычи. Надо было видеть их лица в тот момент. Усталые, даже голоса осипшие, тихие. Но глаза. В них еще сверкали огоньки, искорки от недавно увиденного, пережитого и испытанного, С каким восторгом и упоением рассказывали они об удачном выстреле по

осенней крякве или стрелой пролетевшему над болотом, чирку. Рассказывали и о промахах, искали причину неудачного выстрела. В другой раз я оказался свидетелем настоящей, классической осенней охоты с гончими. Нет, в самой охоте я не участвовал, просто находился тогда рядом и стал свидетелем. Вот тогда я прочувствовал прелести этой классической и всеми любимой охоты. Музыка гона, а именно так называют гон собак по зверю, звучит так, что завораживает своими неповторимыми звуками и интонациями. Даже если  и не видишь самих исполнителей. Это не просто лай собак на улице. Это страсть,
многовековая страсть, которая присуща этим великолепным исполнителям в прекрасном осеннем лесу. Поэтому эта охота наряду с тягой вальдшнепа и тетеревиным и глухариным токами, считается классикой русской охоты. Именно поэтому этой страсти посвящали свои строки классики русской литературы - Толстой, Тургенев, Пришвин, Аксаков. Наверное, уже от этих мимолетных встреч с охотниками, их трофеями, красочными рассказами о пережитом и в моей, еще  совсем не взрослой голове, возникали картины моих будущих охот. Условия для реальной и практической охоты в нашей местности было вполне подходящие.

Хвойные и смешанные леса, просторные поля и сельскохозяйственные угодья. В полях водились зайцы, лисицы. Из пернатой дичи куропатки, перепела. На водоемах много уток, в местных болотах кулички, болотные курочки. Как здесь не вспомнить с теплотой  своего постоянного спутника детских походов и охот, нашего железного друга детства - велосипед. Правда следует отметить, что велосипед в то время был далеко не у каждого. Вещь была довольно редкой, да и дороговатой. Не каждая семья могла и позволить себе
его. Но у кого то, он, все же был. У наших соседей был. С толстыми колесами, с мощными  трубами корпуса. Был он женский, без рамы. Вот на нем мы учились все  ездить. Потом у нас появился и свой взрослый велосипед, отечественного производства, марки ЗИФ. Много куда он меня возил. Здесь и лес, здесь и поле. В лесу, в поле всегда имеются тропинки, по которым и катишь с превеликим удовольствием. Служил наш трудяга - велосипед и для удовольствия, и для дела. В нынешнее время чего только  нет из колесного парка. Все

теперь есть. И для взрослых, и для детей. Маленькие велосипедики, разные там беговелы, машины, скутеры. И уйма всяких самокатов -  для взрослых, детей. Мы в детстве самокаты делали сами. Для этого использовали обычные доски. Вместо колес применялись подшипники. Конечно, с нынешними красивыми самокатами никакого сравнения. Особенно в скорости, в удобстве. Стал на самокат, нажал кнопку и покатил. Выделяются специальные дорожки, особенно в парках. Дети с самых малых лет привыкают к колесам, к самостоятельному
управлению. Оно и понятно. Время теперь машин, без нее никуда. В этом плане нынешнее молодое поколение преуспело и как бы обогнало нас, наше поколение. Но не думаю, что мы тогда, что то особенное потеряли.  У нас были свои интересы, свои увлечения, свои планы. Мы учились и учились серьезно, сдавали настоящие экзамены, а не какие то, там тестовые опросы, типа ЕГЭ. И уж точно знали, чему равен корень квадратный из ста. К чему этот пример я привожу. Как то по телевизору показали что то вроде опросов по разным темам. И вот выпускники, даже и технических вузов, не могли ответить на

элементарный вопрос из школьной программы. Или еще пример из этой темы. Выпускники даже юридических ВУЗов, не знают основного закона страны. Не то что не знают содержания Конституции РФ - а это и есть основной юридический закон страны, а просто не знают сам факт, что это основной закон. А что касается машин, то у меня, в детстве, многое связано именно с машиной.  Следует заметить, что машин в то время было не так уж и много. Поэтому профессия водителя, а точнее шофера, была также довольно редкой и
ценилась весьма высоко. Нам, нашей семье в этом плане повезло, отец  у нас и был шофером. Профессиональным, с большим, еще довоенным опытом  и стажем. Да плюс к этому фронтовые дороги в составе боевой отдельной армейской авиационной эскадрильи. В наградном листе я лично читал, за что отец был награжден медалью «За боевые заслуги» - за нахождение на фронте и проявленную трудовую доблесть. Потому что для шофера на фронте это и был настоящий и доблестный труд. И настоящий фронт. О чем

