Дневник сумасшедшего 921

11103
Ездил работать в Протвино. Проводил соц.опрос, выясняя отношение обывателей к местной власти. Впервые за время проведения соц.опросов, попал в отделение полиции. Напуганная и рассерженная тетка позвонила в дежурную часть, и приехавшие дяди в форме отвезли меня в участок. Полтора часа я прождал участкового, читая «Этику» Спинозы под шум непрекращающегося бреда пьяного мужика, сидевшего в соседней комнате. Он был один и говорил сам с собой совершенно бессвязно, иногда увлекаясь эмоциями. Забавная аналогия: Спинозу можно также представить как «пьяного мужика», разговаривающего с самим собой о том, что понятно только ему одному. Исключая, конечно, то, что у нег есть связь, да еще и настолько прочная, что не многим удалось порвать ее за прошедшие 4-е века. Спиноза силен!
Когда я ехал в Протвино, я заткнул уши наушниками, включил музыку без слов и очень внимательно прочитал предисловие к «Этике» некого В.Ю. Перова. Какое умное предисловие! А главное в нем отчетливо представлен взгляд Спинозы на понятия: «свобода» и «необходимость». По Перову Спиноза не делил их на противоположности, поскольку считал, что вне необходимости быть ничего попросту не может. Свобода же была для него внутренней необходимостью не связанной внешним принуждением и заключалась преимущественно в интеллектуальных аффектах, получивших преобладание над всем другими аффектами. Это может помочь лучше понять Шопенгауэра. Читая Спинозу, думал о том, как много в последние месяцы я трачу времени на всякую мелочь вроде кришнамуртей, кунов, эразмов ротердамских и пр. Почему я перестал основательно заниматься философией? Поверил придуркам вроде Ошо, болтающим об иррациональном созерцании? Или придуркам вроде Писарева, низводящим философию к праздному безделью? Что произошло? Может это влияние Ницше, после которого почти невозможно читать почти ни одного философа?

В начало: http://www.proza.ru/2017/09/08/1154
Продолжение: http://proza.ru/2020/10/19/1205    


Рецензии