За губки алые, как розы! 2020 г. октябрь Тимофеев
2020 г. октябрь Тимофеев — Пландовский - Лохвицкий
В архиве Мирры Лохвицкой хранится стихотворение К.К. Случевского, которое не было опубликовано при его жизни:
«Зачем шутить? Шутить опасно!
Еще хочу я полновластно
Любить... и мало, мало мне
Ласкаться с тенью, жить во сне!
Нет, не неведомо, не ново,
Что биться сердце, жить готово.
Скользнуло молнии быстрей
Сквозь острый звук тройных цепей!
На ней — одна... мне остальные...
Возможно ль, чтоб, склонясь лобзать,
Я слышал отзвуки стальные?
Цепей, пожалуй, не сорвать!»
Найдено в архиве Мирры. Почему? Адресовано ей ?
Начать следует с того, что стихотворение сильное и достойное того, чтобы его знали, но несмотря на это, оно не попало ни в один из сборников, печатавшихся ни при жизни Случеского, ни в ближайшие годы после его смети. Строки: «Еще хочу я полновластно любить... цепей, пожалуй не сорвать! На ней - одна» (цепь), на (Случевском) - «две». Две это жена и дети. Одна -это скорее всего — муж.
А чтобы лучше понять, кому посвящено эти стихотворение, прочтем еще одно:
«Весла спустив, мы катились, мечтая,
Сонной рекою по воле челна;
Наши подвижные тени, качая,
Спать собираясь, дробила волна.
Тени росли, удлиняясь к востоку,
Вышли на берег, на пашни, на лес -
И затерялись, незримые оку,
Где-то, должно быть, за краем небес.
Тени! Спасибо за то, что пропали!
Много бы вас разглядело людей;
Слишком бы много они увидали
В трепетных очерках этих теней...»
Очевидно, что сонная река, упоминаемая в этом стихотворении, протекает рядом с дачей Случевского, которую называли «Уголок». Но тогда и приглашенная на дачу дама, должна не удивить своим присутствием никого из постоянных членов литературных пятниц, которые постоянно тусовались на этой даче.
Дам среди этих литераторов немного — шесть. Все поэтессы.
Маловероятно, что у человека на склоне лет было несколько «зазноб». Самое вероятное, что такая одна, и из его поэтического окружения, и скромная, и одаренная, и интересный собеседник. Скорее всего, первое кому бы он передал этот стих была именно она.
У Мирры Лохвицкой и муж и дети - значит тоже две цепи. Не Лохвицкая. Осталось пять.
У Поликсены Сергеевны Соловьевой ( Allegro) не было ни мужа, ни детей. Цепей никаких нет. Осталось четыре.
Есть ещё несколько стихотворений Случевского, обращенных к «зазнобе» своего стареющего сердца, в которых он воспевает какие-то штрихи этой волшебницы: «За губки алые, как розы...», «О! говори же и скажи мне...», «Чудесный сон! Но сон ли это...», «Что мне твои недостатки...»
У Зинаиды Николаевны Гиппиус и Ольги Николаевны Чуминой не были «губки алые как розы». Осталось две.
Татьяна Львовна Полынова (девичья фамилия и псевдоним - Щепкиноа-Куперник) дважды была в браке (первый муж Леонид Григорьевич Мунштейн, второй муж - Николай Борисович Полынов). Хотя, в 1900 году по мнению Ф. Фидлера
« невысокая, забавная, миловидная, юная дамочка». И тугая коса, и муж есть. Нет детей. Однако своей недостаточной воспитанностью, самовлюбленностью и напористостью не могла Татьяна Львовна разжечь длительного чувства влюбленности у высокообразованного пожилого человека, к тому же гофмейстера, тайного советника. Тут надо искать женщину с более тонким и индивидуальным внутренним миром.
