Тоскливое одиночество гордеца-богоборца

                Рецензия на «Одиночество» и др. стихи Г. Л.

Мы не будем отожествлять автора с так называемым «героем» этого произведения (в кавычках потому, что героем его назвать невозможно, скажем так – главный персонаж).
Проанализируем слова, мысли, чувства этого персонажа и то, что скрыто за ними.

Монолог одинокого и несчастного человека вызывает естественное сочувствие, поскольку весьма реалистично и мастерски переданы  боль и растерянность страдающей души, отвергнутой, обиженной, не понимающей – почему ей так безрадостно, одиноко и страшно.

Но не всё так просто. Дело в том, что это - не наивная, простодушная, юная  и неопытная обманутая душа, которая достойна  сочувствия. О, нет!

Это - больная бесовской гордыней, несчастная душа на краю свей гибели, которая погибая сама, вольно или невольно тянет в пропасть своих поклонников. Тех, кто, соблазнившись  внешней «красой» стиха, заглатывает его отравленную гордыней,   смертоносную духовную начинку.

1. Уже в первой строфе, заслоняя страдающую и больную душу персонажа,  на первый план выходит  - гордая, эгоистичная  и надменная самость, чьё  самолюбие жестоко уязвлено нежданным – «Нет».

==Остывает постель.
Отвердело прощальное «Нет!».
Осквернён, стал чужим
Славный город с названием: Ленин…==

Здесь описано страдание  не столько души, сколько  уязвлённой гордыни. Почему можно сделать такой вывод?
В этом стихе оскорбленную ускользнувшей добычей гордыню, её последующую холодную отстранённость и надменность разоблачает  один маленький пустячок, неожиданное словечко автора – «осквернён».

То есть, слово «нет», сказанное персонажу, осквернило, оскорбило и запятнало - ни много, ни мало, весь город, в котором  отвергли гордеца.
«Нет», по его мнению, неподобающе унизило,  нечто высокое, достойное, чистое (как-то не вяжется с «остывающей постелью»)),  опозорило и опорочило  всё вокруг.  Но не его самого, он «выше этого».
 
Великий и славный город для этого персонажа стал «осквернённым, чужим». И не только город. Как показывает дальнейшее, «Нет» в адрес  желаний и прихотей гордеца,  любое нравственное ограничение, он  воспринимает не в свой адрес, а как осквернение и недостоинство всего вокруг.

Гордец кичливо мыслит себя на недосягаемой высоте – лучше и значительнее  города с миллионами людей, выше Вселенной и Самого БОГА, создавшего всё Сущее.
В своём надменном самомнении  и бесовском помрачении безумец мнит себя взлетающим  ввысь «сверхбогом», но, в реальности падает стремглав в бездны ада.

Интересно, что та, которая его отвергла, перестала существовать для гордеца. Он не считает нужным ни укорять, ни умолять её. Он «выше» этого.
Конечно, он будет  вспоминать минуты наслаждения, но он никогда её не простит.  Слово «Нет» - рана, нанесённая   его гордыне и самомнению, не заживёт до конца жизни.

Человек, уповающий на БОЖЬЮ волю, в страданиях и неудачах ищет свои промахи, грехи, раскаивается и пытается исправить, наладить отношения. Если же это уже невозможно, то смиряется и воспринимает всё как урок и испытание. Простив других и мысленно испросив прощение у БОГА и у людей, он отпускает ситуацию, полагаясь на Волю БОЖЬЮ.

Гордыня не умеет признавать свои ошибки и прощать. Надменный гордец обречён на одиночество, бессмысленное, тягостное и губительное для него.

Отныне отец лжи и человекоубийца диавол становится его постоянным спутником и собеседником. Именно он  подпитывает гордыню, самость, внушает презрение, недоверие к людям и ненависть к Творцу, создавшему  этот мрачный, несовершенный, по его мнению, мир.

2. ==Здесь вокруг полный мрак.
Он окутал наш дом, всю планету.==

Полный мрак, который окутывает гордеца, его несчастную душу, это – мрак безверия и безбожия, это - тьма падших духов, в окружении и под властью которых находится  несчастный богоборец.

Он не видит Света, потому что не видит и не желает видеть БОГА. И он сам себя обрекает на погружение во тьму и мрак адской бездны.

Его, помрачённое падшими духами, сознание не в силах распознать - где добро, где зло, а подавленная ими воля не позволяет вырваться из диавольских сетей.

3. Душа ужасается будущего, ищет защиты у БОГА, у Церкви, но бесовская гордыня «героя», ощетинившись и оскалив зубы, извергает потоки ядовитой желчи, ненависти и злобы на всё, что связано с БОГОМ, пресекая все попытки спасения его погибающей души.

==Где упитанный поп,
В золочёной тяжёлой броне,
Коньячок из Бордо,
Как водицу «святую» лакает…==

Вот и священник, который не только не «лакал», но, наверняка, никогда  не нюхал и не видел (даже в страшном сне))  «коньячок из Бордо», также попал под раздачу - оболган и оклеветан безбожником, ибо причастен к Церкви – Телу ХРИСТОВУ, к Слову БОЖИЮ, так ненавистным богоборцу.


