Утомлённые сердцем. Мумия

«Дух – в небо, тело – земле!» – говорилось ещё в Текстах пирамид, да и более поздний догмат о загробной жизни звучал схоже: «ах (дух) в небе с Ра, а мощи на земле с Гебом». Но для того, чтобы родился «ах», лучезарный дух, подобный бессмертной северной звезде, должны были слиться воедино части расколотой смертью души. И до того, как та же смерть наложит мерзкие стигмы на бренное тело, в нём должна была узнать себя его душа – «ба». И сам Ра, солнечный бог в мире мёртвых сливается с богом возрождения Осирисом и это возрождает его утром. Акт этот был так важен, что люди не просто радели о целости тела, как аватара, но и о его красоте. В бальзамировочной палате делали всё, чтобы усопший казался не более чем спящим. Тайны этого искусства собственно египетские письменные источники не раскрывают, не считая ряда указаний по мумификации священного быка в папирусе Аписа (эпоха Саисского ренессанса, XXVI-я династия).

В какой-то мере можно доверять античным «мемуарам» на эту тему, но изучение непосредственно мумий во много раз информативнее и объективнее. Так, в Египте, похоже, действительно было три основных метода мумификации, однако очевидно, что в то же время бытовало одновременно несколько «школ» бальзамировщиков, каждая из которых добавляла свои нюансы к общепринятой процедуре. Уровень исполнения миссии, и даже сама цель не были одинаковыми в разные периоды египетской истории. На закате цивилизации живую веру вытеснил мёртвый обряд, и циничные служители куда больше заботились о красоте обёртки для мумии, чем о её внешнем виде. Гор с вечной мерзлотой на вершине в Египте не было, но сила двух великих пустынь и щедрые запасы соли и соды были к услугам создателей мощей.

За пределами живой земли в долине Нила тянулись марсианского вида просторы, которые весь неолит и додинастическую эпоху были естественным кладбищем для египтян. В адском горниле песчаного моря мертвецы, погребённые в позе спящего, сами собой и очень быстро обращались в мумии. Но дюны подвижны, и со временем ветер обнажал неглубокие могилки, открывая их не только лютому солнцу, но и диким зверям и орде насекомых. С началом иерархического расслоения общества для элиты уже стали сооружать погребальные камеры, выкладывая их изнутри кирпичом или деревом, появились и гробы, и саркофаги, тогда как в песчаные ямы мёртвых укладывали лишь завернув в тростниковую рогожу, кожаную попону или шкуру. Тело высокой особы оборачивали узким, тесным саваном, но в камере тело сохло куда медленнее, чем в пучине песка.

Дату введения обычая искусственной мумификации тел установить трудно, но льняные ленты, пропитанные смолами использовались для повивания трупов уже бадарийцами (4500 – 4100 гг. до н.э., некрополи Бадари и Мостагедда). То же явление отмечено в додинастических некрополях Иераконполиса и Айдаме (3500 г. до н.э.), но возможно, что это было ещё не более чем ритуальное помазание ароматическим веществом. С точки зрения учёных куда более убедительны свидетельства о бальзамировании от времён I и II-й династий (рука мумии, вероятно, царицы, найденная в гробнице фараона Джера в Абидосе и погребение дамы из Саккара). К IV-й династии восходит в будущем очень распространённый, но всё же не обязательный обычай эвисцерации – удаления из тела особенно быстро гниющих внутренних органов. У царицы Хетепхерес они были замаринованы в содовом растворе, но обычно их всё же сушили в соде.

Раствором соды омывали и всё тело покойного от нечистот, но ни в коем случае не морили в нём – это вызвало бы необратимый распад тканей, в первую очередь кожи, как доказали опыты А. Лукаса. С началом дебюта искусства мумификации тела мёртвых уже перестали укладывать в «позу эмбриона», их чинно вытягивали, но до эпохи Нового царства не на спине, а на левом боку. У женщин руки располагали вдоль бёдер, у мужчин их скрещивали спереди. Руки царственных особ скрещивали на груди в знак того, что они когда-то носили скипетры (исключение – мумия Тутанхамона со страшным ранением в области грудной клетки). Удалять мозг из черепа (эксцеребрация) могли, быть может, начать уже при V-й династии, но в широкий обиход это вошло с XVIII-й, и при этом мозг в глазах египтян был не более чем грязью, а разум и чувства в их глазах содержало сердце.

Оно же было гарантом единства всех ипостасей духа человека, и когда тот умирал, говорили, что оно «устало». Его удалять, тем более уничтожать, было нельзя. Эволюция искусства мумификации непрерывно продолжалась и достигла высшей своей точки при XIX-й династии. Идеал не был всегда достижим даже для царственных особ по разным причинам. Так, в жалком состоянии до нас дошли мумии представителей правящих династий Среднего царства. В их случае, как это ни странно, не были удалены внутренности: полости тела очищались, вероятно, вином и масляным экстрактом пихты или можжевельника, при помощи клизмы. Та же участь была уготована останкам священных быков, и, как следовало ожидать, от их огромных туш до нас дошли лишь кости. На телах людей этот метод тоже работал худо – их не спасли от гниения все те изыски, что были доступны в то время.