Все штрихи героини из приведенных стихотворений Случесвского обнаруживаются лишь у Изабеллы Аркадьевны Гриневской (1864 - 1942 ) , чрезвычайно интересной, талантливой, миловидной тихоней, с алыми губками. Как в стихе Случевского, Изабелла Аркадьевна гордилась своей тяжелой косой. В 1905 г у неё умер муж, Гриневскийй Александр Каэтанович. В этом же году после тяжелой болезни умерла Мирра Лохвицкая. Хоронила Изабелла свою подругу в Александро-Невской лавре. Не до стихотворения Случевского было Изабелле Аркадьевне. Тем более, после смерти Мирры.
Детей у Гриневских не было. Возвращаясь к стихотворению Случевского, связывала её только «одна цепь». К тому же, муж Гриневской родился в 1834 г., то есть был на 3 года старше Случевского, поэтому разницу в возрасте со Случевским она особо не замечала.
Кстати, о возрасте Изабеллы Аркадьевны. С.А. Венгеров как-то сказал Ф.Ф. Фидлеру: «Я познакомился с Гриневской в 187г. и она была уже замужем». В 14 лет?
Я тут же вспомнил об указании в документах Тэффи, сестры Мирры Лохвицкой, своего возраста (упоминание Тэффи здесь не случайно. В 1905 г., после смерти Мирры Лохвицкой, Тэффи была принята в литературное сообщество Случевского). В паспорте Н.Тэффи, выданном 13 ноября 1935 г. во Франции, указана дата рождения 24.4. 1885. Тэффи росчерком пера помолодела на 13 лет. И ещё, я Вспомнил подругу моей мамы, Шуру Сорокину, с которой они учились в институте в одной группе. При мне Шура возмущалась, что мама уже 3 года на пенсии, а ей (Шуре) пенсию не дают, т. к. в паспорте «ошибка» с днем рождения. Заметьте, никогда год рождения в документах женщин не бывает ошибочным в большую сторону. Женщины неисправимы.
Изабелла Аркадьевна и Мирра Ловицкая в Петербурге жили рядом и дружили. Где же, как не у Мирры, можно было надежно сохранить, дорогую память- стихотворение Случевского. Вот еще несколько стихотворений Случевского, обращенных теперь понятно к кому, - к Изабелле Гриневской.
Не изданные при жизни стихотворения Случевского
«За губки алые, как розы,
За то, что с них восторги пью —
Тебе красавица, на память,
Рубин блестящий я даю!
За очи синие, как небо,
Что в них я видел благодать,
Сапфир роскошный, искрометный,
Благоволи, дитя, принять!
В воспоминанье постоянства,
А постоянство — тяжкий труд,
Тебе торжественно вручаю
Темно-зеленый изумруд!
Но ни за что не дам алмаза...
Ты вспомни: не бывало дня,
Что б ты меня не изводила,
Чтоб не терзала ты меня.»
Что мне твои недостатки?
Знаю их! ведаю их!
Мелкие их непорядки
Тонут в порядках больших.
Вся ты чудна и пригожа,
Вся создана для того,
Чтобы, вконец растревожа,
Сгинуть, не дав ничего.»
Чудесный сон! Но сон ли это?
Так ясен он, так ощутим!
В мельканьи трепетного света
Он, как ваянье, недвижим!
Мне снилась юность золотая
И милой женщины черты
В расцвете радостного мая...
Скажи! Признайся! Это ты?
Но как мне жаль, что я старею,
Что только редко, иногда,
Дерзаю бледную лилею
Окрасить пурпуром стыда.»
Вот такая история одного ненапечатанного при жизни стихотворения К.К. Случевского. Когда я читаю стихи Случевскго, Фета, Мирры Лохвицкой, меня всегда волнует один вопрос: люди рождаются самые разные. Почему природа после этих поэтов, не породила таких гениев, сумевших достичь высот в понятии женской души? Или женские души стали иными...?
Свидетельство о публикации №220101801432