4. У нечестивца в его бедах виноваты все, в том числе, ==Новая Раша – бесплодная страна==.
Так он называет нашу Россию – Святую Русь.  Не случайно Ф.М. Достоевский говорил – Кто не любит БОГА, тот не может любить Россию.

Понимает ли кощунник, что значит для БОГА бесплодная страна? А плодоносящая? И что такое – плод?
Для БОГА плод – это святость. Россия - самая плодоносящая в мире страна, ибо богата Святыми, потому и названа - Святая Русь. А вот кощунники, безбожники  -  бес-плодны, пусты и бес-полезны.

5. У богоборца в его проблемах виноваты все – Господь БОГ, страна, «господа», полицейские (кстати, они были задолго до большевистского переворота), священники, какие-то «отступники», которые «взяли его в плен и ведут на убой». Все виновны, кроме него самого.
А он – «безгрешный, белый и пушистый», и все ему обязаны поклоняться и ублажать.
Ни одного слова раскаяния! Полная духовная слепота. Удивительно!

6. Но, больная безбожием душа чувствует свою обречённость и безвыходность ситуации, ужасается, и страдает.
«Бьют отступники с разных сторон. Нас ведут на убой, Мы во вражьем плену, гляньте, други!»

Но други гордеца давно покинули, так же как он их. От БОГА он отвернулся и остался один на один с жестоким и неумолимым воплощением зла – падшими духами.

Помянув не к месту Ленинград и Сталинград,  где, как известно, русские воины отстояли оба города и взяли в плен под Сталинградом огромное число фашистов,  с кем ассоциирует себя этот персонаж? С пленным фашистом?!
Кто в битве  под Сталинградом был отступник, бьющий  с разных сторон? Кто кого ведёт на убой, кто в плену?
Эмоции зашкаливают, но мысли богоборца путаются, он и сам не понимает, кто, где и с кем он.
Заметим,  состояние обреченности и безнадежности «героя» под Сталинградом испытывали фашисты, а не русские люди.

Безбожник пытается объяснить духовное через вещественное, но не получается.
На самом деле, объяснить духовное состояние  этого персонажа просто.

Отступники от БОГА - падшие духи  с разных сторон бьют души людей, отступивших от БОГА,  попавших в плен в сети диавольские, и ведут их в ад на вечные муки.
И нет у людей защиты Божьей, ибо по своей воле отреклись и отвернулись они от Своего Небесного ОТЦА. А БОГ, уважая свободную волю человека, насильно никого не спасает.

7. Душа  ищет и не находит выхода из «полного мрака», который, как ей кажется,  «здесь вокруг … и окутал наш дом, всю планету».

Но гордец-безбожник не видит своего горестного состояния и не чувствует в этом своей вины.
И, поскольку он обвиняет во всех своих бедах и одиночестве других людей и  некие внешние  силы, то и средство решения проблем он ищет среди  известных ему примитивных и ложных идей, через действия  грешных и немощных людей.

Повреждённый тёмными силами разум богоборца указывает душе «маяк и источник мудрого света» - это «бойцовский запал, и  советское сердце в груди» деда-партизана, который прятался когда-то в ==сакральной землянке== от фашистов.

Заметим, как мелко мыслит безбожник. Надежда его спасения –  не всемогущий ТВОРЕЦ всего сущего, а «дед с берданкой, сидящий в землянке». И этот образ «спасителя» от всех бед и несчастий неизменно кочует у него из  одного стиха в другой.


==Милый дед - партизан,
Из сакральной Землянки приди!
Здесь вокруг полный мрак.
Он окутал наш дом, всю планету.
Твой бойцовский запал,
И советское сердце в груди,
Станут нам маяком
И источником мудрого света!==

Идеал богоборца - это дед-партизан, и мечтает он, что  партизанская война с Новой Россией, с полицией, с Церковью, с  окружающими людьми как с фашистами приведёт вновь к победе дорогого памяти автора,  атеистического и воинствующего социализма.

Его ничуть не смущает, что  социализм строился по колено в крови, на костях миллионов православных людей, расстрелянных в революцию, погибших в гражданскую войну.  Но рухнул в одночасье, ибо сказано: если Господь БОГ не созидает  дом, напрасно трудятся строители.

«Если Господь не созиждет дома, напрасно трудятся строящие его; если Господь не охранит города, напрасно бодрствует страж.» (Псалом 126)

Революция - дело бесовское, и социализм был построен как богоборческое государство, которое держалось на сатанинской идеологии и было разрушено бесовскими силами.
Но автор находится под влиянием этих же сил и вновь призывает к революции, войнам и социализму. Это путь гибельный и для народа, и для России. Да, не будет!

Своего деда-партизана, богоборец превратил в карикатуру, в общее место, в пропагандистский лозунг,
приписывая ему своё мировоззрение. Но, не за социализм и за власть советов  наши деды боролись с фашистской нечистью и отдавали свои жизни во время Великой Отечественной Войны, а за свою Родину, свои святыни, своих детей и внуков. Тем более им тяжело видеть, как некоторые  нехристи-внуки,  отвергнув БОГА, служат ещё более опасной нечисти и человекоубийце диаволу.

