Рациональность
Мало того: на поверку оказывается, что даже вектор нашей индивидуальной жизни нами контролируется в очень малой степени; - нас несет поток иррациональной жизни, как бурная река влечет утлый челн вниз по течению; мы можем лишь временами, исходя из рациональных соображений, подрулить веслом, чтобы нас не разбило о скалы, или не засосало в водоворот. Однако некоторые решаются на большее: гребя поперек течения, выбираются в более спокойные воды, или, наоборот, очертя голову, бросаются в стремнину, а то и принимаются плыть против течения.
Такие корректировки, сделанные в ясном сознании, способны повлиять на рисунок протекания индивидуальной жизни, и на ее общий итог, причем, как на пользу, так и во вред.
То, что справедливо для индивидуума, может быть распространено и на отдельные нации, - особенно те, которые, как русский народ, привержены к авторитарному правлению. Когда у них объявляется властитель, способный умозрительные идеи претворять в действия, на исторической траектории появляется характерный излом.
В Российской истории Нового времени к таким властителям относятся, например, Петр I, Екатерина II и Александр II; целью проведенных ими преобразований были величие и процветание России, обоснованные рационально.
Дальше России не повезло: к власти пришел Ленин, которого Россия интересовала лишь в качестве запала для Мировой революции, возможность которой следовала из чисто умозрительной, но до конца не продуманной концепции Маркса. После смерти Ленина, отчасти спровоцированной фиаско Мировой революции, Сталин продолжил реализацию коммунистической идеи в пределах бывшей Российской империи, переименованной в СССР. К концу 1930-х в этом деле он столкнулся с множеством трудностей, например, «как при социализме заставить людей работать?» (Л. Фейхтвангер. «Москва 1937».), и, исходя из чисто рациональных соображений, начал постепенно отходить от коммунистической доктрины. Когда разразилась Вторая мировая война, рассыпался в прах один из краеугольных камней коммунистической теории – концепция пролетарского интернационализма, и Сталин распустил III Интернационал. Основательно продумав историческую ситуацию, сложившуюся после войны, Сталин принял разумное решение о переходе от утопии к норме, - вернул в страну религию и сословия, а интернационализм сменил на русский национализм
Однако после смерти Сталина Хрущев вернул страну обратно на «Ленинский путь», в результате чего национальные ресурсы в период застоя растрачивались на недостижимую цель - коммунизацию мира, а внутреннее производство подтачивалось «принципом равенства», отучавшим людей от работы. При этом руководители СССР действовали обдуманно, исходя из рационально выстроенной доктрины, но вот только она оказалась ошибочной. Закономерным итогом следования этим путем стал крах социализма и СССР.
После того, как коммунизм рассосался, главный его атрибут - интернационализм – настолько прочно застрял в головах отечественных реформаторов, что они оказались в плену его либеральной версии – глобализации по-американски.
Рассуждая предельно рационально, Владимир Путин пришел к выводу, что, если Россия будет встраиваться в глобализацию, то превратится в третьеразрядную страну; вместе с тем, не выходя за рамки рационального мышления, он увидел окно возможности сделать Россию великой державой, оседлав, подобно Петру Великому, Столыпину и Сталину, - национальную идею.
Преуспеет ли в этом Россия – неизвестно, так как этот вопрос относится к компетенции Всемирной истории, которая складывается на основе устремлений и действий семимиллиардного человечества. Но, даже если ответ окажется отрицательным, все же попробовать стоило – рациональное мышление не исключает оправданный риск!
Июль 2020 г.
Свидетельство о публикации №220101700546
Семёнов Владимир 27.03.2023 22:15 Заявить о нарушении