Русь бродячая. Со Светом по Свету

«Магия – значит могия. Кто могет, тот и маг»
А. Андреев


 Русский Север, как «большой бабушкин сундук» – открываешь, а там старина живёт! Наш Север – это колыбель, кладезь самобытности, древности, архаичной поэзии и былинности. Он вобрал в себя, пожалуй, весь Дух Древней Руси. Так почему же именно Север
явился сосредоточием культурного наследия России? Ответ очевиден: ибо веками там находили приют те, кто был гоним властью, церковью и новы-ми устоями. С приходом христианства потянулись в северные широты сначала волхвы, носители древней веры и зна- ний, в поисках спасения от преследо- вания, чуть позже – скоморохи. После раскола церкви в 17 в. по стопам жрецов древних культов пошли уже раскольники-старообрядцы. Уцелевшие
спасались от расправ в Заволочье – так называлась территория в бассейне Северной Двины и Онеги. Именно здесь, наткнувшись на многочисленные следы обитавших в этих краях
некогда скоморохов, зародился мой глубокий интерес к такому явлению как скоморошество,представители коего являлись ярчайшими носителями наших культурных истоков и древних знаний. Общеизвестно, что основное количество былин, старин, погудок и скоморошин были записаны именно на Севере. Память о них сохранилась так же в местных топонимах и гидронимах, как например: озеро Скоморошье в Архан- гельской области, деревня Скоморошье на реке Шарженьге и др. Раньше, как подтвержают источники, существовали также:ручей Скомороший, болото Скомороший Мох, Скоморошье поле, Скоморошье болото и пр. 1
Да и среди местного населения час-тенько попадаются фамилии, так или иначе связанные со скоморошьим ремеслом предков носителей этих фамилий.
  В своем небольшом исследовании мне хотелось бы обратиться к истокам такого необычного явления как скомо- рошество, с помощью этимологии постараться определить,кем же на самом деле являлись скоморохи, какие функции они выполняли и как были
связаны с обрядами и ритуалами на Руси. Рассуждая, я буду опираться на труды видных ученых этнографов, лингвистов, культурологов,фольклорис- тов и психологов, но мне также хоте- лось бы указать и свои собственные итоги изучения этой проблемы,возмож-но, они окажутся любопытными.
Итак, об истоках самого явления ско- морошества на Русском Севере писали многие исследователи. Одни указывали на то, что скоморохи существовали на Руси исстари, другие настаивали на том, что они появились из Византии. Мне наиболее импонирует мнение
исследователя славянской древности Б. А. Рыбакова. В своей работе он выдвигал гипотезу о том, что уцелев- шие от гонений волхвы через какое-то время «стали бродячими сказителями,
а скоморохи – их прямые наследники». Мысль о том, что скоморохи были наследниками жрецов древнего язычес- кого культа высказывали многие иссле- дователи, в том числе Фамин-
цын А.С.2, Морозов А.А. Пономарёв А.И.. Так у Пономарёва можно про- честь следующее:
«Очень может быть, что из них-то и выродились наши скоморохи, которые по мере того как языческие обряды разлагались и превращались в простые народные игры и развлечения, стали не больше как потешными и весёлыми людьми, как называл их народ, делавшими из своего веселья выгодное ремесло.

Ссылки:
1 Руденко О. А. К вопросу об отражении социально-исторической терминологии в топонимии.
2 Фаминцын А. С. Скоморохи на Руси. СПб., 1889, с. 129 и след.
1 / 6


  По видимому, в народных представлениях долго сохранялись воспоминания о древнейших связях музыки и обрядового действа, “завет- ного”, колдовского знания и пляски – разновидности шаманства. Таким образом, русские скоморохи по своему
происхождению были как бы видоизме- нившиеся волхвы»3.

