Жизнь прекрасна

Вот час экзамена настал
Держись, дерзай местами
Бери билет и отвечай,
Пускай гордятся нами.
Им не сломить наш гордый дух
Уйдём с оценкой выше двух,
Или вперёд ногами.

      Именно такой стишок был написан на обложке одной из книг для самоподготовки по дисциплине «Импульсные устройства РЭС». Автор видимо старался. Почерк ровный и аккуратный, буковки текут ровно и плавно. Вдруг, представилось, как сидит этакий «почти лейтенант», готовится к госэкзаменам. Но импульсная техника с трудом лезет в голову. За окном весна, синь неба, тёплый ветерок из окна… А в городе ждёт девушка… Курсант сидит, грызёт кончик ручки и мечтательно выводит на обложке «Вот час экзамена…».
      Ну, импульсные устройства меня не пугали. То, что у меня будет пятёрка, я знал наверняка. Так же как и по всем предметам госэкзаменов. Но, пожалуй, по дисциплине Д-3 будет четвёрка. Да и ладно! Не на красный диплом ведь иду. Маленький червячок сомнений шевелился, когда я думал о физподготовке. Ох, завалю всю свою молодую карьеру! Если на перекладине, брусьях и полосе препятствий так-сяк, то «трёшку» (три километра) бегаю только на тройку.
       Полоса препятствий встретила как старого знакомого. Всё, что казалось раньше большим и страшным, стало вдруг маленьким, почти игрушечным. Маленькие хитрости изучены давно. Еле заметный упор для прыжка через «окоп», едва заметная выемка в «заборе», куда так хорошо ложится носок сапога, преднамеренно выбитая верхушка окна «разрушенного дома» Председатель комиссии строг, деловит. Минут пять он объясняет, что должен уметь будущий офицер – честь и слава своей страны. Потом, вдруг меняет официальный тон на обычный, почти дружеский. Снимает фуражку, поправляет волосы, водружает обратно на голову и улыбаясь просит:
- Только, пожалуйста, без фанатизма. Минута, десять – оценка отлично. Я уже не первый год приезжаю к вам в училище. Года два назад один ваш курсант пробежал полосу за минуту, упал с моста, сломал руку. Но, потом сказал, что это его не лучший результат. Попросил ещё попытку и пробежал со сломанной рукой за пятьдесят пять секунд! Товарищи курсанты, минута десять и всё!
       Ну вот и старт! Замелькали в бешенном калейдоскопе «лабиринт», «окоп» щерится зевом, «ступеньки», «разрушенный мост» сбивает дыхание. Но я сегодня в тонусе. Птицей лечу через мост, ужом вкручиваюсь в «окно», ящеркой ныряю в «бункер». Итог: минута, пять! Нормально. Не буду просить второй попытки.
       Уже пройдены все этапы. Остался последний этап – «трёшка». Мало того, что меня пугает сам кросс, а тут ещё везут на какую то специальную трассу. Это «сюрприз» для всех. Об этой трассе стало известно только в последний момент. Нас везут в тентованных грузовиках куда то в горы. У каждого на груди и спине белое полотнище с чёрным номером. Орджоникидзе сам по себе находится в горах, а тут поднимаемся ещё выше. Монотонно скрипят борта, грузовик подбрасывает на ухабах. Шутливое настроение, поначалу витавшее в машине, куда то улетучивается. Все сидят сосредоточенные. Каждый думает о чём то своём. В училище идёт негласное соревнование. Преподаватели и курсанты постоянно вспоминают фамилии чемпионов. Сравнивают результаты с другими училищами ПВО. Сравнивают результаты выпусков, батарей, взводов. И это сравнение тяжёлым грузом ложится на плечи. «Только бы не опозорить свой курс!». «Только бы не опозорить свою батарею!» Скрипнув тормозами грузовики встали. «К машине!» И курсанты горохом сыпятся на асфальт рядом со своими машинами. Встав