В окопах не было неверующих. А если и были атеисты по воспитанию, то своими страданиями и подвигами искупили свои грехи.
Поэтому, можно уверенно сказать, что практически всё военное поколение русских людей вошли в Райские обители.

Чутьё ещё не совсем оставило нечестивца, не напрасно он ждёт помощи от деда. Святой труженик и воин, пребывая в Царстве Небесном, делает всё, чтобы его спасти, но не через ==бойцовский запал и советское сердце в груди==, а через верующих людей, которые пока ещё пытаются достучаться до  помрачённого разума и окаменевшее сердца бесноватого внука.
 
8. Рефреном стиха звучит тоскливое, удушающее одиночество.

1) Горделивый  и надменный богоборец, всё и всех призирающий,  оставшись в полном одиночестве, он пытается оправдать себя тем, что и другие одиноки.

==Одинокий трамвай.  Одинокая ветка в окне. Одинокий енот… Как здесь я одинок,… Одинок мой сосед. Одинок, кто упёрся в смартфон. Одиноки друзья. И любимые с детства подруги.==

Своё одиночество, потерянность, свою ненужность, как и тьму, в которую он погружается, своё духовно-нравственное бесплодие,  безбожник в своих фантазиях распространяет и переносит на всех. Так ему легче. Мол, не один он погибает, все  погибают – обманывает он себя, и это как бы оправдывает его нежелание что-либо в себе менять и пытаться вырваться из когтей зла и тьмы.

Но, дело в том, что уныние,  тягостное, постылое и тоскливое одиночество – неизбежный удел всякого безбожника, это - разрыв связи с БОГОМ по воли самого человека.

Это не внешнее, физическое, а глубокое, бес-духовное одиночество, которое не оставляет никогда – ни в разгар пиршества  в веселой компании, ни во время  общения с близким человеком. Это страшная духовная болезнь - неверие, отверженность, оставленность Богом  и начало осатанелости.

Унылое одиночество при жизни - предвестник ада.
В аду никто никого не видит, все погружены в свои собственные нестерпимые страдания. Страдальцам нет дела до других, ибо их муки от распада души безмерны.

2) Святые пустынники, затворники никогда не бывают одиноки. Они всегда в общении с БОГОМ, со своим ТВОРЦОМ, что является ни с чем несравнимым блаженством и радостью.

Вместе с БОГОМ и в БОГЕ, человек, включённый в симфонию Божественной Жизни, исполняет свою прекрасную неповторимую мелодию, которую подхватывают миллиарды светлых ликов святых людей и неисчислимое число ангелов, уже восшедших в Царство Небесное.
Они  в едином творческом акте  ведут наш мир к оБОжению и созидают новые Миры и Вселенные.

9. «Енот» - мастерски и местами талантливо написанное  произведение, в отличие от многих кощунственных, пошлых и бездарных «стишков» Г.Л.

Стих «Енот» Г.Л. лишён многих типичных для воинствующего атеиста и кощуна высказываний, присущих автору, но, всё же, и на нём лежит печать унылого богоборчества и богооставленности. И это очевидно.
Есть ли поэтический дар  у Г.Л.? Вероятно, был и есть пока ещё. Но в кощунственных, пошлых  стихах уже видны явные признаки  его угасания и утраты.

Как и любой дар,  талант - это не заслуга человека и не повод для его тщеславия и превозношения.
Талант - это БОЖИЙ дар, данный человеку с условием, что он будет использован во благо, а не во зло.

Творчество гения возвышает человека, приобщает к красоте и мудрости Божественного творения, к высоким духовно-нравственным ценностям.
Именно тогда гений  исполняет своё высокое предназначение. Высшая форма гениальности это - гениальность духа. Святые – гении духа.

Но, бывает, что наделённый талантом, неумный и безнравственный гордец в бесовском помрачении возомнивший себя «гением», которому всё позволено, глумится над святыней, кощунствует и  хулит  БОГА, уподобляясь неблагодарной свинье или бешенному псу, кусающего  руку дающего.

Естественно, что от бесноватого клеветника, лицемера, служителя диавола бежит не только талант и благодать, но и сама жизнь.

В конце концов, кощун, отвергнувший БОГА, духовно и нравственно погубивший множество людей, вечно недовольный и обезумевший от своей гордыни и самомнения и потерявший всё,  остаётся у разбитого корыта -  бездарный, никчёмный, никому не нужный на пороге вечных и страшных адских мук.

Поэт, писатель, художник, любой  творческий  человек должен стремиться быть духовно и нравственно достойным своего таланта, иначе - беда для него и для его почитателей и поклонников.
Кому много дано, с того много и спросится.

В Евангелии от Луки (гл. 12, ст. 48) сказано: «...И от всякого, кому дано много, много и потребуется; и кому много вверено, с того больше взыщут».


               


Рецензии