свидетельствовали и два ранения, одно из которых было тяжелым. В боевых донесениях этой эскадрильи я читал, как воевала эта войсковая часть. И знаю боевой путь этой части, который закончился в Праге. Как было принято у фронтовиков, они не очень охотно рассказывали про войну. Не был исключением и отец. Но немного рассказывал и он. И как приходилось под бомбежку вывозить раненных, и как под тот же свист авиационных бомб подвозить боеприпасы для полетов своей эскадрильи. Работал отец шофером и после войны. Много я исколесил дорог нашей области рядом с отцом в кабине грузовика. Это были и
полуторки, и ЗИС 5, и газогенераторные машины, которые работали на обычных деревянных чурках. Все отложилось в детской памяти. И грунтовки, и шоссе, и  проселочные дороги, и шоферская взаимовыручка, и многие села и деревни, через которые проезжала машина отца. Попадали и в непогоду, и в грозы. И всегда было приятно и радостно вернуться домой, под родимый кров. Но как не странно, водить машину я тогда не умел. А отец видимо и не хотел учить меня вождению. Наверное, не хотел, чтобы сын осваивал эту трудную

профессию, через которую прошел он. Я давно понял, что мои родители, как отец, так и мать, очень хотели, чтобы дети выучились и получили хорошее образование. Ведь они в свое время были лишены этой возможности. Времена были другие, трудные. В чем я убедился позднее на личном примере. После окончания восьми классов я решил идти работать, а учиться дальше собирался заочно. Было тогда такое течение и многие поступали именно так. Вот  и я поступил на работу в местный тарный комбинат. Работа была простой, как
казалось на первый  взгляд. Надо было собирать бочки из готовых заготовок - клепки, днища, обручи. Но оказалось, что это совсем не простая работа, особенно если тебе нет еще и пятнадцати лет. То днище не станет на свое место, то заклепка на обруче не получится, то еще какой то огрех. Да и молоток для юнца был весьма тяжеловатым. Недели две или три я проработал. И увольняться как бы и не собирался. Но как то отец посмотрел на мои трудовые и избитые руки и сказал - нет дружок, увольняйся ка ты с этой работы и

шагай в девятый класс обычной дневной школы. Что я и сделал. А водить автомобиль я, конечно, научился. И основательно. В нашем военном училище был автомобильный курс сроком год или полтора. С обязательным тогда  практическим вождением. Вот  и катались мы по городу Житомир с наставником с правой стороны. Хотя училище было совсем не автомобильным, а техническим.  А точнее радио техническим, с зенитно ракетным профилем. Вот такие мысли и воспоминания. Всего в нашем детстве было понемногу. Были и первые
деньги. Не родительские, а самостоятельно заработанные. Помог, например, загрузить машину дров для домашней печки частного  владельца дома. Или разгрузить ту же машину. Вот уже и деньги. Платили нам, школьникам и за практическую работу. Сделали отмостку вокруг дома - получай. Такое бывало на школьной практике, на реальной стройке. Может и не большие это деньги, но можно было купить и на них что то. Например, свое ружье. Не самое может современное, даже не двуствольное, но свое и на свои деньги. Но именно  мои первые охотничьи походы, первые, может и скромные, охотничьи трофеи связаны с этой

скромной одностволкой ижевского производства. А ведь первая охота, что первая любовь. Такое сравнение я вычитал у известного классика охотничьей прозы. Не забываются никогда эти прекрасные порывы и увлечения детства и юности. Что может быть приятнее и красочнее, чем просто постоять на краю небольшого лесного озерца в ожидании быстрокрылых уток на вечернем перелете. Осенний камыш служит прекрасной маскировкой, вечерняя зорька только началась. Скоро полетят и долгожданные утки. А пока можно
понаблюдать за уходящим на отдых солнцем, послушать поющих еще птиц, понаблюдать за озерной жизнью. Она и вечером не прекращается. Видно как прошмыгнет в камыш болотная курочка, или как  сделает свой вираж над озером юркий бекас. Встречалось иногда видеть и  лесного кулика - вальдшнепа, что приземлялся на краешек лесного озера. Но не зевай охотник, утки на вечерке летят очень быстро. Иногда только свист слышен от полета быстрокрылых чирков. Но как говорил еще один классик охоты - все охоты хороши. Поэтому