В имперский период импорт, в том числе и сырья для бальзамирования, многократно вырос. И коль скоро мумификация уже давно не была привилегией элиты, к тому времени уже должны были сложиться её разряды, самый низший из которых был доступен и бедняку. Но «класс люкс» вовсе не гарантировал триумф бессмертия тела. Не раз бывало так, что драгоценными составами нещадно злоупотребляли, так что они уничтожали тело вместо того, чтобы сохранить в себе на вечность, как окаменелость в янтаре. Так было с мумией Тутанхамона – она выглядит не просто чёрной, а обгорелой, но это вовсе не следы огня, как некоторые себе воображают – это химическое обугливание. И даже если до разъедания дело не дошло, смолы, покрывающие мумию или канопы могут быть очень тёмными, иногда аспидно-чёрными. Такое явление обусловлено перегревом при расплаве смолы, которой заливали тело, но чаще это реакция смол на жирные кислоты.

Со временем по своему виду эти смолы начинают напоминать битум, из-за чего набальзамированные тела древних египтян и повелось называть мумиями (от персидского слова «мумийа» – «битум»). И ароматические смолы, и битум ввозили из-за границы, но последний был всё же относительно дёшев; тем не менее, его широко применяли лишь в обработке тел священных животных и птиц, а для тел умерших людей крайне редко, и как раз с эпохи господства персов. В свитке эпохи не то I-го, не то II-го междуцарствия бальзамирование без обиняков объявлено «тайным искусством», но всё же мы знаем из античных источников, какие именно составы использовали «борцы со смертью», а непосредственное изучение мумий добавляет к этому немало любопытных нюансов. К единому «рецепту» бальзамировщики явно не стремились и часто шли на эксперименты то ли по капризу заказчиков, то ли по своей инициативе, то ли ради соблюдения каких-то местечковых традиций.

Так, одна мумия, вероятно, XX-й династии была сплошь покрыта очень толстым слоем специи с запахом корицы, при этом издревле и гораздо чаще отверстия и полости тела, а также и кожу заливали пчелиным воском или мазали смолой, как лаком. В большинстве случаев тело, в том числе и в разных местах под одрябшей кожей начиняли для сохранения формы содой, смолой и лоскутами просмолённого льна, опилом или пудрой из ствола душистого хвойного дерева, корицей. А вот мумии фараонов Саптаха (XIX-я династия), Рамсеса IV (XX-я династия), Джедптахэфхонсу (XXI-я династия) оказались наполнены так называемым «древесным мхом», то есть эвернией (Evernia furfuracea/Parmelia furfuracea/Pseudevernia furfuracea). Вид этого лишайника до сих пор используется как закрепитель духов.

Его нашли, между делом, и в тайнике одной частной гробницы XX-й династии в смеси с метёлками и стеблями ароматной травы челнобородник (Andropogon schoenanthus L./Cymbopogon citrates). В коптскую эпоху, пока традиция мумифицировать тела ещё была в силе, стало модным набивать мумии смолистыми ягодами можжевельника. У древних египтян можжевельник был эквивалентом душистого перца, и, кажется, впервые для мумификации он был употреблён в рамках культа священных крокодилов. За неимением более древних примеров для тела человека следует, однако, вспомнить о мумии фараона Рамсеса II-го, в которой нашли горошины жгучего индийского чёрного перца, аналогом которого в древней египетской кухне как раз выступали плоды можжевельника.

Не последним ингредиентом в процессе набивки и обвивания мумии был лук, а вернее луковицы, потому что, строго говоря, использовали любые луковичные растения, а это ведь не только всем известный огородный овощ, но и разные красивые цветы. Так, на веки царевны из XXI-го дома Несихонсу положили крупные пласты от луковиц прелестного кринума цейлонского. Лук – это земное подобие Луны, небесного Ока, которое бог Хор дал своему отцу Осирису для его возрождения. Для удаления трупного смрада кроме смол не жалели и духов на основе масла, и косметического молочка на основе жира. То, чем умащали труп могло всё же резко отличаться от духов для живых. На мумиях четы Ха и Мерит это был рыбный бальзам. Но кто же берёт для варки духов рыбий жир? У ряда рыб с богами много общего – та же тилапия словно бы имеет дар аутогенеза как и бог-демиург Атум.

В эпоху Третьего междуцарствия градус эстетики при мумификации до предела вырос. У преображённых магией химии тел должны были быть юные, без изъянов тела и лица. Хна или иной красный пигмент и раньше был в ходу для обновления цвета волос и украшения ногтей, но теперь и всю кожу гримировали румяной и жёлтой охрой – из-за того, вероятно, что было в кои-то веки заметили, как гадко чернеет лак из смолы на умащённой ароматным кремом мёртвой коже. В глазницы трупов для особенного шика иногда вставляли глаза из стекла или самоцветов. К концу последнего в древней египетской истории переходного периода идея идеального сохранения тела вдруг потеряла смысл. И в лучшие-то времена мало кто мог себе позволить бальзамирование по высшему разряду, а особенно по непревзойдённому «фиванскому» стандарту, который являют собой мумии Сети I-го и Рамсеса II-го.

