Цветы нашей жизни эссе

«Есть два способа прожить жизнь. Первый —
будто чудес не существует. Второй — будто
кругом одни чудеса».
(Альберт Эйнштейн).

Верьте! Чудеса случаются! Где их искать? Конечно же, в Природе. Чудом являются цветы. Великолепием они настраивают нас на романтический лад, запахом пробуждают блаженные возвышенные чувства, яркостью создают в душе радость.
Лет десяти мама вывезла меня летом для оздоровления к Чёрному морю. Как-то мы гуляли по южному парку, любовались диковинными растениями и вдруг заметили, что у роскошного куста собралась толпа чего-то ожидающих людей.
Смеркалось. Чуть раньше мы бы прошли мимо, а тут началось свершаться чудо.
— Смотрите, смотрите! Как красиво!
— Они оживают!
— Сейчас будет вот этот! И этот! И этот!
С шумом, дрожа от лёгкого ветерка, один за другим на наших глазах на тёмно-зелёном фоне куста жёлтые трубочки превращались в крупные цветы. Они вспыхивали, как звёзды. Зрелище невероятное! Шарообразный куст засверкал на затухающем небе. Будто в сумерках засветило солнце. С наступлением темноты магические цветы потянулись в ночное небо, испуская благоухающий аромат. Я не могла им насладиться. В душе звучала музыка. Здесь и проявилась моя детская неподдельная страстность натуры: я поверила в чудеса!
Детское впечатление раскрытия цветов оказалось столь сильным, что каждый раз, наблюдая праздничный фейерверк, вспоминаю энотеру — «Королеву ночи», сохранив в памяти свежесть красок, запахов, ощущений.
У каждого цветка есть сроки жизни: время детства, юности, цветения, плодоношения, порог старости. Есть время сна и пробуждения. Это и позволяет сравнивать людей с цветами. Известна цитата Мао Дзедуна (1893-1976): «Пусть расцветают сто цветов, пусть соперничают сто школ». Но этот лозунг прозвучал гораздо раньше. Выдвинул его примерно в 200-м году до нашей эры император Цинь Шихуан, объединивший Китай, а в пятидесятые годы прошлого столетия подхватил «Великий кормчий».
Фраза: «Цветы — дети царства растений, дети — цветы царства людей» принадлежит австрийскому писателю-сатирику Морицу Сафиру (1795-1858). Позже прозвучали слова Максима Горького (1868-1936): «Дети — живые цветы Земли». Подобно цветам в каждом ребёнке заложен бутон; ему необходимо раскрыться, проявить свою суть, выполнить уникальную миссию.
Полную картину детства, как лучшего периода жизни, представил Даниил Гранин (1919-2017). Дети, будучи свободными от суеты внешнего мира, от надуманных рамок, предрассудков, проблем, обладают способностью по настоящему любить и ценить жизнь. Они видят столько радостного, счастливого, весёлого! Эмоции вызывают обычные вещи. Ощущение восторга уже от своего существования под небом. Взрослые ищут счастье, а дети его находят. Радуются без всякой причины, придумывают себе занятия, могут настоять на своём. Дети добрые, чистые, искренние, непосредственные.
Жизнь, дарованная нам, — испытание на человечность. Ребёнок, вступающий в жизнь не имеет ни опыта, ни знаний. Обнажённым чувством принимает он мир, не ведая ещё ни силы зла, ни величия добра. Через боль и страдания происходит становление Человеком. Детство — поиск красоты и добра. Наблюдая за детьми, взрослым есть чему поучиться.
Несколько примеров из жизни, рассказанных взрослыми людьми.

