Помидоры

Два приятеля, нырнув с оживлённой московской улицы под малозаметную арку, оказались в одном из тех двориков, где может обнаружиться всё, что угодно: от туристического бюро до публичного дома, замаскированного под клуб тантра-йоги. Один, коренастый, с бородкой и кровяными прожилками на лице, решительно взял своего сутулого и поджарого спутника под локоть и развернул в сторону двери, ведшей в полуподвал, над которой непонятно как держалась видавшая уже виды вывеска в красно-зелёных тонах. На вывеске была изображена плотоядно ухмыляющаяся и подмигивающая помидорка, надпись ниже гласила «Signorina Tomatina».
- Вот здесь мы с тобой, Миша, сегодня и поужинаем, - уверенным басом сказал коренастый. - Хорошее заведение, хоть на вид и не скажешь. Стоило пройти лишних полквартала, чтобы не давиться в очередной грузинской рыгаловке. Сам же понимаешь — Москва, тут места знать надо.
- Как скажешь, Фёдор, - с видимым облегчением согласился Миша, чертами лица напоминающий толстовского Дуремара, только не бледного, а, наоборот, с каким-то ацтекски-бронзовым отливом кожи. - Ненавижу эти вечерние муки выбора среди десятков заведений. Ходишь, ходишь, а в итоге приземляешься в самое неудачное. А тебе я в этом вопросе доверяю больше себя, хоть мы десять лет и не видались.
- Да-а, срок немалый, - протянул Фёдор, одновременно потянув за ручку двери, открывая её перед спутником. Из приоткрытой двери заструился уютный красный свет, отражающийся от тёмно-зелёных стен — видимо, в заведении всё было выдержано в стиле томата, как растения. На это намекали и светло-зелёные, стеблевидные вешалки в гардеробе, и расставленные повсюду светильники с красными круглыми плафонами, собранными в характерные грозди. Друзья разделись в гардеробе, получив номерки в форме помидорчиков, и незаметно отделившийся от стены администратор проводил их к уютному столику с диванчиком у окна, где они смогли продолжить разговор. Очевидно, обсудить жизнь, работу и основные произошедшие за время долгой разлуки события они успели по пути, потому перешли сразу к обсуждению гастрономической темы.

- Что будем брать, Фёдор? Ты, конечно, не зря меня сюда привёл, я же помню, что ты всегда помидоры ел, вот и заведение соответствующее. Уверен, что их и возьмёшь себе: и свежих, и жареных. Но, надеюсь, тут не только ими кормят. А то я уже третий год как на морковь перешёл, питание раздельное: на завтрак сырую, на обед и ужин — варёную или тушёную. Ты ведь такие вещи учитываешь, когда место для ужина выбираешь?
- Для начала графинчик чачи для аперитива. Девушка, принесите нам двести граммов чачи и две рюмки, - негромко крикнул Фёдор в сторону администраторской стойки, - А насчёт вкусов моих ты, Миша, помнишь всё верно, только не учёл ты, что за десять лет вкусы у людей меняются. Так что, я помидорами точно не ограничусь, признаться, в чистом виде я и не ем их уже почти никогда. Ну а насчёт себя не беспокойся, заведение тут очень правильное, еда найдётся на любой вкус, - тут Фёдор загадочно и плотоядно ухмыльнулся.
- Ушам своим не верю, Миша! Чтобы ты свой рацион поменял? Ты же со школы ещё кроме помидоров в рот ничего не брал, у тебя ж даже погоняла была «Синьор-Помидор».
- А вот представь себе, Миша, как бывает. Скажи мне десять лет назад, сам не поверил бы. Я ведь вырос на помидорной ферме, которая была делом жизни моих родителей. Моё детство прошло среди теплиц. Сотни пышных, зелёных кустов, скрывающих под своей сенью тысячи наливных золотых яблок… Ведь pomo d’oro – это и есть «золотое яблоко». Ни с чем не сравнимый аромат свежесорванного плода. Очевидно, что у нас в семье было принято есть только помидоры в самых разных видах. Свежие, куда без них — чуть присоленные грубой солью. Тушёные, солёные, маринованные. Вяленые, само собой — редкостный деликатес. А по соседству располагался участок какого-то чудака, который использовал свою землю для выращивания самых разных сортов овощей. И все их в пищу употреблял. То у него картошка на столе, то репа, то лук-порей, то морковь, как у тебя сейчас. Меня от такой пищевой распущенности просто коробило. А однажды, уже как родители умерли, и хозяйство ко мне отошло, меня к нему случайно домой занесло — какую-то мелочь для ремонта одолжить, ключ разводной, что ли. И он меня на ужин пригласил. Я был в замешательстве. Вроде, и отказываться неудобно, но и изменять своим традициям кулинарным и есть, что попало непозволительно. А он мне вначале вина налил, выпили мы с ним, разговорились, я раскрепостился немного, и тут он — раз — и выносит мне тарелку салата. Салата, понимаешь, из огурцов и помидоров, маслом растительным заправленного. И на дне уже сок образовался, милый мне с детства помидорный сок, только с примесью огуречного. Ну, я и не устоял — попробовал.