  Барщевский также отмечает:«Язычес- кие обряды славян непременно сопро- вождались музыкой, пением и пляска- ми, да и вообще всегда музыка поль- зовалась у славян любовью, а музы- кант почетом и уважением. Что каса- ется скомороха, то он есть синоним и т.д.»4
  Таким образом, следует считать, что скоморохи явились как бы промежуточ- ной стадией между волхвами средневе- ковья и ведунами, знахарями и скази- телями более позднего времени.
Что же касается происхождения самого слова «скоморох», то известно более двадцати версий. Остановимся на самых распространенных. Так П.И.Ша- фарик считал, что скоморохи явля- ются потомками древнего воинственного народа скамаров, жившего на Дунае в V веке и промышлявшего разбоями и грабежами. Александр Веселовский утверждал, что слово скоморох вышло из арабского "масхара" – смешной человек, шут. Выдающийся русский
исследователь И.И. Срезневский считал, что русское скоморох происхо- дит от итальянского "скаpамyчча" и французского "скаpамyш" – шут, насмешник. В. Брим же утверждал, что итальянское слово «скарамучча» происходит от "скамаpа" из языка лангобардов и означает – шпион, вор, разбойник. Академик Я. К. Грот отнес слово "скоморох" к готскому "скамари" и среднескандинавскому "скемта" – шутить. H. П. Кондаков высказал версию, согласно которой "скоморох" есть искаженное "скоромох", от скора (шкура), равно мех, т. е. "ряженый зверем человек". Г. Ильинский считал, что "скоморох" образовался от глагола "скоморити", т. е."произво- дить нелепые движения".
Каждый из приведенных вариантов трактовки этого слова в достаточной мере интересен и доказателен, однако мне также хотелось бы обратиться к гипотезе современного исследователя А. Чашева5, с которым я солидарен в вопросе трактовки первой части слова,
т. е. «скомо». Чашев считает, что этот семантический корень приближен к древнерусскому «ком», то есть медведь. Это слово хорошо знакомо нам по пословице «Первый блин комам,второй – знакомым, третий блин родне, а четвертый – мне!». Речь идет не о скомкавшемся
при выпечке блине, как многие полагают, а именно о медведе, к берлоге которого по весне
относили угощение наши предки, дабы задобрить голодного после зимней спячки зверя.
Следует обратить внимание на сакральную составляющую этого обряда – кормление медведей являлось неким актом жертвоприношения, подносимой Богу Велесу в лице медведя,который и олицетворял у славян Велеса и был его тотемным животным. 6
 Таким образом,человек, водящий за собой медведя (а этим и занимались скоморохи), являлся посредником
между Велесом и человеком. Совершая некий сакральный обряд, проводя праздничную церемонию, а порой устраивая театрализованное представле- ние, скоморохи творили своего рода мистерии, посвящая людей в таинство, связанное с культом Велеса. При этом они наряжались, переодевались, выво- рачивая тулупы наизнанку и выставляя наружу мех, как бы олицетворяя собой медведя. В древнерусской культуре ряженье – символ перехода в новую реальность, инициации.

Ссылки:
3 Пономарёв А.И. Памятники древнерусской церковно-учительной литературы
4 Барщевский И. Несколько слов из истории искусства скоморохов. Ростов Ярославский, 1914
5 Чашев А. О происхождении слова скоморох. Источник: http://www.proza.ru/2013/12/13/1604 (24.04.2017)
6 Рыбаков Б.А. Язычество древних славян / М.: Издательство 'Наука', 1981 г., С. 66-67

  Академик Д.С. Лихачев пишет:
«В древнерусском смехе большую роль играло выворачивание наизнанку одежды(вывороченные мехом наружу овчины), надетые задом наперед шапки. Особенную роль в смеховых переодеваниях имели рогожа, мочала, солома, береста, лыко. Это были как бы «ложные материалы» – «антимате- риалы», излюбленные ряжеными и
скоморохами. Все это знаменовало собой изнаночный мир, которым жил древне-русский смех»7
.
Если с Комом мы несколько разобра- лись, то можно приступить к трактовке второй части слова. Здесь наши догадки с А. Чашевым разошлись. Он предполагает, что вторая часть слова означает «ходящий». Вполне логичное предположение, отражающее суть происходящего. С моей же точки зрения «рох» или «рах» (скомрахи – в исторических документах попадается и такой вариант написания слова скомо- рох, а также скомраси) мог обозначать
связь с древней славянской мифической птицей Рах8, эта птица олицетворяла собой Страх, и тогда можно было бы предположить, что слово скоморох означает дословно: пугающий с
медведем.
Однако же это не единственно возможный перевод этого корня. Так, например, существует глагол «рохать»9
, что означает согласно словарю В. Даля хрюкать, сильно храпеть.
Наряжаясь и надевая на себя зооморфные маски, изображая тем самым сказочных или тотемных живот- ных, скоморохи вполне могли издавать звуки, напоминающие рычание или
хрюканье. Помимо этого в словаре Даля нашелся и глагол «рахать». Вот значения этого слова: кидать, метать, бросать, пускать и ронять что либо тяжелое, громоздкое. Вполне можно предположить, что артист, жонглируя, что-то подкидывает в воздух, роняет и т.д. Но вторая часть слова скоморох – «морох» вызывает также и ассоциа- цию со словом «морок».
Зная, что скоморохи были не только лицедеями, гуслярами, потешниками и кукольниками, но и колдунами, ведунами, шептунами и «знатоками скорби»10, как их еще называли, возникает желание изучить все значе- ния слова «морок», и производное от него – «морочить». Приведу мало- известные формы этих слов:
Морок м. морока об. пск. твер. шалун, баламут, повеса.
Мороковать что (от морок и мара, в знач. знахарского уменья), понимать, знать,уметь несколько, разбирать, мастерить помаленьку; смыслить, смекать.
Морок: затмение сознания, помрачение рассудка; морок.
Морокованье, действ. по глаг. Морокун, морокунья, морокуша об. отгадчик, знахарь, колдун, ворожея. | Птица морокуша, варакушка, морокующая петь на все лады.
А также северное: Чаровать, архан., вологод. прельщать, очаровывать собою, своею красотой. Чарованье, чародеяние, чародеянье, чародейство, действие по глаг.,волшебство, волхвованье, колдовство и пр. Чарователь муж. чаровательница жен.
чародей, чародейка, чаровник, чаровница, волхв, волшебник, ворожея, колдун,кудесник, черно- книжник; знахарь, напускающий мару, мороку.