Правда
«Дочь окончила первый класс, и я отвезла её к бабушке в деревню. Чтобы за лето она хорошо усвоила таблицу умножения, купила ей игру-считалочку, своего рода лото. Игрокам раздаются карточки с цифрами. Ведущий вытаскивает из мешочка картинку с двумя сомножителями и озвучивает их. Игрок, нашедший на своей карте правильный ответ умножения названных чисел, получает картинку и накрывает ею результат.
Летний жаркий день. Я вхожу во двор, а свекровь, приложив палец руки к губам, даёт мне знак соблюдать тишину, а затем показывает рукой в глубину двора. За столом под раскидистым абрикосом дочь и соседская девочка такого же возраста играют в математическое лото. Стол огромный, какие устанавливали во дворах в советское время, чтобы собрать на праздник всю родню и соседей. Он сбит из досок. Ножки соединены балками, тянущимися по всей длине стола. Девчонки сидят друг против друга на лавках, таких же длинных как стол, а под столом на нижней балке сидит соседский мальчишка, ещё дошкольник, и играет по-своему. Таблицу умножения он ещё не знает, но складывать числа умеет. Звучит: два и три. У девчонок ответ — шесть. А малыш отсчитывает на пальцах: два и три. У него ответ — пять! Звучит: семь и восемь! У девчонок ответ — пятьдесят шесть, у малыша — пятнадцать. Пальцев на руках не хватает. Добавляет пятёрку с босой ноги. Каждый в своём мире».
А ведь так и идут люди по жизни. У одних широк кругозор, другим знаний не хватает. Получается: у каждого своя правда и относиться к ней надо терпимо. Хорошая иллюстрация правды — гуляющий по интернету рисунок. Сложная фигура проектируется на плоскости. В одной проекции — круг. И это правда! В другой —  квадрат. Тоже правда! А истина — сложная фигура.
Иногда нужно лишь поменять свою точку зрения, чтобы увидеть чью-то правду. А любая правда — это лишь одна грань истины.

Живая
«Пионерский лагерь. Отряду надо уходить на мероприятие. Одна девочка приболела. Меня, в то время пионервожатую, оставили с ней.
Лежим на койках. Девочка рассматривает журнал, я — книжку. Захотелось проверить девочку: «Давай поменяемся!» Она тут же протягивает журнал. Настолько добрый человек? Спрашиваю: «Тебе не интересен журнал? Почему ты сразу согласилась меняться? Почему отдаёшь?» Ответ удивляет: «Ты же живая!»
Живое общение в детском возрасте важнее вещей!

Не понимаю!
«Мы, взрослые, разговариваем на сложную тему. Ребёнок рисует, но прислушивается к нашему разговору. И вдруг, отодвинув своё занятие, выкрикивает с отчаянием: «Ничего не понимаю!» Это крик души. Ребёнок непосредствен».
Взрослые тоже многое не понимают, но не выказывают это. Уходят от темы. «Есть три вещи, — писал Фёдор Достоевский (1821-1881), —  которых боятся большинство людей: доверять, говорить правду и быть самим собой».

Здесь и сейчас
«Было мне лет пять. Время послевоенное. Жили скромно. Часто ходили с мамой в гости к её приятельнице. У той  на столе обычно стояла вазочка с конфетами и фруктами. Нас угощали, а мне не хотелось. Пройдёт какое-то время, мне очень хочется угощения, а мы уже ушли из гостеприимного дома. Почему такое несоответствие желания и возможности? — мучил меня вопрос. Я стала пытаться совместить желание и наслаждение. Здесь и сейчас! Это состояние запомнилось. После не возникало соблазна получить то, чего в данное время нет. Желаемое и действительное должны совпадать! Поняла, что всегда можно перетерпеть и не поддаться соблазну. Осознание произошло на внутреннем уровне».
На пути психического развития детей много встречается соблазнов. Детские фантазии порой создают сложные проблемы. Существует охранная «двойная полоса». Этот запрет нас оберегает, сохраняет. Власть над собой — высшая власть.