- Ну и как? - На лице Миши отразилась смесь опаски и скрытого вожделения.
- А вот ты лучше сам попробуй. Камилла! - обратился Фёдор к дежурившей неподалёку официантке мягким, но властным тоном, - нам, пожалуйста, две порции салата помидорно-огуречного, «с жижей» который.
- Пять минут и будет готово — с милой улыбкой прошелестела Камилла, - вам с луком или без?
- Да, пожалуй, немного лучка не помешает, он пикантность даёт.
- Фёдор, да ты что, не надо! Я же говорил, я на морковной диете, на раздельном питании.
- Все так говорят, пока не попробуют, - навис багровой глыбой над другом Фёдор.- Этот вкус, он не-за-бы-ва-е-мый!
Камилла ночной бабочкой облетела столик, и из её рук на него плавно приземлились две салатницы с порочным содержимым. Руки Михаила нервно затряслись. Фёдор тем временем налил ещё по одной рюмке чачи.
- Ну, Миша, давай, за новые ощущения! И пусть они всегда будут приятными! - Фёдор чокнулся с Михаилом, одним глотком осушил рюмку и сразу же закусил полной ложкой салата, с хлюпаньем втянув помидорную жижу и захрустев огурцами. Миша, словно ныряя в прорубь проглотил свою порцию чачи, и отчаянно последовал примеру своего искусителя. На его лице отразилась вначале гримаса недоумения, которая затем расплылась блаженной улыбкой.
- И впрямь, вкуснотища! Никогда не думал раньше, что так можно. А то морковь-то мне, если честно, изрядно поднадоела за все эти годы.
- Вот, то-то и оно. Как и мне поднадоели помидоры в своё время. Поэтому я к соседу своему на ужин часто заходил, да и его приглашать стал. Ели мы с ним разные овощи — и тыкву, и брюкву, и даже баклажаны. Иной раз незатейливо, по-сырому, а иной раз в виде сложного рагу.
- Да, Фёдор, не ожидал я от тебя такого, но спасибо! Спасибо! Давай-ка выпьем за тебя, за твоё умение открывать новые горизонты!
Пободревший и порозовевший Михаил разлил из графинчика остатки чачи, друзья выпили, захрустели салатом, а затем Фёдор придвинул к себе меню и поманил рукой Камиллу.
- Надо бы нам ещё чего-нибудь взять, - пробасил он довольно, обращаясь к сотрапезнику. И выпить, и закусить. Аперитив кончился, возьмём теперь хорошего красного вина. И не вздумай мне тут про понижение градуса возражать, я знаю, что делаю! Камилла, нам, пожалуйста, бутылочку «Риохи», 2014 года.
- Как пожелаете! Что нибудь к вину?
- Конечно! Мне карпаччо, а друг мой ещё подумает, мы вас позовём.
- Как будет угодно, - Камилла упорхнула в красно-зелёный полумрак.
На лице Михаила мелькнуло недоумение, смешанное с ужасом. Он пару секунд помедлил, а потом, всё же, решился спросить.
- Ф-федя, я ведь ослышался? Ты ведь сказал гаспаччо? Ну, суп такой холодный, из помидоров твоих любимых как раз делают.
- Эх, Миша-Миша, ну кто же будет есть гаспаччо с красным вином? Конечно же, ты не ослышался, я заказал к вину не гаспаччо, а карпаччо.
- Но это же…
- Да, понимаю твоё смущение, друг. Сырая говядина — это для тебя культурный шок похлеще салата «с жижей». Но, во-первых, я тебе его не пред…
- Фёдор, ты, что из этих? Нет, ну я понимаю, картошка, капуста. Я сам в юности с соседской грядки огурчики подворовывал. Но ты ж мясоед, блять! Трупожор! Ты сам-то понимаешь, что творишь?
