Мини-лекции 27. Субконтуры
Что такое контур? Это служебный, вспомогательный инструмент для создания неких областей, фигур. Тех самых из которых и строится вся эта векторная графика. Контуры существуют только внутри векторных программ. И даже если их переправляют за границу в особых файлах, всё равно они оживают только в тех же программах! То, что Вы видите на рисунке, контура здесь и сейчас, но это лишь фотография с экрана монитора, в окне Фотошопа! Фотошоп изначально создавался как программа для работы с растровыми изображениями, но? Но вот кому-то стукнуло и в нём решили применить элементы этой самой векторной графики. Да, существуют большие и шибко продвинутые программы как Adobe Illustrator и CorelDRAW. Но если есть такие продвинутые, то на кой хрен Adobe понадобилось ещё и в Фотошоп втюхивать эти самые вектора? Вот тут-то мне и вспомнились слова одного автора бесконечных сайтов и видео о векторах:
— Чтобы убрать урожай с грядки, вовсе не обязательно загонять в огород целый комбайн?! Я ведь давно применял эти векторные фотошоповские штучки, не подозревая о том, что они векторные?!! И даже все эти Иллюстраторы с Драйвами не понадобились?!! Это я про фотошоповские комбайны с грядками!
В конечном счёте контура заканчивают свою жизнь после того их зальют цветом или сделают обводку тоже цветом. А мы увидим всю эту векторную графику но уже в той же растровой или печатной продукции!
Контура существуют в трёх режимах: обычный контур (рабочий), контурный слой и как его разновидность, контурный слой-маска. Для создания контуров в программе (здесь и далее в Фотошопе) существует целый набор инструментов. А кто, где и как руководит всем этим, существует переключатель, — три кнопки перехода из режима в режим рис1. Всё по-русски написано и думаю понятно?! Ниже три маленьких иконок-иллюстраций режимов, как раз визуально и в соответствие с расположением кнопок. Рис1а, — так выглядит контур с заливкой (контурный слой). Рис1b, — обычный (рабочий) контур. Рис1с, — растровая область. Все контура и фигуры созданы с помощью инструмента «ЗАКРУГЛЕННЫЙ ПРЯМОУГОЛЬНИК». Хотя можно и другим инструментом... На документе-пустышке выбираете место (в зависимости от варианта построения) куда устанавливать (в виде крестика) указатель. И нажав левую клавишу мышки рисуете прямоугольник. В это время виден тот самый контур. Как только Вы отпустите клавишу, контур исчезнет и на его месте окажется растровый цветной прямоугольник в точности (ну почти) повторяющий форму контура! Тоже самое мы можем наблюдать и с контурным слоем, тот же растр, те же пикселы. И на их фоне линия контура. Разница лишь в том, что растровая область остаётся на месте, а в контурном слое заливка мотается вслед за контуром. В смысле до тех пор пока её не сохраним в растровом формате (BMP, JPG).
Если в режиме «РАСТРОВАЯ ОБЛАСТЬ», растр появляется сразу, то в рабочем контуре с заливкой только после неких указаний... Нужно в палитре контуров, через пимпочку (верхний, правый угол) выйти на меню и выбрать «ПУТЬ ЗАЛИВКИ». Далее режим заливки: цвет или шаблон? После этого уже можете контур изничтожить, цветная форма (растр) останется Вам на память! Естественно всё нужно сохранить в формате (BMP, JPG или PSD).
Наконец-то мы добрались до «СУБКОНТУРОВ»! Так кто же под кем ходит? Если в жизни всё и всем понятно, — под бандитами, а здесь под кем или чем? Умная книга нам втюхивает, что контур существует один, а все остальные входят в компанию и называются субконтуры. В смысле есть кто-то главный под кем они все?! А это кто? Если все субконтуры входят в один контур и все под ним, то почему он, контур тоже суб?! Хрень какая-то? Думаю тётенька Татьяна Панкратова, автор учебного пособия по Photoshop7 правильней обозвала эту банду СУБ компонентами контура. Тогда, контур это кто или что? Попробуем разобраться... А пока проведём эксперимент. Вы никогда не были в Лондоне? А вблизи Вестминстерского дворца? Нет? Но наверняка видели фотки оттуда из отстойника наших беглых воров-олигархов!? Вот на рис2,3 оно и есть. Поздний вечер. Лёгкий, лондонский туман. Биг-Бен стоит качаясь... Фонари на Вестминстерском мосту... И на их фоне (надо же?) шестигранник, созданный инструментом из семейства инструментов, — Poligon Tool.