Чёрные глаза
«Второй класс. За партами тридцать восемь учеников. Вдруг раздаётся плач. Подхожу к девочке, спрашиваю:
— В чём дело?
— В дневнике лежали два рубля. Пропали.
Сумма по тем временам не маленькая. Спокойно говорю:
— Дети, вы видели, какие у меня глаза? Чёрные! Не обычные! Они насквозь видят. Меня даже в органы приглашали работать.
В классе тишина. Продолжаю:
— Я пройду по рядам. Посмотрю вам в глаза. Узнаю, кто взял деньги, но не скажу. Дам шанс. Пусть этот человек найдёт удобный момент и положит деньги на стол.
Прошла по рядам. Посмотрела всем в глаза. Задержалась перед Оксаной. Вернулась к столу.
Дети зашумели:
— Кто? Кто? Скажите!
— Подождём до завтра.
На другой день в школу пришла мама Оксаны. Рассказывает:
— Вечером уложила дочь спать. Слышу плачет. Призналась. Так получилось! Убедила её, что надо положить деньги на стол.
Оксана нашла удобный момент и положила деньги на стол учителя».

Матюки
«Веду на прогулку группу в сорок два человека. Растянулись. Крученый-верченый мальчик Андрей вдруг спрашивает:
— А когда будем изучать маты?
— Что? — не поняла я.
— Ну, матюки! В каком классе изучают?
Объясняю, что это нехорошо.
— А я думал — в седьмом классе на уроках литературы.
— Почему? Зачем тебе это?
— Отец пришёл вчера в два ночи. Маму гонял. Я уснуть не мог.
Рассказала мужу про этот случай.
— Правильный вопрос у мальчика, — заметил он. — Мат есть, дети его слышат, а не учат».
Клад
«Второклассница Наташа принесла в школу драгоценности: кольца, цепочки, кулоны. Объяснила одноклассникам, что нашла клад. Стала предлагать меняться на жвачку, на печенье, на фрукты. У кого что есть. Пообещала детям, что покажет место за школой, где нужно копать.
На другой день в школу пришла мама Наташи. Клад-то оказался дома. Пришлось провести собрание, объяснить детям, что вещи надо вернуть. Все молчали. Испортила им такую сказку!
Не хотелось детям возвращать драгоценности. Некоторые уверяли, что сами нашли их. Пригласила родителей, с их помощью вернули драгоценности.
Прошло двадцать лет. Наташа, уже сама мама второклассника, пришла в школу разбираться с поступком сына. Забрал дома деньги и стал их раздавать одноклассникам.
— Наташа, — говорю ей, — сын-то весь в тебя».
Дети подрастают, сталкиваются с реальной жизнью. Ужасно быть ребёнком, полным любопытства, и не сметь никого спросить, опасаясь быть не понятым, смешным в глазах взрослых; казаться глупым, ненужным. В школьном возрасте многие становятся агрессивными в попытке удовлетворить свои личные желания. Порой дети бывают страшнее взрослых.
Психологи объясняют это тем, что детские задерживающие центры работают лишь на страх и никогда — на этику. Дети есть дети, и детскую природу не изменить! Важная задача взрослых — выработать у детей мораль, нормы поведения в обществе, помочь вырасти добрыми и ответственными людьми, успешными и счастливыми.
Педагог-новатор Василий Александрович Сухомлинский (1918-1970) утверждал: «Дети должны жить в мире красоты, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества». Особую роль в воспитании детей играет музыка. Согласно учению Аристотеля (4-й век до нашей эры): «Музыка способна оказывать известное воздействие на этическую сторону души; и раз музыка обладает такими свойствами, то, очевидно, она должна быть включена в число предметов воспитания молодежи». И это верно! Музыка оказывает заметное влияние на чувства и образ мышления ребёнка, контролирует его эмоциональное состояние. К изучению музыки призывал Дмитрий Дмитриевич Шостакович (1906-1975): «Любите и изучайте великое искусство музыки. Оно откроет вам целый мир высоких чувств, страстей, мыслей. Оно сделает вас духовно богаче».