Зато пеленание выполнялось по-паучьи виртуозно, а наряд покрова мумии своей вычурностью был призван дать забыть о том, что он на деле скрывает под собой. В чрево и грудную клетку вскрытого тела чаще всего с того времени набивали разную дрянь (ил, тряпки, осколки керамики), благо никто не увидит под нарядным коконом. А с римской эпохи в моду вошло золотить мумии. В роли божественной и нетленной субстанции золото сопровождало мумии и раньше, но в виде масок и прочих атрибутов. В I-м – III-м веках н.э., умершим малюткам завивали и золотили волосы, у взрослых золотой фольгой оборачивали фаланги иссохших пальцев. Золотыми «лепестками» охотно и любовно покрывали веки, язык, губы, грудь. И вот, под всем этим блеском, точь-в-точь отражая мир упадка цивилизации, в горький, как желчь, пустынный эликсир забвения тайно сливались бальзам и трупный яд.

Источники:

Лукас А. Материалы и ремесленные производства Древнего Египта. Изд-во иностранной литературы, Москва, 1958 г. Пер. с англ. Б.Н. Савченко. Общая редакция и вступительная статья проф. В.И. Авдиева /Ancient Egyptian materials and industries by A. Lucas. London, 1948 (third edition, revised/третье издание)

Николсон П., Шу Я. Материалы и технологии Древнего Египта./Paul T. Nicholson, Ian Shaw (eds.) - Ancient Egyptian Materials and Technology, Cambridge, Cambridge University Press, 2000

Дэвид Розали. Египетские мумии и современная наука. Под редакцией А. Розали Дэвид. Манчестерский университет   Cambridge Universtiy Press 2008/Egyptian Mummies and Modern Science. Edited by A. Rosalie David. University of Manchester  Cambridge Universtiy Press 2008

Гермер Рената. Флора Египта эпохи фараонов./Renate Germer - Flora des pharaonischen ;gypten, Mainz am Rhein, Philipp von Zabern, 1985

Виноградов Б., Виноградова Н., Голан Лиана. Ароматерапия. Учебный курс. Fultus Corp., 2006

Китова А.О. Мумификация в древнем Египте: история изучения, современные методы исследования. Египет и сопредельные страны. Электронный журнал. Выпуск 4, 2016.

Raffaella Bianucci, Michael E. Habicht, Stephen Buckley, Joann Fletcher, Roger Seiler, Lena M. ;hrstr;m, Eleni Vassilika, Thomas B;ni, Frank J. Ruhli. Shedding New Light on the 18th Dynasty Mummies of the Royal Architect Kha and His Spouse Merit. PLOS ONE DOI:10.1371/journal.pone.0131916 July 22, 2015

Бадж Э.А.У. Мумия: Материалы археологического исследования египетских гробниц. М.: Алетейа Серия: Традиция, религия, культура ISBN: 5-89321-086-7 Год: 2001/ Sir Ernest Alfred Wallis Budge. The Mummy: Chapters on Egyptian Funereal Archaeology. Biblo & Tannen Publishers, 1964

Кинк Хильда Августовна. Древнеегипетский храм. Издательство «Наука», главная редакция восточной литературы, Москва, 1979 г. Отв. редактор Ю.Я. Перепёлкин.

Ассман Ян. Смерть и спасение в Древнем Египте./Jan Assmann. Death and Salvation in Ancient Egypt. Original German edition, Tod und Jenseits im alten ;gypten, copyright 2001 by C. H. Beck, Munich. All rights reserved. English translation copyright 2005 by Cornell University
 
Faten Hamdy El-Elimi. Professeur Adjoint. Universit; du Canal de Suez. L’Oignon dans l’Egypte Ancienne. Cahiers Carib;ens d'Egyptologie no 21 juin 2016.

Марчант Джо. Фантом фараона: странная «посмертная жизнь» мумии царя Тута/Jo Marchant - The Shadow King: The Bizarre Afterlife of King Tut's Mummy, Boston (MA), Da Capo Press, 2013.

Аллен Джеймс П. Тексты Пирамид Древнего Египта. Под редакцией Питера Мануэлиана. Ассоциация Библейской литературы, Атланта. 2005 г./ The Ancient Egyptian Pyramid Texts by James P. Allen Edited by Peter Der Manuelian. Society of Biblical Literature Atlanta. 2000


Рецензии
«…в горький, как желчь, пустынный эликсир забвения тайно сливались бальзам и трупный яд». – Какая замечательная жуть! Кажется, о древнем Египте Вы знаете практически всё. Очень интересно! С теплом, Ф.П.

Филолог По Принуждению   19.10.2020 17:17     Заявить о нарушении