для сравнения постойте на вечерней тяге вальдшнепа. Только это будет уже не осень, а весна. Как правило, апрель месяц. Тот же вечерний заход солнца, те же птичьи трели, особенно вечерних дроздов. Только место охоты немного  другое. Теперь нужно выбирать небольшие полянки, просеки в березовом лесу. Именно в таких местах охотно тянет вальдшнеп на вечерней зорьке. А какими увлекательными и загадочными были зимние походы. Когда только начинал разбираться в звериных следах, когда только познавал все тайны  и прелести белой книги зимы. Мы жили в небольшом городе. Рядом лес, река, просторные
поля. Такие условия и создавали ту свободу,  некоторую независимость и самостоятельность, что было присуще нам. У жителей больших городов и мегаполисов, наверное, всегда меньше такой свободы и независимости. И особенно у детей. Их больше опекают, контролируют, присматривают. Со стороны родителей это понятно. Поэтому и лес, и река становится более недоступной. И по причине удаленности, занятости. Чтобы любить природу по настоящему, прежде всего ее надо знать. А для этого надо общаться, надо

посещать те же леса, поля, озера, реки. Красочные картинки и кино не заменят живого общения с нашей прекрасной природой. Даже такое заурядное занятие, как выпас скота, а точнее домашней коровы, всегда было интересным и не скучным. На  свежем воздухе, в красивом травяном лугу всегда находилось какое то интересное занятие. Пестрое разнотравье луга, обилие птиц. За всем этим было наблюдать интересно и любопытно. А здесь еще недалеко железно дорожная ветка, по которой снуют и грузовые составы, и
пассажирские. И с каким же нетерпением ждали вечером пассажирского поезда со стороны Славуты, когда пора гнать корову домой, на ночлег. Скучать, бездельничать в те далекие, детские времена как то не приходилось. Придумывали себе игры, соревнования. Даже не на стадионе. На стадионе будет попозже. Устраивали боксерские турниры на улицах, частенько соревновались в беге. Тарзанили, лазили по деревьям, прыгали с берега в воду при речном купании. Во дворе была самодельная перекладина, в огороде прыжковая яма в длину. Во

дворе перетянул веревку поперек двора -  вот и тебе и место для прыжков в высоту. Накидал патронные ящики автомобильными железками, насадил их на лопату - вот тебе  и штанга. Потом были и городские  официальные секции - по легкой атлетике и футболу. И городские  соревнования. В наше время физической подготовке уделялось много внимания. В школах физическая подготовка была очень серьезным школьным предметом. В школе обязательно учитель физкультуры и мужчина, и женщина. Настоящие спортсмены и
дипломированные специалисты. Считалось очень престижно и почетно иметь спортивный разряд. Начиная от юношеского разряда и заканчивая взрослыми спортивными разрядами. Не гнушались мы и работой, в домашнем хозяйстве всегда найдется работа и для детей. Напилить, наколоть дров было обычным делом. Вскопать огород, посадить, а затем собрать урожай картошки также было обычной работой в домашнем хозяйстве. Да мало что приходилось делать. Зимой, например, чистили двор и улицу от снега. В те времена зимы

были и  морозные, и снежные. Поэтому на зимнее время обычно приходилось дополнительно утеплять стены дома. Делалось это весьма просто. С обычных досок по высоте стен делались дополнительные ограждения, как бы создавались пустоты, которые и надо было заполнить каким то утеплителем. В качестве утеплителя применяли отходы тарного производства - опилки, стружку. Или  собирали опавшие листья в дубовой роще. Какое же это было удовольствие собирать осенние листья. Наполняли ими мешки и несли домой. Нести
листья было совсем близко, так как дубовая роща находилась недалеко от дома. Да и осенние листья вовсе не тяжелые. Весной эти утеплители убирались. Не выбрасывались. И им нашлось применение. Например, для подстилки домашней корове. Или просто как удобрение для домашнего огорода. К труду нас приучали и в школе. Даже в начальной школе была своя мастерская, в которой нам прививали некоторые трудовые навыки. Выровнять согнутый гвоздь, заточить нож, пилить лобзиком, обстругать деревянную планку, просто