- Миша, остынь, - добродушно-снисходительно прогудел Фёдор. - Я всё прекрасно понимаю.
- Ничего ты не понимаешь! - только сильнее распалился желчный Михаил. - У нас в армейке знаешь что с такими делали? Служил со мной хохол один, сало тайком жрал. Так пацаны наши, как спалили его, в жопу ему этот кусок сала затолкали. А на кухню он у нас потом даже заходить не смел. Крыс себе ловил у помойки и голубей и жрал тайком. Повезло гниде, что до дембеля три недели осталось, а то бы мы его там вообще…
- А теперь ты меня послушай, - глаза Фёдора налились, он расправил плечи, выпятил грудь и угрожающе навис над Михаилом. - Ты меня армейкой своей тут не пугай. Нашёл, чем гордиться. Делают там из людей у-р-родов, - последнее слово Фёдор утробно прорычал, как отгоняющий волков-мародёров от своей законной добычи медведь, - гвозди вам кривые в голову вбивают, а потом всю жизнь вытаскивай.
- Да ты чо, это школа жизни же!
- И чему вас там научили, в этой школе? Траву на плацу красить? Морковь сырую каждый день жрать? Сало в жопу заталкивать… тьфу! Не был бы ты моим другом, я б тебе за такие откровения щщи бы расквасил, - Фёдор легонько пристукнул по столу увесистым кулаком, и армейский желчный гонор Михаила окончательно куда-то сдулся. - Послушай меня лучше, я тебя дурному не научу. Вот салат тебе понравился? Будешь отрицать?-
Михаил помотал головой, косясь на ломтики карпаччо, которое тем временем уже успела материализовать на столе искусница Камилла.
- Вот то-то же. А ещё час назад даже подумать не мог, что возьмёшь в рот что-то кроме своей моркови. Слушай дальше. Идея, что мясоедение противоестественно, навязана нашему обществу не так уж и давно, хотя здорово в нём укоренилась. Как раз благодаря армейкам этим самым. И тюрячкам — вот уж где вовсю пропагандируют раздельное питание и веганство, хотя каждый знает, что каждый третий там только сало да колбасу и жрёт. Но всё тайком, а если кто в открытую — так сразу вот это ваше «в жопу затолкать». Сам-то не видишь, какое мракобесие. А предки наши вполне открыто ели мясо. Вот вспомни любую былину или балладу. Что там делали витязи и рыцари? Правильно! На охоту ходили. А как ты думаешь, что они потом с добытой дичью делали?
- Какие витязи? Какие рыцари? Они, что, трупы жрали?
- Не трупы, а свежеубитую дичь, грамотно приготовленную. Это тебе сейчас кажется, что существам, состоящим из мяса, противоестественно есть мясо. Потому что тебе с детства эту идею навязывали, как и мне. А ты с другой стороны подумай — подобное к подобному! Гармоничное соответствие.
- Слушай, ну ты меня убил, конечно. Друг детства — и трупоед. Сейчас ещё и мне, небось, своё карпаччо предложишь?
- Так, Миша, я тебе уже сказал, что карпаччо не предлагаю. Для человека, обладающего твоей незамутнённостью, есть сырое мясо пока и впрямь рановато. Вкус надо развивать. Давай-ка вначале выпьем по бокалу красного. За преодоление недоразумений, - Фёдор поднял фужер, который мастерица своего дела Камилла уже успела наполнить рубиновой жидкостью. Михаил, нехотя, протянул свой и чокнулся, рука дрогнула, на скатерть полетели брызги.
- Вот, как на пиру у витязей, брызги красного вина и красное мясо на тарелке, - довольно хмыкнул Фёдор. Вино довольно быстро ударило Михаилу в голову, набежав стремительной красной пеленой поверх истомы от аперитива. Он прожевал ещё ложку салата и спросил.
- А как тебя вообще угораздило-то, мясо есть начать?