А дальше начинается самое интересное! На рис7а переключатель и пять пимпочек. В умной книге так и написано, — «КНОПКИ РЕЖИМОВ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ КОНТУРОВ». По виду кнопок можно судить, что все они руководят этим взаимодействием как минимум двух контуров! А у нас на рис2 и рис3 в каждый момент только один контур! На рис2 взаимодействие нашего контура неизвестно с чем типа «СЛОЖЕНИЕ», а на рис3, — «ВЫЧИТАНИЕ». Правда, чтобы хоть, что-то произошло нужно шестигранник выделить! Скажем инструментом «ВЫДЕЛЕНИЕ ПУТИ» (контура). Как нам, безграмотным понимать эту картинку и всё остальное?
Когда шестигранник создавался, пимпочки на рис1 были в режиме «КОНТУРНЫЙ СЛОЙ» (контур с заливкой). Стало быть он (контур) находился над заливкой из белого цвета. Чтобы всё это не выглядело скучным я её, заливку на 40% сделал прозрачной. Вот откуда лондонский туман! В режиме сложения шестигранник маскирует внутренности белым цветом (в моём варианте туманом). В режиме же вычитания, наоборот шестигранник ничего не маскирует, зато всё остальное скрыто заливкой тем же белым цветом (туманом). Вопрос о том что с чем складывается и что из чего вычитается остаётся открытым и шибко туманным?! Естественна! Ежели контур один на всё, про всё!!!
Но вот, после появления шестигранника мы нарисовали эллипс одноимённым инструментом из Poligon Tool. При фиксированном режиме круг. Теперь в этом, уже втором эксперименте заливка зелёным цветом. Рисование круга происходила в режиме «СЛОЖЕНИЕ» рис5. Как представлять всё это? Прямоугольник (документ) залитый зелёным цветом. Над ним висят два контура (круг и шестигранник). Сами по себе контура визуально чёрные ниточки-границы. Кстати Вы можете проверить. Создайте документ-пустышку (белый фон). Затем нарисуйте в режиме «КОНТУРНЫЙ СЛОЙ» какой-нибудь контур?.. Затем в палитре «ПУТИ» (контуров) удалите контур. Ваш документ весь будет залит тем цветом заливки! Но почему прямоугольник не зелёный, а только то, что внутри контуров? Потому-как появился первый контур, а с заливкой «КОНТУРНЫЙ СЛОЙ» в палитрах «ПУТИ» и «СЛОИ» рис4, (две картинки палитр, совмещённых в одну) произошли изменения. В «ПУТИ» появилась строка Shape/Vector Mask, Форма/Векторная Маска. А раз маска, значит она что-то закрывает, а что-то нет?! Вот она маска закрывает всё, что за пределами контуров и свободно открыта внутри. Поэтому мы видим зелёную заливку прямоугольника, слоя с заливкой. Естественно слой как бы был виден изначально в палитре слоёв. Хотя всё это появляется во время создания первого контура (контурного слоя). В слоях появляется кроме фонового (белым цветом), ещё и странное сооружение: зелёный прямоугольник и плюс рядом ещё прямоугольник тёмно-серого цвета и на его фоне ма-а-аленький, белый шестигранник, символизирующий МАСКУ пропускающую только то, что внутри шестигранника! Рядом надпись Shape1 (Форма1). А появление ещё одного контурного слоя (круга) привело только к появлению ещё одной дырочки как в палитре «ПУТИ», так и в «СЛОИ». Но для нас это всё та же картинка рис5 с кругом в придачу! Для нашего разбирательства это точка отсчёта, — режим «СЛОЖЕНИЕ». С него и начнём.
Посмотрим, что изменится с картинкой и пр. в режиме «ВЫЧИТАНИЕ»? Для этого на рис5 выделим КРУГ (он появился вторым!!!), чёрные квадратики на окружности (в смысле контур выделен, а шестигранник, — нет). Теперь есть возможность продолжения эксперимента. Нажмём вторую, слева пимпочку режима взаимодействия и? И произошли изменения, рис6. Круг стал непрозрачным и вдобавок закрыл часть шестигранника. В миниатюрах слоёв и контуров (ПУТИ) символ круга стал тёмным! В режиме «ПЕРЕСЕЧЕНИЕ», только совместная область остаётся прозрачной рис7. Остался предпоследний режим «ИСКЛЮЧЕНИЕ». В этом режиме наоборот лишь область пересечения остаётся невидимой рис8. И главное, та часть за пределами контуров всё время остаётся невидимой. Остаётся последний режим «ОБЪЕДИНЕНИЕ». Это когда смежные части контуров как на рис5 исчезают и остаётся один общий контур как на рис10. После завершения и деактивации маски в палитре контуров, нам только и остаётся сохранить всё это в формате BMP или JPG. Можно оставить на память в фотошоповском PSD, правда толку-то с того?