забить гвоздь или закрутить гайку - во всем этом нужен практический навык. Что нам и прививали в школе. А дальше, уже в старших классах, нас учили уже настоящей профессии. Нам досталось строительное дело. Нас практически учили на каменщиков. Теорию нам преподавал настоящий прораб со стройки. И каждую неделю, в понедельник, мы осваивали азы этой профессии практически, на реальной городской стройке. Был и выпускной итоговый экзамен с вручением настоящего удостоверения каменщика четвертого разряда. Кстати, эти знания очень пригодились в дальнейшем. Шепетовка, город районного масштаба с
преобладанием частного сектора, частных домов и подворий. Обязательным атрибутом частного, то есть своего дома, было подворье, а проще двор. Чего только не было в нашем дворе. Обязательные для топки дрова в виде  стандартных поленьев, которые дальше надо распилить и поколоть. Далее все это складывалось в сарае. Различные строительные материалы в виде досок, бруса, фанеры. В частном хозяйстве все нужно и когда то пригодится. Хранился во дворе и уголь для домашней печки. Отопление в наши времена было

печное. А для отопления шли и дрова, и уголь. Угля возле железной дороги всегда было много. Поэтому для личных нужд шли и продажи топлива населению. Как известно, уголь использовался в топках паровозов. Мы видели этот процесс - кочегар бросает большой лопатой уголь прямо в жерло раскаленной печи паровоза. А находится этот уголь прямо в тендере паровоза, что  совсем недалеко от самой топки. Вот этот самый тендер заполняется с верхом углем для работы. Поэтому прямо на рельсах всегда можно было
собирать уголь, который частенько сыпался прямо на рельсы при маневрах вагонов. Вот мы и таскали этот собранный уголь для домашней печки. Уголь давал тепла намного больше, чем обычные дрова. Домашняя печь хотя и неприхотливая, но к отбору топлива, в частности дров, надо подходить со знание пород  дерева, угля. Есть породы угля, которые коптят и дают много золы. А есть другие сорта, которые и коптят меньше, и золы меньше, а вот тепла дают больше. Так и дрова. Хорошо горит и дает много тепла, например, дуб, граб, сосна. Более или менее для домашней печки

подходит и береза. А вот осина, тополь ольха совсем не годятся для топки. Дыма, треска много, а вот тепла не очень. Когда выбирали дрова для топки, все это учитывалось. Кстати, разная древесина и имеет цену разную. Дуб или граб дороже той же березы и тем более осины или ольхи. Вот и выходит, что двор для частного дома очень нужен. Куда же без него. Наш двор был не маленький, просторный и отец часто загонял машину прямо во двор. Особенно, если на следующий день  предстоял дальний рейс. Такие моменты
начальством гаража позволялись, а отцу не надо было идти утром в гараж. И, конечно, во дворе всегда была куча всяких авто деталей, старых, отработанных. Подшипники, шатуны, цилиндры, поршня, тормозные колодки, диски, колесные обода. Многое сдавалось в металлолом. Но потом двор опять заполнялся теми же деталями и картина повторялась. Машина в хозяйстве в то время была вещью почти недоступной. Профессия шофера была довольно редкой и очень ценилась. Нашей семье в этом плане очень повезло. Отец наш был

настоящим профессионалом - шофером   и имел большой стаж и опыт. Что очень пригодилось нашей, большой семье. Кстати, улица, на которой мы жили, называлась Транспортной. Почему  такое название до сих пор непонятно. Там транспорта то и было, что отцовский грузовик. Да еще по соседству личный мотоцикл у соседей. Старой марки М - 72. Вот и весь транспорт. Потом наша Транспортная стала улицей Одухи. Был такой партизанский руководитель во время войны. Но для меня моя улица так и осталась Транспортной. На
улицу с новым названием я приезжал уже только в отпуска с разных мест службы на территории великой страны. Что отличало наши улицы. Прежде всего, это чистота и зеленые насаждения на всем протяжении большой или маленькой улицы. Вроде и частный сектор был, без   мусорных баков и ежедневного вывоза. Но отходы и мусор просто так не выбрасывались. Все  сжигалось или просто закапывалось в своих огородах. Обязательными были осенние уборки дворов и особенно огородов. Опавшие листья, сухая ботва от

