Как 7-б не спас Снегурочку

КАК 7-б НЕ СПАС СНЕГУРОЧКУ

                Памяти В. А. Аввакумовой

Не успели оглянуться, как в одно мгновение пролетели осенние каникулы. Сразу же после празднования 72-й годовщины Великого Октября ещё не все люди после демонстрации добрались домой, как поднялся ветер и сделалась такая метель, что город в считаные минуты завалило снегом. Ранняя зима пришла, ранняя да снежная. А для школьников, которые приступили к занятиям во второй четверти, снег был символом надежды, что скоро, очень скоро придёт Новый год, а с ним и очередные каникулы.
Школа №6, построенная по типовому проекту в конце сталинской эпохи, располагалась в Горловке на окраинном посёлке Глубокая. Серое казённое унылое здание, и только один архитектурный изыск делал его запоминающимся – башенка на крыше. Здание, как здание. Школа, как школа.

Середина ноября была ознаменована тем, что классный руководитель 7-б Валентина Алексеевна собрала класс после шестого урока и сказала:
- Ребята, из районо пришло предложение школьникам средней и старшей школы подготовить к Новому году драматическое представление. Давайте подумаем, что можно поставить на сцене. Парад пьес намечается в концертном зале Дома культуры шахты имени Юрия Гагарина.
Класс отреагировал бурно, но никто не смог предложить чего-то дельного.
Ванька Нечипорук, который выписывал журнал «Пионер», на следующий день принёс свежий ноябрьский номер с напечатанной пьесой «Подарок для Снегурочки» Софьи Прокофьевой и Ирины Токмаковой. Валентина Алексеевна ознакомилась с содержанием и похвалила Нечипорука, вынеся свой вердикт:
- Это то, что нужно!
Но когда дело коснулось распределения ролей, оказалось, что передовики и отличники класса не горят желанием стать звёздами подмостков. А вот середняки и троечники, наоборот ухватились за идею блеснуть своими театральными способностями. Творческий актив собрался после уроков и распределил роли. Женька Суслов и Наташа Прищепа взяли на себя роли главных отрицательных героев – Волка и Лисы. Роль Снегурочки досталась востроносенькой блондиночке Ире Кудреватых. Шишку взяла на себя Жанна Блощицина, а ёлочную игрушку Колокольчик предложили сыграть Оксане Литвинцевой, ей сам Бог велел, она в первом классе изображала на празднике Первого звонка школьный колокольчик, так что у неё с костюмом проблем не будет, наденет свою колоколообразную оранжевую шляпку, и Voi la. Долго не могли придумать, кого взять на роль зайца Митрошки, всё-таки роль как бы мужская, пытались уговорить мелкорослого двоечника Лёшу Ленко, но тот, со свойственной ему флегма-апатией только отмахнулся. Мишу Зайцева, которому фамилия предоставляла возможность вжиться в эту роль, соблазнить театральной славой также не удалось. И тогда на роль Зайца пришлось брать самую миниатюрную ученицу 7-б Лесю Грецкую. Ванька Нечипорук за собой застолбил одну из ведущих ролей – главного идеолога положительных персонажей – мудрого Ворона.
С декорациями решили вопрос благодаря Серёжке Лавриненко, вернее, благодаря его отцу, который работал крупным начальником на шахте имени Гагарина, поэтому заказ на выполнение работ по изготовлению декораций был оперативно передан в художественно-плакатный цех предприятия. Декорации нескольких избушек и разговаривающих ворот от подворий Лисы и Волка были с профессионализмом скопированы со страниц журнала и изготовлены в течение недели.
Роли каждый учил самостоятельно, собирались пару раз прогнать пьесу в классе после уроков, и пару раз неполным составом на дому у Женьки Суслова. И тут вдруг выплыла крайне неприятная новость: эту же пьесу репетирует 8-а. Нечипорук и Суслов, возмущённые этим фактом, пожаловались Валентине Алексеевне, та пошла переговорить с классным руководителем конкурентов Галиной Мартыновной, и вместе они пришли к консенсусу (это новое слово тогда только входило в обиход) – оба класса на суд представят одну и ту же пьесу, а зрители и учителя решат, чья постановка лучше, то бишь появляется соревновательный момент. Ребята из 7-б решили, что 8-а, который в школе был на плохом счету, не вытянет постановку, мол, мы их шапками закидаем.
Итак, предновогодние дни наступили, а у 7-б класса возникла проблема: костюмов раздобыть не смогли. У матери Сергея Лавриненко были связи во Дворце пионеров, где была драматическая студия, но там имелись костюмы кого угодно: мушкетёров, стрельцов, пиратов, водяных, даже крокодила Гены и Чебурашки, но, увы и ах, ни волка, ни лисицы, ни ворона не оказалось, слава Богу, что дали хотя бы костюм Снегурочки, учитывая предновогодний ажиотаж, это дорогого стоило. Но, мало-помалу выкрутились: для Волка, Лисы и Зайца сделали картонные маски, нарисованные гуашью, которые одевались на макушку. Жанне Блощициной для роли Шишки нужно было большое наличие карманов, и она извлекла из-под спуда старый костюм старшего брата, который тот носил в начале десятилетия, штаны-бананы и курточка к ним были со всех сторон обшиты карманами. Литвинцева к своей жёлтой колокольчиковой шляпе раздобыла жёлтое весёленькое платьишко с юбкой бочоночком, а Нечипоруку пришлось довольствоваться чёрной бабушкиной шалью, накинутой на плечи, которая символизировала вороньи крылья. И получив отчёт от ребят, что всё готово, Валентина Алексеевна сказала, что обойдёмся, мол, без генеральной репетиции, времени уже нет, а нужно декорации в ДК отвезти. И вместо последнего общего прогона юные актёры отправились выполнять такелажно-транспортные работы.