Обучать музыке можно с раннего детства (лет с трёх-четырёх). Прекрасная база для обучения в последствии игре и на других музыкальных инструментах — пианино. Жаль только, что в музыкальных школах традиционно изучают теорию музыки с доведением до автоматизма техники игры, но мало уделяют внимания творческим способностям личности. Для гармоничного развития ребёнка обучение музыке нужно строить с применением принципов музыкальной импровизации, относительной самостоятельности и творческой свободы.
В этом плане поучителен рассказ белорусского писателя и педагога Бориса Роланда «Белая лестница звуков». Семилетнего Серёжу определили в музыкальную школу. «Вздыхая, Сергей бил по клавишам. Из-под рук вылетали чуждые друг другу звуки и быстро утомляли его. Вот когда он дома один, он играет долго и с удовольствием. Он может изобразить все: и шаги мамы, быстрые и шумные, и стук капли дождя о стекло, и раскаты грома, и лай собаки, и как тихо в комнату входит солнце». Но родители, послушав эту музыку, сказали: «Перестань дурачиться. Играй урок».
Серёжа не оправдал маминых надежд, не закончил на отлично первый год обучения музыки. На лето его отправили в деревню к бабушке. «Однажды Сергей лежал на полянке и смотрел в чистое высокое небо. Затаив дыхание, он долго ждал полной тишины. Но тишины в лесу не было: жалобно кряхтела старая сосна с высохшей верхушкой, треснула ветка. Сергей повторил эти звуки. Он легко воспроизвёл неожиданное и знакомое карканье ворона. Потом увидел, как трепещет в синем небе звенящая точка – жаворонок. Подражать тому было трудно. И тогда он вспомнил пианино и очень ясно увидел по правую руку ту клавишу, звук которой был похож на голос жаворонка. Ему так хотелось дотронуться до нее, что он тут же на песке провел две линии, перечеркнул их много раз поперёк и нажал на одну из клеток. Песок с шуршанием раздвинулся под пальцем, а голос жаворонка исчез из памяти. Мальчик прибежал к бабушке и крикнул с порога: «Хочу домой!»
Домой Сергей попал лишь в конце августа. «Радостный, он поднимался вприпрыжку на третий этаж. Проскользнув под рукой отца, влетел в комнату. На розовой стене темнел ещё не выгоревший на солнце большой квадрат. В комнате было просторно и пусто. «Вот, Сережа, — сказала мама, — пианино мы продали. Теперь ты будешь заниматься фигурным катанием».
Не все могут заниматься музыкой, но слушать хорошую музыку просто обязаны. Вспомнились беседы с композитором Вячеславом Михайловичем Дёминым. Он не получил музыкального образования, но сам добился высокого мастерства. О себе рассказал так:
«Жил я в Петропавловске-Камчатском. Поздно увлёкся музыкой, в тринадцать лет. Ровесники уже заканчивали музыкальную школу. Было большое желание освоить музыкальные инструменты. Начал с гармошки. По самоучителю освоил аккордеон. Научился играть на гитаре, кларнете, тромбоне, саксофоне. Пытался стать трубачом, подражая Эдди Рознеру.
Родился Рознер в Германии, там же получил музыкальное образование. В СССР жил в период с 1939 по 1972 годы. Его оркестр гастролировал по стране, активно участвовал в «Голубых огоньках». Сам был виртуозом игры на трубе. Лучший в СССР оркестр под управлением Эдди Рознера в конце пятидесятых исполнил музыку в кинофильме «Карнавальная ночь».
В начале шестидесятых мой школьный друг Николай получал уроки у самого лучшего трубача нашего города Германа Лощилина. Ездил на занятия к нему на квартиру. Колька меня уговаривал тоже начать учиться игре на трубе. Он купил у Германа дорогой томпаковый двухчашечный мундштук для трубы. Аж за сто рублей! Этот мундштук для меня был дивом. Благодаря особому сплаву металлов он позволял поднять звук на октаву выше без особых усилий. Из-за этого мундштука я согласился заниматься. Уговорил отца дать мне деньги, купил это сторублёвое чудо, ходил по улице, по школе и выдувал разные мелодии.