картофеля сгребали в кучи и поджигали. Никаких пластиковых бутылок или пакетов тогда не было. Поэтому и дым был другой, не едкий и не противный запахом. Как там сказано у классика - и дым Отечества нам сладок и приятен. Помню хорошо и наши, городские улицы. Особенно нашего района, так называемого Шанхая. Ведь вырос, ходил в школу именно с этого района. Конечно, никакого асфальта тогда на наших улицах и в помине не было. В лучшем случае дорога засыпана шлаком с местной железной дороги. Поэтому весной бывала и
грязь, и лужи. Особенно много настоящей, черной как чернозем, весенней грязи было от путей железной дороги и до Партизанской улицы, что почти у самого леса. Но ничего, ходили люди и по этой весенней жиже. А что поделать. Люди шли на работу, по делам. Другой  дороги не было тогда. И с каким же детским нетерпением  ждали, когда будет протоптана эта дорожка и мы сможем поиграть на сухой уже дорожке в биту. Наша Транспортная улица также была засыпана шлаком для проезда машин. По сторонам зеленые, а

иногда и шлаковые дорожки для прохода жителей. Много деревьев по сторонам, частные колодцы для воды, гуси и утки посреди улицы. Вот примерная картина наших дорог. Любимое место для ребятни летом, это зеленая травка под забором, где мы часто проводили время летних каникул. Играли в карты, в ножички, играли на гармошке. Но не только, конечно.
Ведь совсем рядом и речка, и лес, и железная дорога. Какие еще улицы нашего района помнятся мне. Улица Новоградская шла рядом с  железной дорогой. За ней, перед самой
железкой, на обширном травяном лугу, мы часто гоняли мяч. Были здесь и небольшие водоемы. Зимой они замерзали и служили прекрасным катком для коньков. Катались на коньках, играли в хоккей. Кто на коньках, кто просто в валенках. Клюшки были, конечно, самодельные. А если точнее, то просто выбирали кривую палку с дерева, срезали,

расчищали. Вот и готовая клюшка. Хоккей в наших краях, как и во всей Украине, был не очень популярным. Вот футбол, совсем другое дело. Какие были команды. Среди них: «Динамо» Киев, «Шахтер» Донецк, «Заря» Ворошиловград, «Днепр» Днепропетровск,
«Черноморец» Одесса, «Карпаты» Львов. Все играли в высшей лиге советского футбола. И как играли. Сколько талантов в футболе воспитал украинский футбол. Футбол, это особая веха из детства, юности. Но я о наших, городских улицах. За нашей, Транспортной, далее, к лесу шли улицы Ново и Старо Лесовая, улица Партизанская. А совсем уж в лесу шла улица Чапаева. Красивая улица, вся в зелени. И вела она прямиком к лесничеству, к леспромхозу. В тех местах зимой проводились школьные городские соревнования по лыжам.

Еще там красовалась великолепная дубовая роща. Приводили нас со школы сюда для сбора желудей. Веселое и увлекательное это занятие. Да, наверное, и полезно иногда разнообразить каждодневную учебу, чем то другим, отвлекающим от занятий. Много позднее, учась в военной академии, мы с удовольствием иногда ездили на  уборки урожая в близлежащие колхозы. Для этого в расписании выделялись специальные дни свободные от занятий. Мы, слушатели престижной военной академии, далеко уже не в лейтенантских
званиях, с удовольствием трудились на новом для нас поприще, несвойственной  нашей военной профессии. Некоторых улиц со временем забылись и названия. Например, улица, которая  шла от железнодорожного переезда, далее мимо магазина и нашей, восьмой школы. Красивая, зеленая, очень ходовая. Вела она прямо на шоссе, на Новоград -  Волынский. С одним маленьким  перекрестком на два направления. Одно прямо на шоссе, а другое направление  туда же, но через нашу, небольшую речку. На этой развилке находилось

