Павел против ККК

(из конспекта разбора)

В первом веке семью понимали шире, чем мы сегодня. Это были не только муж, жена и дети, но также и рабы. Аристотель говорил, что семья полная тогда, когда в ней есть муж, жена, дети и рабы (об этом рассказывает Ярослав Вязовский в проповеди по Еф.5:22-33).

В наших Библиях текст о взаимоотношениях мужа и жены, родителей и детей, господ и рабов в конце Еф.5 и начале Еф.6 занимает почти страницу – больше, чем о любом другом практическом вопросе в этом послании. Это говорит о том, что Павел придает очень большое значение роли семьи в жизни нового народа Божьего.

В древнем мире существовали уставы, в которых давались предписания женам, детям и рабам. Но не мужьям, родителям и господам. В этом отличие новозаветного взгляда на семью, он уникальный для реалий первого века. У мужей, отцов и господ первого века не было каких-либо нравственных обязательств перед женами, детьми и рабами.

На что сегодня в первую очередь падает наш взгляд, когда мы читаем Еф.5:22-33? На слова «жены, повинуйтесь своим мужьям». А в древнем мире, скорее всего, читатели в первую очередь удивлялись (и восхищались либо возмущались) тому, что львиную долю наставлений Павел дает мужьям, побуждая их любить своих жен и заботиться о них.

В этом отрывке тридцать четыре слова обращены к жене, а сто восемнадцать – к мужу. Павел в три с половиной раза больше говорит мужьям, чем женам. Это значит, что мужья должны в три с половиной раза больше обращать внимание на себя и свое отношение к жене, чем на то, как к ним относятся жены.

Поэтому феминистки, которые выступают за эмансипацию женщин и ненавидят этот текст, наоборот должны распечатать его и повесить во всех углах своих квартир. Павел первым выступил бы сегодня против идеологии Kinder-Kueche-Kirche: женщина существует не для обслуживания мужчины.

Еще одно отличие этого и других библейских текстов об отношениях мужа и жены от текстов древнегреческих и древнеримских авторитетов на эти же темы: другие авторы, например, Аристотель, говоря о семье, сравнивали порядок в ней с порядком в городе и государстве (об этом пишет Питер О Брайен), но Павел берет за образец для семьи не порядок в государстве, а Христа.

Весь этот текст пронизан, пропитан богословием искупления, и Павел учит строить семью, то и дело указывая на Христа – как женам, так и мужьям. Какой прекрасный пример для проповедников, пасторов, душепопечителей.

17.10.2020


Рецензии