Ссылки:
7 Лихачев Д. С. Древнейшее русское изображение скомороха и его значение для истории скоморошества / Д.С. Лихачев // Проблемы
сравнительной филологии : сб. к 70-летию В.М. Жирмунского. М.; Л., Наука, 1964. С. 462
8 http://www.symbolarium.ru/index.php/ (24.04.2017)
9 Здесь и далее: Даль В.И.: Толковый словарь живого великорусского языка в 4-х томах / Славянский Дом Книги, 2014
10 Фрэнсис Е. П. Скоморохи и церковь. / Скоморохи в памятниках письменности / Сост. З.И. Власова, Е.П. Фрэнсис (Гладких). - СПб.:
Нестор-История, 2007, с. 463-477
3 / 6


Сам В.И. Даль так определяет вид деятельности профессиональных скоморохов: «Скоморошничание ныне редко у нас, но есть еще записные скоморохи, этим промышляющие. Один из удельных крестьян нижегородской губ. исправно содержал семью и оплачивал повинности, бродя с волынкой из цельной шкуры теленка, свища всеми птичьими посвистами, беседуя один за троих и пр.»
Итак, мы подошли к возможному исконному значению слова «скоморох», означающему весельчака с медведем, обладающего знахарским, колдовским умением и умеющего петь на все голоса и напускать морок.
Важно отметить, что «морок и мара», упомянутые в словаре, могут также иметь отношение и к славянской Богине Маре (Морене) – Богине смерти. А одной из функций Бога
Велеса являлся пропуск человека из мира Яви в мир Нави. т.е. из жизни к смерти. Священнодействия же скоморохов и были как раз направлены на процветание, плодородие в этой жизни (культ Ярилы) и ритуальные проводы в мир иной, потусторонний (культ Велеса). Таким образом, скоморошество принимало сакральный смысл. Этим объясняется также тот факт,что даже в христианские времена скоморохи появлялись на «жальниках», т.е. кладбищах, с песнями, плясками и играми, устраивая ритуальное веселье, которое охотно принималось
всеми присутствующими, как бы по старой памяти о древнем поминальном обряде, хотя и запрещалось церковью. В Стоглаве сказано: «В Троицкую субботу по селам и по погостам сходятся мужи и жены на жальниках и
плачутся по гробам с великим кричанием, и егда учнут скоморохи, и гудцы и прегудницы играти, они же, от плача преставше, начнут скакати и плясати и в долони бити, и песни сатанинския пети; на тех же жальниках обманщики и мошенники»11
.
Любопытен и тот факт, что скоморохи появлялись также и на свадьбах, и даже сопровождали «свадебные поезда» до церкви. При этом они возглавляли праздничное шествие, что говорит об их авторитете, и о том большом значении их роли, которое придавалось
людьми в этом важном празднестве. По сути скоморохи являлись дружками, которые определяли весь сценарий и вели действие, т.е. были и сценарис- тами, и режиссерами, и исполнителя- ми.
 Как говорил И. Барщевский, они, являясь знатоками древненародных культов, вносили в процессию не только развлечения, веселье и смех, но и выступали в роли народных наставников. Будучи знахарями, они вероятно выступали и в качестве защитников от дурного глаза и порчи. Свадебный обряд символизировал также переход из одной жизни в другую, т. е. в некотором смысле умирание в одном амплуа и рождение в другом. И опять таки скоморохи являлись провод- никами из мира холостяцкого в мир семейный, что несомненно говорит о той значительной роли, которая отводилась им в таких важных событиях в жизни людей, как
свадьба. Этот факт также в очередной раз наглядно демонстрирует жреческие функции веселых людей.
Итак, мы постарались проследить участие скоморохов в похоронной, сва- дебной обрядности и, отчасти, косну- лись календарного цикла. Нужно отме- тить, что календарные обрядовые действия имели как огромное практи- ческое (посев-жатва), так и сакраль-ное значение для людей, так как помогали лучше понимать космогонию и последовательность природных циклов, когда за жизнью следовала смерть, а потом все начиналось с начала. Так,
например, на масленичных гуляниях сжигалось чучело Мары-Морены, что символизировало