29 декабря ребята 7-б дружно вышли из школы и пошли на остановку 8 маршрута автобуса, проехав две остановки, вышли и направились к Дому культуры. Настроение было приподнятое, предновогоднее, никаких смятений и треволнений. По белому, хрустящему снегу весело с шутками-прибаутками добрались в ДК. Здание Дома культуры, построенное в послевоенные годы, было незамысловатое, с простым плоским фасадом, украшенным тремя арками, которые поддерживали четырёхгранные колоны. По старой традиции центральные двери были заперты, и входили посетители через небольшую дверь с левого фланга.
Пока раздевались и осматривали помещения кулис, начался спектакль «Подарок для Снегурочки», который ставил 8-а, Валентина Алексеевна скомандовала:
- А ну-ка, дуйте в зал, смотрите, запоминайте, сравнивайте.
Что первое бросилось в глаза – так это декорации, которые были нарисованы на ватмане, и вместо каркасов, как у 7-б, их держали ученики, чьи роли были сведены к статичному поддержанию домиков и ворот. При этом они поступили экономно, ворота у них были двусторонние, с одной стороны Лисичкины, а с обратной стороны Волчьи, так что смена декораций занимала ровно секунду, чтобы перевернуть лист ватмана, то же самое было и с домиками. А вот костюмы у старших ребят были шикарные. Только Шишка была в обычном спортивном костюме, на который было нашито несколько карманчиков, зато костюмы Волка, Лисицы, Ворона и Зайца – были ТЮЗовские, взаправдашние. Это неприятно поразило семиклассников. Что ещё бросилось в глаза, так это то, что у 8-а класса была та же кадровая тенденция, в спектакле в основном были задействованы середняки и даже двоечники, но как же они хорошо играли. Их постановка прошла на «ура», весь зал, заполненный учениками средней школы, внимал с интересом, это был успех. Потом небольшую сценку с участием Деда Мороза представил 5-а класс, после чего был объявлен антракт.
Следующими должны были быть 7-б. Пока зрители отдыхали, юные актёры устанавливали большие и громоздкие декорации, завидуя смекалке и изворотливости 8-го класса. Потом быстренько обрядились в свои «костюмы» и приготовились к бою.
И вот, зал снова полон, разъезжается занавес и... начали!
Леся Грецкая с заячьими ушами на голове выбежала на сцену и затараторила:
- Страха во мне на целых три зайца! Ведь дорога мимо волчьего дома идёт. Нет, вот возьму и не испугаюсь и первым встречу Снегурочку. Снегурочка к Мудрому Ворону придёт и скажет: «Заяц Митрошка меня первым встретил...» Новый год! Самый хороший на свете праздник!
И тут по сценарию волчьи ворота должны были залаять, и ребята с ужасом поняли, что ответственного за лай они не назначили, забыли, лаять некому. Женька Суслов попробовал лаять из-за кулис, но его жалкое побрехивание в зале было почти не услышано. Леська-Митрошка убежала, а на сцене появились Женька-Волк и Наташка-Лиса. У них начался диалог, но Наташка стала путаться в словах, заикаться и оговариваться, Женька пытался ей помочь, но тоже запутался, и они спрятались в волчьем домике, потому что уже на сцену выходила Ира-Снегурочка. Пока Волк и Лиса хитростью заманивали Снегурочку, а Ванька-Ворон усиленно повторял текст, за кулисы из зала прибежала Валентина Алексеевна, взяв журнал с пьесой, она пристроилась поближе к сцене, чтобы выполнять роль суфлёра.
Итак, Снегурочка была пленена лесными хищниками, и следующая сцена должна происходить во дворе у Ворона. Нечипорук, расправив «крылья», выбежал на сцену и застыл. Из зала на него были устремлены две сотни пар глаз, и от неожиданности он потерял дар речи. Его бросило в жар, потом в холод, а потом он почувствовал, что ноги его становятся ватными. Пауза тем не менее стала затягиваться.
- Вот со всеми делами и управился. Всем к Новому году подарки приготовил. Белкам – орешки, зайцам – морковку, и для птиц угощение припас, - послышался голос Валентины Алексеевны из кулис.
Страх отступил, колени перестали дрожать, и Ванька начал повторять слова, сперва мямля, а потом чуть увереннее. Появился Митрошка, потом Колокольчик и Шишка, и все как на грех, словно сговорившись, начали путать слова, лезть со своими репликами раньше, чем нужно, одним словом – это был провал. Только игра Леси-Зайца тянула на себе всю пьесу, которую уже было не спасти.
Ванька уже, стараясь преодолеть мандраж, готовился к следующему выходу, оставалось ещё отыграть две сцены, когда Валентина Алексеевна не выдержала такого бесчестья и сказала Жанне-Шишке:
- Выйди и скажи: «Так мы спасали Снегурочку».
Жанна вышла, объявила, и сразу был дан занавес…
Домой возвращались потерянные и угнетённые. С горя даже не забрали декорации. Да и к чему они теперь…
На следующий день в школе ребята ожидали выговора от классного руководителя, но Валентина Алексеевна, раздав табели с оценками за вторую четверть, и поздравив всех с наступающим Новым годом, предложила на каникулах выбраться куда-нибудь в город на экскурсию, посетить музей или съездить в Донецк на одну из программ планетария. О спектакле она не обмолвилась ни словечком, понимая, как ученикам тяжело дался этот провал. А когда Латюк Руслан хотел подтрунить над горе-артистами, Валентина Алексеевна так посмотрела на него своим осуждающим взглядом, что тот осёкся и не стал продолжать своё ёрничанье.