Возвратимся к началу разговора, кто из этих двоих (контурных слоёв) субконтур? Или они оба на равных? И оба субконтуры, литература умалчивает! А мы проверим. Выделим не круг, а шестигранник (он ведь первым был создан) и? И перейдём на режим «ВЫЧИТАНИЕ». Результат на рис9! Вопросы есть? Есть! Фильм такой был, есть «Королева бензоколонки». Нет, не та, западная хренотень, а то, что снято на «Довженко» аж в 1963 году. Это ещё в бывшей УССР. А теперь это шибко незалежная в которой живут бывшие украинцы. Фильм, где любимый актёр Александр Хвыля, светлая память, в роли попа-пассажира: «Кто здесь главный? Кто главный я спрашиваю?.. ...Почему радио не глаголит?» Ну вспомнили? Вот и я спрашиваю кто из контуров главный? И кто на подтанцовках, субконтурах? Если бы они были на равных, то при выделение любого из контуров и последующем переходе в режим «ВЫЧИТАНИЕ» результат был бы один и тот же. Но не получается?! Значит не смотря, что они оба в одном пространстве, главным будет тот кого создали первым! Вот поэтому получаются все эти фокусы-картинки рис5,6,7,8, на которых выделен второй на очереди контур (круг)! В противном случае (выделен шестигранник) мы видим то, что на рис9! А в остальных режимах только то, что на рис5! Значит система работает только с тем, кто второй?! Не даром же авторы пособия «Photoshop7» А. Тайц, А. Тайц и М. Петров все взаимодействия назвали «ХИТРЫМИ»! Такое впечатление, что контурные слои де-факто находятся один над одним и поменять их как в случае с обычными слоями мы не можем?! Да, создать два разных контурных слоя можем и поиграть с перестановками, а вот с субконтурами в одном слое, — увы?!
Ну, хорошо, все эти передряги происходят с контурными слоями-масками. А, как с обычными контурами? Включим режим рисования второй кнопкой «РАБОЧИЙ КОНТУР», то есть без всяких заливок... Создадим в той же последовательности шестигранник и круг (окружность). Что произойдёт? В палитре «СЛОИ», ничего (на рис4 внизу иконка ФОНА). В палитре «ПУТИ» появится строка с иконкой такой же как в первом случае, но программно уменьшенной. И вдобавок в строке не векторная маска, а «РАБОЧИЙ КОНТУР»! То есть без всяких заливок та же картина, но? Но, в палитре слоёв не появился заливочный слой, который мы ожидали (красный крест). В смысле вообще ничего нет! Правильно, контура-то чисты и сухие как лист?! Нажмём пимпочку «ИСКЛЮЧЕНИЕ» рис7а. Контура как на рис8 стоят неизменно и ничего не меняется?! Зато в палитре «ПУТИ» картинка скачком с прежней перешла на ту, что расположена ниже. Если мы пощёлкаем по другим кнопочкам, всё будет происходить в соответствии как и с контурными слоями. Вот только с контурами ничего не происходит, заливки-то нет! Аналогично при выделенным шестиграннике картина повторилась, как на рис9, только без заливки. Значит первый (шестигранник) главный и такое понятие как «СУБКОНТУРЫ» не совсем корректно?!
Проверим под занавес ещё одну загадку. Контурный слой (с заливкой конечно) и слой с заливкой это одно и тоже, или где?! Нарисуем контур как «РАБОЧИЙ КОНТУР» и попробуем его залить цветом! Но как? Ведёрко растровое здесь не подойдёт, однозначно! А, как? В палитре «ПУТИ», в верхнем, правом углу пимпочка. Далее, меню и «ПУТЬ ЗАЛИВКИ». Далее, тип заливки: цвет или шаблон. Всё готово! Вот только судя по палитрам не совсем всё?! И чтобы всё сравнялось, контур с заливкой стал контурным слоем-маской нужны ещё некоторые телодвижения!
1) Удалите всё нарисованное-залитое.
2) Создайте новый слой (над фоновым) и залейте его тем цветом, основным.
3) Нарисуйте Ваши контура.
4) Зайдите в Уровень (Layer) в верху окна программы. Далее в меню, «ДОБАВИТЬ ВЕКТОРНУЮ МАСКУ» и в выпадающем меню «ТЕКУЩИЙ ПУТЬ» (контур). Всё, готово! Вы увидите то, что на рис5! С чего мы и начинали. Вот только на кой хрен козе баян, когда проще начать с первой кнопки «КОНТУРНЫЙ СЛОЙ»! Но не торопитесь?!! Этот маленький опыт даст Вам возможность сделать маску которой является не заливка, а изображение как описано в http://proza.ru/2020/10/03/688 Вам понравится! Желаю удачи!
Свидетельство о публикации №220101801171