Журавль кисти Кано
Краденым свитком.
Купленным свитком.
Мистер Камия давно считал, что тот, кто заработал деньги и власть, имеет право на самое лучшее. Поэтому он собирал редкие картины.
Свиток Кано отправился в спальню. Пожелтевший шелк хорошо подходил к интерьеру, а обрамление из зеленой парчи выполнили специально под любимое кресло.
Устроившись поудобнее с бурбоном в стакане, Камия начал ритуал созерцания.
Журавль шествовал по пригорку у воды, приподняв голову с красным пятном на макушке. Он поднял крылья, показывая всю красоту белых и черных перьев, а над ним раскинула ветви узловатая сосна. Удивительно, что цвет картины едва поблек, а разводы туши сохранили четкость. Картину можно было рассматривать без конца, кружа взглядом от одной детали к другой — прожилки на стеблях травы и листьях, переходы цвета на сосновых иголках, тычинки в цветах боковой низкорослой сакуры. В то же время чувствовался воздух, чистое пространство сверху украсили разве что легкие разводы древности.
Камия почувствовал, что не зря потратился.
Ночью его разбудил шорох.
Камия привстал на кровати. В комнату могли проникнуть разве что лунные лучи.
И снова шорох... Нет, шелест, шелест крыльев. Камия повернулся к свитку и оторопел.
Журавль на картине двигался!
Он чистил перья и вдруг повернулся к Камии. В двух черных глазах Камия прочитал осуждение и угрозу.
Под руку попался стакан с водой, и Камия запустил его в сторону журавля. Рука дрогнула, но за стеной из брызг журавль снова превратился в нарисованного.
— Всего лишь дурной сон, — сказал мистер Камия, утром смотря на свиток. — Хочешь не хочешь, пташка, а я теперь твой хозяин.
День прошел в хлопотах. Мистер Камия успел побывать на совете директоров, одержать маленькую победу с акциями, пообедать с господином из якудза и даже посетить концерт на яхте.
Приближалась ночь, и мистер Камия поймал себя на мысли, что хочет провести ее вне дома. Из-за картины. Ему не понравилось это чувство. Он — тигр этих городских джунглей! Напевая слова песни, которую услышал на концерте, Камия вновь сидел напротив журавля со стаканом бурбона:
— «Вверх, вверх, покуда силы есть...». Что, пташка, прилетишь ночью выклевывать мне глаза? Не выйдет!
В совершенном спокойствии Камия лег спать. Усталость быстро увлекла его в сон.
Он очнулся в полной тишине. Казалось, даже город за окнами уснул или исчез.
Холодно.
Камия увидел, что одеяло сброшено с кровати, однако не смог его поднять.
Все тело окоченело. С большим трудом Камия повернул голову в сторону стены. Журавль исчез.
Раздался шелест крыльев, от которого у Камии зашевелились волосы на затылке.
Он с таким же трудом повернул голову обратно и увидел птицу прямо над собой, а потом ощутил и тяжесть ее холодных кожистых лап на животе. Камия инстинктивно задергался, но тело не отозвалось ни на один его призыв, напротив, теперь он не мог сдвинуть с места даже голову.
Больно! Это журавль впился лапами в его живот, как хищная птица. По бокам потекли струйки крови, слишком быстро остывающие на воздухе.
Журавль вытянул шею вперед и холодно посмотрел на Камию. Красная кожа на макушке птицы выглядела как предвестник мучений, птичий клюв в такой близости от лица ужасал.
В черных глазах птицы стекленела жестокость.
Журавль задрал голову кверху и издал пронзительный крик.
Его отвратительное эхо продолжало звучать в ушах Камии и потом, когда птица нанесла первый удар по груди. Камия слышал тупой и влажный звук, с которым клюв ударился о его кожу, и закричал бы, если бы мог разлепить губы. Никто не остановил чудовище из кошмаров, когда оно дробило кости, добираясь до сердца.
Журавль остановился сам. Камия слезящимися глазами смотрел на окровавленные голову и клюв птицы, понимая, что журавлю остался последний удар — в сердце. Камия взмолился — впервые в жизни — ко всем Буддам всех миров, умоляя о спасении.
Журавль словно услышал его беззвучные мольбы. Он расправил крылья, и сияние белоснежных перьев ослепило Камию. Когда же ему удалось разлепить веки, наваждение исчезло.
Забрезжил рассвет. Журавль шествовал по пригорку под сосной.
Камия подскочил и в спешке отыскал телефон. Дрожащими пальцами он набрал номер. Эта картина должна вернуться обратно, иначе ему не пережить следующей ночи.
Через неделю в Музее изящных искусств случилось две сенсации. Репортер из «Хигаси-токи» был в добрых отношениях с сотрудниками и потому получил право на первое интервью. Вторая его удача — навстречу вышла симпатичная Морито-сан. В обмене их улыбками скрывалось чуть больше, чем просто вежливость, и дальше работалось легко.
— Расскажите, где обнаружили украденного неделю назад «Журавля» Кано?
— В одном из фондовых помещений, где не успели после кражи поставить новую сигнализацию.
— Похититель что-то сделал с картиной?
— Единственное, что он сделал, так это раму из парчи.
— Это плохо или хорошо?
— С одной стороны, испортилась сохранность предмета, ведь нам важен и оборот свитка. С другой, обрамление выполнили очень бережно, профессионально... словно только для этого картину и похищали.
— Может, это какой-то любитель школы Кано или самой Кано Юкинобу?
— Тогда нам стоит не спускать глаз со второй картины!
— Расскажите и о ней, — попросил репортер, подавая знак оператору, чтобы он взял кадры двух стоящих рядом свитков.
— Недавно скончался европейский коллекционер, любитель Азии Харман Вольфторн. Он завещал вернуть все предметы из коллекции на родину, и наш музей тоже получил часть сокровищ. Вместе с ними — вторую половину картины Кано Юкинобу. Это журавлиха под цветущей сливой.
— Можно ли сказать, что случилось семейное воссоединение?
— Да, спустя долгие годы. Не зря говорят о журавлиной верности.
***
Кано Юкинобу, она же Киёхара Юкинобу (1717–1770) — японская художница школы Кано, кисти которой принадлежит парная картина «Одна тысяча журавлей с сосной, бамбуком и сливой».
Свидетельство о публикации №220101801034