Прошли годы, школа была давно позади, и вряд ли бы Ванька вспомнил эту пьесу, если бы не его литературная деятельность. Он, тогда ещё начинающий автор, шёл на творческую встречу. На дворе был декабрь 2004 года, презентация литературного альманаха «Восхождение» №8 была запланирована в большом зале Дворца детско-юношеского творчества. В этот раз к организации мероприятия руководство Горловского литобъединения подошло с небывалым размахом. Нечипорук пришёл во Дворец, сдав куртку в гардероб, стал подниматься по лестнице, а навстречу ему шли ведущие предстоящего мероприятия Антоха Куликов и Люся Оксень.
- О, Иван, ты сегодня выступаешь первым, – сказал Антон.
- Почему я? – спросил Ванька и почувствовал, как у него затрусились поджилки.
- Ну, так в сценарии прописано, – сказала Люся.
И они пошли дальше, а перепуганный Ванька отправился в зал. Одно дело выступать в середине мероприятия и совершенно другое – начинать творческую программу. Он с ужасом ожидал своего выхода, осматривая переполненный партер. Помпезно объявив о начале презентации нового выпуска альманаха, ведущие вначале представили редколлегию, а потом перешли к авторам выпуска. И когда Нечипорука объявили, он выдвинулся на сцену, во рту пересохло, руки трусились, ноги подкашивались. Подойдя к микрофону и бросив взгляд в зал, он испугано достал из кармана блокнот-шпаргалку, и вдруг в его голове, как 15 лет назад ясно прозвучал голос Валентины Алексеевны:
- Вот со всеми делами и управился. Всем к Новому году подарки приготовил…
Страх отступил, колени перестали дрожать, и Ванька начал читать стихи…


Рецензии