Ссылки:
11 Калинский И.П. Церковно-народный месяцеслов на Руси. / М: «Эксмо», 2008
4 / 6


победу весны над зимой, смену циклов, возрождение природы, а значит, жизни! Умирание и возрожде- ние Ярилы и Купалы в ночь летнего солнцестояния также символизировало смену времен года, вечный природный цикл перерождений. То же и с Коляд- ками, когда на зимнее солнцестояние проводили сезонный обряд.
  Кроме того, скоморохи в народном сознании нередко связаны с феноменом
странничества, с дорогой, что в реальности и есть то самое погранич- ное состояние перехода.
Магичность дороги имеет для русского человека особое значение, поскольку Русь всегда в пути, даже не взирая на оседлость. Вспомним хотя бы знамени- тые слова «Откуда есть пошла
земля Русская?». Бродячий образ жизни скоморохов по своему олицетворяет эту бесконечные
русские текучесть и движение. Любопытно узнать, что скоморохи приветствовали друг друга, встретив- шись на перекрестках мироздания фразой: «Со Светом по Свету!». Они и несли Свет, свет знаний, веселья и исцеления! Оттого, видимо, и назы- вали они свой язык «свет» или «огонь».
Говоря о скоморохах как о ведунах и шептунах, я упомянул также, что их признавали в народе «знатоками скорби». В современном понимании эту функцию выполняют психологи.
А в древности эти функции выполняли все те же скоморохи, которые прово- дили процедуру очищения сознания и души под названием «Кресение». Об этом уникальном умении скоморохов потрясающе написал современный исследователь, доктор психологических наук,профессор Шевцов А.А., который в свое время провел грандиозное по своему размаху исследование наследия скоморохов и фактически возродил русскую школу этнопсихологии.
Находясь практически на обучении у стариков-мазыков, он сумел собрать, систематизировать и обработать колоссальный пласт древних знаний, которые чудом сохранились у прямых
потомков тех самых скоморохов, осев- ших в деревнях Верхневолжья, спаса- ясь от петровских гонений. Таким образом, Шевцов дал новый толчок к возрождению русской культурно-истори- ческой прикладной психологии.
И в заключение, закрывая «бабушкин сундук старины», мне хотелось бы еще раз вернуться к вопросу этимологии слова «скоморох»: разложив слово на старославянские буквицы, мы можем прочесть еще одно важное послание, трактовать которое каждый волен
сам!

С — «Слово» — Слово
К — «Како» — Как
О — «Он» — Он
М — «Мыслете» — Мыслит
О — «Он» — Он
Р — «Рцы» — Речет
О — «Он» — Оно
Х — «Хер» — Соединяет земное и небесное
5 / 6

2018


Рецензии
Дельная работа, Александр.
Но тему надобно развивать, чем, как я понял, Ты и думаешь заниматься.
Обращу Твоё внимание на такое явление на Руси, как калики перехожие.
Здесь вообще дело не ясное, ибо утверждается, что переходили они
из нашего Мира в потусторонний и затем обратно. Носили что-то? Что?

У новгородских и вологодских я слышал слово "рёхает". При мне так
говорили про ревущую машину, с трудом поднимающуюся в гору.

Здрав буди, Добра Тебе и Света.

Огонь Вед   18.10.2020 19:00     Заявить о нарушении
Спасибо на добром слове, Юрий Николаевич! Мне было очень интересно услышать Твое мнение о данной работе! Тему буду продолжать по мере возможности. Вопрос с "каликами перехожими" меня всегда очень интересовал. Будем искать и исследовать!

Александр Кирвас   19.10.2020 10:29   Заявить о нарушении