второе здание нашей восьмой школы. Сюда, на переменке, наш одноклассник принес весть о полете Гагарина в космос. Часто я посещал эти места. Прямо за шоссейной дорогой было много маленьких лесных озер, куда я часто заглядывал в поисках уток. Еще одна памятная улица для меня - Украинская. Ее полный маршрут от площади возле больницы и четвертой школы и до улицы Петровского и далее через пути домой, на нашу, Транспортную, я повторял многократно. А дело в том, что на улице Красной жила моя будущая супруга. Вот
тогда и выработался этот памятный маршрут Милое, детское и юношеское время. Сколько очарования и детских воспоминаний. Вот уж как правильно сказано -  все мы родом из детства. На центральных улицах - Карла Маркса, Ленина, Чкалова, Островского в детстве бывал реже. Но с переходом во вторую городскую школу познакомился и с ними. Совсем не близким был тогда школьный маршрут. Начиная от нашего района, далее через железную дорогу и через парк, по центральной улице Карла Маркса и заканчивая школой. Но ничего,

ходили и пешком, иногда брали и проездной на такой редкий тогда, городской автобус. Учились и в первую смену, и во вторую. Поэтому и домой приходили уже в темноте, особенно в зимнее время. Маршрут до городского парка знаком был мне и раньше. Еще до второй школы часто ходил на стадион именно через парк. Посмотрел игру и обратно домой. Кстати, на выходе из парка тогда стоял домик,  в которой взрослые играли в биллиард - совсем уж незнакомую нам тогда игру. Посмотришь немного на игру и дальше шагаешь домой,
в родной Шанхай. Наш район был как бы отдельным от центра города. И местная железная дорога отделяла его от остальной части. О пешеходных переходах я уже говорил ранее. А для транспорта был железнодорожный переезд в районе лесоторгового склада. Или к нам можно было заехать от шоссе, что на Новоград - Волынский. Здесь, кстати, ходил и городской транспорт. Довольно редко, конечно, но все же ходил. Многое изменилось с тех пор. На многих улицах проложен асфальт, больше стало транспорта. Появились торговые

киоски, а то и целые магазины. Частные, конечно. Многие улицы теперь носят совсем другие, непонятные названия. Да что там  улицы. Над родной украинской землей летают запросто американские Б - 52. Самолеты нашего противника. Да что там противника. Самого настоящего врага. Наглые янки и не скрывают своей хищной сути. Все беды на земле идут именно от этой наглой и зарвавшейся нации. Перевороты во многих странах, физическое устранение неугодных лидеров и руководителей, много миллионные жертвы -  вот кровавый
след, который оставляет эта самая демократическая страна в кавычках. И очень жаль, что родная Украина стелется и заискивает перед этими, так называемыми партнерами. Надо слушать, учить и понимать историю. И делать правильные выводы. Поищите пример из истории и найдите хотя бы один случай, когда американцы реально кому то помогли. Помогли просто так, без  корысти и личной  выгоды. Не найдете вы такого события. Его просто  нет в мировой истории. Целью и глобальной задачей этих ястребов всегда было уничтожение великой страны -  СССР. Что им и удалось не без помощи трусливого Запада и неумных и продажных типов, типа Кравчука, Ельцина, Шушкевича, Горбачева. И что

удивляться нынешним санкциям против России, топорным провокациям без малейших доказательств. Гонор и хвалебная демократия не позволяют Европе признавать историческую правду. Поэтому и нынешние нацисты поднимают головы и свободно маршируют по ее городам. Коричневая чума неонацизма, к большому сожалению, вольготно чувствует себя и на Украине. Зачем, хочется спросить, в моей родной Шепетовке для всех значимый и известный музей имени Николая Островского менять на непонятный никому музей пропаганды.
Пропаганды чего, вот в чем вопрос. Ведь многие поколения нашего города, да и всей Украины, выросли на именах Павки Корчагина, Вали Котика. И это все перечеркивать не что иное, как глумление над исторической правдой, над памятью многих поколений и народов.

Мы, мальчишки, видели, как по улице в направлении железно дорожного перехода часто ходил мужчина в матросской форме. Поговаривали, что он приходился близким родственником Жухрая, известного героя книги «Как закалялась сталь». Многие в нашем городе прекрасно
знали мать юного героя Вали Котика и были лично знакомы с Анной Никитичной. На родине моих родителей в селе Миньковцы, в доме моего деда, размещался временный штаб самого Ковпака - легендарного командира прославленного партизанского соединения. Все это история и нашего города, и нашей Украины. И не надо выискивать мифических героев для пропаганды. История Украины богата своими героями и патриотами, имена которых не изгладить из памяти народа. 


Рецензии
Хорошо.. Сразу и своё детство вспомнил..

Владимир Шевченко   25.06.2021 11:03     Заявить о нарушении