в строй все начинают оглядываться. Да! Природа здесь… нет слов! Чистый прозрачный воздух, безбрежная синева неба, густая зелень внизу под ногами. Справа крутая стена, слева – обрыв. Внизу почти летняя жара, здесь лёгкая, приятная прохлада. Дорога серой змеёй уползает куда то вверх с небольшим возвышением. Над дорогой висит транспарант с надписью «Старт», немного просвечивает обратная сторона «Финиш». Рядом с нашими остановившимися грузовиками стоят какие то автобусы и легковушки начальства. Внушительной группкой стоят судьи с секундомерами, ручками и листами бумаги в руках. Нам вкратце объясняют правила. Полтора километра в гору, потом столько же обратно. Бежать по правой стороне дороги. В точке поворота будет стоять оранжевый конус и группа судей. Все номера будут зафиксированы. Если кого то номера не будет на точке поворота, экзамен ему не защитают.
       «Марш!» и вся батарея срывается с места. Некоторые тут же вырываются вперёд. Это не глупость. За четыре года глупых уже не осталось. Каждый для себя твёрдо определил как ему бежать. Но большинство идёт в спаянной группе. Уже через двести метров появляются первые симптомы усталости и первые отстающие. Крепко сбитая группа начинает растягиваться. Бежать пока легко. Но, я себя не обманываю. Я знаю, что где то в районе километр – километр двести можно ложиться и помирать. Потом тело начнёт покидать всё лишнее воздух, вода, мысли. Но, здесь, в горах всё наступает немного раньше. Я ещё не видел точки поворота, когда понял: помираю! Но, ноги продолжали упрямо бежать вперёд, в голове почему то вертелась песенка Высоцкого «Но, я надеюсь, что придёт второе мне дыхание, потом я третье дыханье жду, потом четвёртое…». Как проходил точку поворота не помню. Только краешком сознания фиксирую, назвали мой номер. Кажется, ну, вот, точка поворота пройдена сейчас вниз и будет легче. Только перебирай ногами и всё! Но, не тут то было. Бежать всё так же тяжело. Воздуха по прежнему нет в лёгких. Ноги налиты свинцом. Пот, наверное, уже высох. Вместо зелёного пейзажа внизу, видна только серая лента убегающая вдаль. Ещё шаг, ещё! Беги зараза, слабак, нюня! Вот показалась красное полотнище «Финиш». Но, ещё далеко. Как далеко! Мысленно даю себе команду «Спурт!». Уже можно. Но ноги продолжают медленно отмеривать последние метры. Надо ускоряться. Осталось совсем немного. Но сил нет совсем. Автобусы, проверяющие, доктора, скорая помощь прыгают перед глазами в такт шагам. Изображение дёргается и подозрительно расплывется. Вперёд, я смогу. Вот меня обходят ещё двое. Ускоряться! Я уже не помню как пересёк финишную линию. Очнулся от резкого запаха нашатыря. Я что потерял сознание? Нет вроде стою на своих двоих. Две медсестры встречают почти всех на финише ваткой с нашатырём. Только рядом со скорой лежит «тяжёлый» и около него суетятся врачи. Офицеры чуть ли не пинками поднимают тех, кто пытается сесть или упасть. Не останавливаться! Походили, походили! Не останавливаться! Постепенно мир обретает краски. Куда то уходит усталость. И запоздалое раскаяние. А ведь можно было пробежать быстрее. Я пришёл в числе последних. Но, всё же прошёл эту дистанцию. Уже через несколько минут команда «По машинам!» Мы грузимся и едем домой. Опять почти в полной тишине. Только скрипит кузов, да завывает движок.
       В училище нам объявляют результаты. Большинство пробежали на отлично. Чуть поменьше «на хорошо». И я в их числе. И лишь единицы на тройки. Всё, самое страшное позади! Жизнь прекрасна!


Рецензии