Однажды мы приехали на занятия к Герману. Через какое-то время раздался звонок. Герман открыл дверь, и мы услышали крики: «О! Какая встреча! Сколько же лет мы не виделись?» Хозяин достал из шкафа бутылку коньяка и прошёл с гостем на кухню. Там они углубились в воспоминания молодости, в довоенные годы, когда были дружны. Мы находились в комнате, но их разговоры слышали.
Где-то через час мужчины вышли из кухни. Оказалось, что к Герману пришёл сам Эдди Рознер. Его оркестр прибыл в наш город на гастроли. Герман представил нас как будущих трубачей, а Рознер пригласил на концерт. Занятия на этом закончились.
Концерт нам очень понравился. Была представлена премьера песни — солистка ансамбля Гюли Чохели исполнила «Мосты» Арно Бабаджаняна. Потрясением стала музыкальная пьеса «Караван». Эдди Рознер солировал, выйдя на передний план. Волшебная мелодия трубы с сурдинкой точно передала картину со звуками каравана, воем суховея, играющими свистами барханами. Эмоции переполняли душу.
После концерта Герман повёл нас за кулисы знакомиться с музыкантами. Оказалось, что удивительные мундштуки – изобретение этого оркестра».
Слушать музыку, исполненную под управлением Эдди Рознера (1910-1976) нужно и в наше время. Она, как и композиции Глена Миллера (1904-1944), Луи Армстронга (1901-1971 ), выражая красоту и палитру душевных переживаний, вечна.
Жаль, что такие мастера в прошлом, а современная музыка с каждым годом становится всё хуже и хуже. Она обеднела разнообразием тембра, а это выразительность и полнота звука; превращается в продукт потребления, не задевая струн души.
Пик насыщенности музыки обертонами, дающими красоту тембра, пришёлся на шестидесятые. Советские песни того периода составили «Золотую коллекцию». Альбом ливерпульской четвёрки «Битлз» (The Beatles), записанный в 1966 году, не потерял актуальности и в наши дни. А современные песни громкие, однообразные. И в этом вина взрослых, «испорченных жизнью», как характеризовал их Максим Горький. Из всего они стремятся получить как можно большую прибыль, не заботясь о качестве продукта.
Итак, можно смело утверждать: дети лучше взрослых! У них нет гордыни, честолюбия, тщеславия. Они обладают истинным восприятием — острым, свежим, чистым, не искажённым низкими эмоциями. Чисты, потому и счастливы. Дают урок, каким должен быть человек. К ним нужно прислушаться, присмотреться.
Можно ли вернуться в детство, снова пережить моменты яркой и беззаботной жизни; быть честным и настоящим; не играть в жизнь, а жить; не выглядеть счастливым, а быть им; не притворяться, а наслаждаться; унесёнными временем оставаться детьми? Можно! И даже нужно! На протяжении многих веков писатели призывали и будут призывать в работе быть взрослыми, а в жизни оставаться детьми. Это приблизит наше внутреннее состояние к осознанию радости — просто от того, что живём на свете. «И быть всегда чуть-чуть детьми есть высшая на свете взрослость», — определил Эдуард Асадов (1923-2004). А словами уже упомянутого Морица Сафира можно подвести итог: «Дети — вот причина, почему небо не разрушило ещё мира».
Живите по заповедям, данным нам всем горьким опытом человечества. Мечтайте. Любите сказки и не переставайте верить в чудеса. Их полно в Природе. «Есть, — поведал нам Александр Грин (1880-1932) в повести-феерии «Алые паруса», — не меньшие чудеса: улыбка, веселье, прощение, и – вовремя сказанное, нужное слово».
Творите чудеса!


Рецензии
Потрясен до глубины души! В наше душное меркантильное время Ваше, Галина, эссе - глоток чистейшего лесного воздуха. Желаю, чтобы дети и цветы были вечными Вашими спутниками жизни.
С теплом и уважением - Михаил.

Михаил Дышкант   09.02.2021 15:58     Заявить о нарушении
Благодарю. Чтение пролвигается, но медленно.
Нравится. Удивляюсь. Откуда у Вас столько познаний?
С уважением Галина.

Галина Дейнега   09.02.2021 21:48   Заявить о нарушении