Учитель истории с прозвищем Питеконтроп

 


   Неплохая память и с ранних лет чтение книг из обширной родительской библиотеки дали основу моего успеха на уроках истории и подогревали интерес к этому предмету. К тому же ещё с учителями истории просто неслыханно повезло.
   Первым незабываемым, оригинальным и экзотически выглядевшим  учителем истории в пятом классе стал для меня и моих одноклассников Владимир Мифодиевич Савельев. Высокий, худой, заметно сутулый, с пергаментного цвета лицом он входил в класс и приветствовал нас странными словами. За которые его крепко, как позже мы узнали, крепко  и часто критиковали на педсоветах :
     -Приветствую вас, питеконтропы несчастные !
    Произносилось это приветствие совершенно добродушно, но оно должно было нести для нас большой смысл и мотивацию к правильному поведению на его уроках. И активному движению от нашего первобытного состояния к образованию и достойному поведению современного человека. Наш первый учитель истории вёл яростную борьбу с отвлекавшими от темы уроков баловством и шалостями нас, неугомонных пятиклассников. Чаще всего провинившимися и наказанными за весёлое и дерзкое поведении во время изучения истории древнего мира оказывались мои приятели Серёга Кашин и Юра Решетько. Владимир Мефодьевич, не прекращая изложения урока, подходил к одному из них, брал за ухо, вёл и ставил в угол слева от доски. И делал совсем короткий комментарий:
     -Стой и пробуди своё внимание, питеконтроп несчастный !
    Уже после первых уроков наш учитель древнего мира за глаза получил прозвище Питеконтроп.
    Но как сказочно рассказывал материалы уроков древнего мира Владимир Мефодьевич . Как рассказывал ! Удивительно и не заметно вслед за его приглушенным и слегка в нос голосом  мы, в нашем воображении, оказывались в другом, таком удивительном и опасном и далёком-далёком древнем мире.
    Силой его слова и вдохновения,  чуть ли не физически мы чувствовали постоянный и безжалостный холод огромной пещеры   зимой, настигавший племя первобытных людей, когда угасал внезапно огонь. Всеобщие отчаяние и страх перед первобытным миром с множеством диких, опасных и свирепых зверей. Их страшный заунывный вой  зимней ночью, при лунном свете за пределами пещеры, которые почти никто не отваживался покидать.   И трём самым сильным и свирепым братьям племени вождь обещал отдать в жёны свою дочь и власть, когда они добудут и принесут огонь.
    У всех в нашем пятом «А» классе произошёл общий вздох облегчения, когда Владимир Мефодьевич сообщил, что эти дикие и первобытные братья добыли и принесли племени огонь. Мы радовались как будто эти свирепые братья жили рядом с нами на одной улице в нашей станице Егорлыкской. А мы жили в их племени и едва не погибли от того что погас огонь.
    В домашней библиотеке я с удивлением неожиданно обнаружил и  немедленно прочёл, нет, буквально проглотил за вечер и ночь книгу Жозефа Рони-старшего  «Борьба за огонь». Почти всё, да что там всё было написано, как на уроке Владимира Мефодьевича. Только не было и очень не хватало сутулой, худощавой фигуры и проникновенного, чуть заунывного и тревожащего голоса попадавшего прямо нам в душу с явным сочувствием к страданиям жизни первобытных людей.
    Наш пятый «А» вместе с талантливым чудаковатым учителем истории Владимир Мефодиевичем целый учебный год совершал одно путешествие за другим во времени и пространстве древних цивилизаций Египта, Западной Азии, Индии, Китая, Греции и Рима. Мы становились  школьниками забывавшими на его уроках о самодельных пращах, чеканках, потасовках между собой и вкуснейших пирожках с повидлом в школьном буфете. И самозабвенно, иногда закрыв глаза  зачарованно слушавшими странного, покорившего наше внимание и воображение  учителя.
    Однажды зимой Владимир Мефодьевич удивил всех попыткой использовать свою домашнюю козу впряжённую в санки как транспортное  средство.  Глупое животное, большая пушистая коза,рвалась в сторону от дороги, отчаянно блеяла, не понимала и совершенно не гордилась, что её запряг в санки и везёт на них продукты с рынка через всю станицу Егорлыкскую талантливый учитель истории, большой мастер слова, самобытно и ярко открывавший школьникам калейдоскоп далёких и таинственных разноцветных миров древней истории.
   Прошло  много лет и я всегда понимал: профессия историка мною была выбрана потому что первым моим первым учителем истории был удивительный, самозабвенно влюбленный в свою профессию Владимир Мефодьевич, с прозвищем от весёлых школьников Питеконтроп.

.


Рецензии