Вспоминая - 11

                МЕНЬШ

     Давным - нельзя сказать – давно.  Было это в 1958 году, почти недавно.
     Поступив в Северо-Западный заочный Политехнический институт, что на улице Халтурина, я посещал вечерние занятия на первом курсе в аудиториях Политехнического института имени Калинина, что на Политехнической улице.
     Как-то в толпе первокурсников я приметил маленького человечка, карлика. Он тоже поступил и посещал лекции. 
     Рассматривать его было интересно, но неудобно. 

     Ростом он был  чуть выше моего пояса, голова крупная, ноги и руки короткие. Я заметил, что рукой он не мог дотянуться до своей макушки и наклонял голову, когда надевал головной убор. Кто-то из ребят постоянно находился с ним рядом, видимо, в качестве помощника.
     Первый курс пролетел в суматохе, неразберихе, и больше я этого парня в процессе 5 лет обучения не встречал. По какой специальности и по какому варианту он получал задания, я не знал. 

     После окончания ВУЗа я работал старшим инженером ЦИЛ в КБ электронной технологии на Торжковской улице. Мой брат работал там же в 15 отделе.  Однажды брат мне сказал, что в их отдел поступил инженером парень маленького роста.  Брат почему-то назвал его Меньш. Так мы его про себя и называли. 
     Когда я увидел поближе Меньша, я понял, что это тот мой однокашник по институту.  Значит, он тоже одолел гранит науки и стал дипломированным инженером. 

     Меньш (я так и не познакомился с ним близко и не знал его имени) приезжал на работу в инвалидной двухместной коляске с мотоциклетным (кажется) двигателем. Он оставлял свой агрегат у входа в КБ.  Пока Меньш глушил двигатель, вся округа заполнялась синим выхлопным газом. Даже в фойе у вахты и гардероба стоял смрад и  едкий запах.               
     -- Значит наш приехал, -- говорила вахтёрша.
     Что было с ним дальше, мне не известно.  Мы с братом сменили место работы и разъехались.

     Конечно, карликов и лилипутов  можно случайно встретить на улице, чаще в кинофильмах. Но мне посчастливилось увидеть семейную пару лилипутов на экскурсионном пароходе в 1973 году.
     Работая на Ферритовом заводе (ЛФЗ),  мы с сотрудником взяли путёвки по реке Вуоксе на лодках от Приозёрска до Выборга. Пройдя весь маршрут до Выборга, мы решили прокатиться на пароходе, посмотреть Сайменский канал и окрестности, благо отпуск ещё не окончился.  Погода была отличная, все расположились на верхней палубе.

     Мой сотрудник Славка указал мне глазами на сидящую у кормы среди остальных парочку маленьких, как дети, людей.  Народу было много, все сидели, слушали экскурсовода,  и можно было беспрепятственно смотреть, куда хочешь.  Я стал смотреть на указанную парочку.
     Сначала мне показалось, что сидят дети. Ноги у них не касались пола палубы. Но это было не так. Это были вполне взрослые, но маленькие люди.  У них всё было пропорциональным: и маленький рост, и короткие конечности, маленькая обувь и маленькая голова, меньше нашей с вами.

     Мужчина был одет в серый костюм, женщина – в кремовый плащ, пыльник, как называли тогда. Хотя было лето, но на палубе присутствовал ветерок.  Поэтому маленькая женщина была тепло одета, чтобы не простудиться.  Лица их мне показались как бы покрытые загаром. Быть может, это и был загар или свойство морщинистой кожи.  Но кожи не такой, как у старого человека, а  той, что присуща именно им, лилипутам.  Они слушали, а иногда что-то шептали друг другу, улыбаясь. Чувствовалось, что они любят друг друга. Они сидели рука в руку.

     Кроме этой интересной пары, надо было посмотреть и на окрестности, потому что пароход разворачивался назад, экскурсия заканчивалась.  Дальше Финляндия, проход для нас закрыт.
     Вернувшись в Выборг, мы этих лилипутов потеряли из виду. Кто они были, откуда – осталось тайной.  Я их и сейчас вижу, как наяву.  Больше в моей жизни таких встреч не произошло.  Хотя кто его знает, может, и произойдёт когда-нибудь в будущем?   
                2020.
   


Рецензии