Под немцем... Тайль 3

Эпизод повести

В деревне Д. (за Высоцким) была школа. Мальчишки постарше сразу после прихода немцев создали партизанский отряд, ушли в лес. Благо оружия Красная Армия оставила немало... Но какие из ребят на деле были партизаны... Романтика скоро испарилась, начались проблемы с питанием. И стали мальчишки из леса посылать визитёров в деревню, к родным - за харчами.
Пронюхал про то староста Пал Нилыч, бывший агроном. Покумекал с полицаями. Расклад выходил такой: ежели ребята не выйдут из леса, не сдадутся новым властям, то заявятся каратели, ребят всё одно изловят, семьи ихние перевешают, перестреляют, а деревню сожгут - и скорей всего, вместе со всеми жильцами. И это не страхи - по соседству так уже было.
Выходило по уму, что ребят  этих придётся ликвидировать. Коли не принять мер, немцам всё равно донесут, старосту обвинят в потакании врагам рейха... Обречены, получается, юные патриоты.
К тому времени на счету этих юношей было уже одно дело - застрелили они двух немецких солдат-связистов, ехавших мимо леса на велосипедах. Ребята взволнованно вспоминали детали их первой операции, и в этот самый торжественный момент прямо к их стоянке вышел человек - знакомый, из соседней деревни.
Человек был не стар, не молод, не робок. Спросил: "Так это ваших что ли рук дело"? И когда они ему подтвердили сие, он взялся им в красках живописать о том, что теперь ждёт их родных и всю деревню за совершённое злодеяние. Если только они не явятся с повинной. Разъяснил пришелец, что убитых связистов ни в коем случае поминать нельзя, тогда всем крышка. Сказать немцам, мол, посидели в лесочке, одумались и решили сдаться, пока не натворили никаких бед. И сделать это необходимо не откладывая в долгий ящик - лучше прямо в сей час, пока немец не хватился своих связистов. Потом будет поздно - рассвирепеет враг, и уж не договоришься с ним.
"Конечно, по головам вас не погладят, - сказал смутолока*, - но староста возьмёт вас на поруки, глядишь и того... Только винтовки эти вы бросьте, не упоминайте, что в руках их держали. Ведь за хранение оружия у немца - сразу каюк. Ну ошиблись, с кем не бывает"...
Пришлый замолк. А ребята загомонили. В конце концов порешили идти в деревню. Да и убивать простодушных немцев... отвратительно было, мерзко. Не хотелось повторять такое. Все проголосовали за - за возвращение домой. Там хоть и постные щи, но надёжно, каждый день в горшке на плите...
И только один паренёк Вася Блинов сказал твёрдо:
- Как хотите... А я остаюсь.
- Ну и сдыхай тут с голоду! А мы пойдём! - ответили ему дружные и всегда единодушные во мнении комсомольцы.
- Ты, Васька, как всегда отрываешься от коллектива, - напомнил комсорг. - Смотри... будешь исключён.
- Вот явятся каратели, повесят твоих мать с сестрёнкой...
- Сапоги немцам лизать не намерен,  - пробубнил, набучась,  Васька и быстрой походкой рванул прочь. И винтовку свою с патронами не бросил. А все ребята по совету старшего закопали оружие.

...Шли песчаным большаком мальчишки, слушали старшего товарища. А он им лепил вовсю, дескать, и при немцах жить можно, колхозов они не разогнали, деньги советские входу,  правда,  и марки тоже...
Навстречу отряду ни шатко, ни валко ехали две конные подводы, на сене, лениво развалившись, сидели молодые мужики. Ребята спужались, хотели было дать тяголя, да старший урезонил:
- Это ж наши, с соседнего колхозу... В помощь прислан...
- Какие-то подозрительные, - усомнился тот самый комсорг. - В пиджаках...
Поравнялись. Подводы остановились. Всё так лениво, замедленно... Сентябрьский зной...
- А не найдецца ль махорочки, парнишки? - дружелюбно спросил такой ясноглазый (глаза ну как бензин!) мужчина с передней телеги.
- Как не найти... Хорошему человеку завсегда... - миролюбиво отвечал провожатый, доставая из кармана штанов кисет. Все работники послезали с повозок - подошли закуривать. Да и окружили молодых. И схватили.
Под сеном на дрогах спрятаны были у полицаев винтовки.  Заломали мальчишкам руки, повязали. Ловко всё так, быстро. И повели скошенным полем к лесочку.
Гнали несостоявшихся партизан пинками, подгоняли, спешили.
- Шнэль, шнэль, не "больтайть".
- Куда вы нас, дяденьки?
- На кудыкину гору.
- Дяденька, ведь ты обещал!
- Много я кому чего обещал... Варьке вот обещал жениться... А она типеря с пузом ходя.
Полицаи захохотали.

Одним залпом положили девять пацанов на краю леса. Потом прошлись, дострелили тех, кто ещё дёргался.
В конце месяца эти полицаи получили премии от немецкого командования - за ликвидацию целого отряда партизан. Родственники пацанов были отправлены в Опочку, в гестапо, а домА их подчистую разграблены.

Примечания.
Деревня Высоцкое - находится в Новоржевском районе, на тракте Опочка - Новоржев.
* Смутолока (местное) - примерно то же, что "провокатор" (ударение на предпоследнем гласном).


Рецензии