- Да ты знаешь, само как-то. Вот ел я раньше одни помидоры. Потом мне сосед мой глаза открыл, что и другие овощи на свете есть. Угостил и научил салатики и рагу делать, ну, это я уже тебе рассказывал. И стало мне ясно, что в разнообразии — вся прелесть кулинарии. А когда начал готовить сложные блюда, то стало ясно и другое — от того, что мы называем изощрением до того, что мы называем извращением — порой один малый шаг. В какой-то момент понял я, что овощами уже пресытился, они хоть и нежные, но слишком пресные, как их ни соли-перчи. Не спрашивай, где и как я впервые мясо попробовать решился. Да и не так уж это важно. Одно могу сказать — никто в меня насильно его не запихивал, это был мой абсолютно добровольный кулинарный эксперимент над самим собой. Удачный эксперимент, - расплылся Фёдор довольной хищной улыбкой кита-косатки. Его руки тем временем ненавязчиво доливали в бокалы вино. - Выпьем за удачные эксперименты!-
Михаил, изрядно уже захмелевший, покорно чокнулся с Фёдором и выжидающе вжался в стул, вопросительно поглядывая на друга: «что же будет дальше».
- Ну а дальше, - бодро ответил на так и не заданный вслух вопрос Фёдор, - я и тебе такой эксперимент предлагаю над собой поставить. Вот увидишь, как твоя жизнь изменится в лучшую сторону. Карпаччо тебе есть, конечно, рановато. А вот свиные рёбрышки под соусом барбекю — в самый раз. Пока ты на волне новых вкусов, и шоры с тебя немного спали. Рёбрышек нам одну порцию, — кинул он Камилле, как всегда кстати проходившей мимо.
- Сейчас принесу, на кухне как раз свежую порцию дожаривают, - улыбнулась она, исчезая в томатном полумраке.
- А если я откажусь? - каменным тоном спросил Михаил, - А если я сейчас отсюда уйду и больше с тобой никогда за один стол не сяду?
- Не делай резких движений, Миша. Не надо. Ты выбрось вначале из головы стереотипы все свои армейские. Потом, обещаю тебе, никто в тебя это мясо насильно пихать не будет. Вот сейчас принесут, ты на него посмотри, приглядись, понюхай — а вдруг понравится. Надо, надо, друг мой, брать новые гастрономические вершины. Вот я для себя недавно открыл такое блюдо, как фаршированные помидоры. Ты не представляешь, насколько утончённо щекочет вкусовые рецепторы нежная, розовая, знакомая с самой юности помидорная мякоть, когда внутри неё находится свиной и говяжий фарш… -
На лице Михаила отразилась смесь вожделения и отвражения, которую он быстро и старательно подавил.
- Ваши рёбрышки, пожалуйста, — Камилла поставила перед ним чугунную сковородку, на которой шкворчали салом густо политые красно-коричневым соусом свиные рёбра. Они были прожарены настолько, что мякоть сама отходила от костей, распадаясь на тончайшие волокна и источая при этом ароматы, от которых и без того пьяный Михаил совсем одурел. Ему вдруг стало ясно, что именно этих сочных рёбрышек он и хотел всю жизнь, а вместо них зачем-то пихал в себя сырую и варёную морковь. Хлебнув для храбрости вина, он отрезал себе одно ребро, взял его за оголённую торчащую косточку голой рукой, поднёс ко рту и жадно впился. Мир перевернулся и на какой-то миг перестал существовать.
- Да, Федя, а ты ведь прав был! Вкуснота-то какая… подобное к подобному, кто бы мог подумать, - затараторил Михаил, в промежутках между фразами жадно набивая рот свининой, а потом обсасывая и обгладывая каждую косточку.
- Ты, главное, не торопись так, Миша! Ты жуй медленно, наслаждайся вкусом, вином не забывай запивать. И думай, сколько кулинарных открытий у нас с тобой ещё впереди.
- М-м-м-мдаааа, - томно простонал Михаил в ответ. Открыл ты мне глаза, Федя. Я этот вечер никогда не забуду.
- А я и не сомневался, что ты оценишь. Замечательно, всё же, что ты нашёл возможность встретиться. А то некоторые старые друзья как пропадают на годы, так и не возвращаются никогда.
- С-слушай, Ф-федя, - встревоженно спросил чуть протрезвевший на пару секунд Михаил, - а что же это я теперь завтра просплюсь, протрезвею, открою холодильник с морковкой — так мне ж снова мяса захочется. Что же мне теперь, насовсем в мясоеды подаваться?
- А это ты уж сам решай. Меня, как видишь, ничуть не смущает подобный рацион. Ну а тебе и впрямь надо бы домой добраться и проспаться, а то ты, друг, малость перебрал. Давай-ка я тебе такси вызову, а завтра, как в себя придёшь, звони, поговорим, обсудим впечатления.
- Да, ты прав… вызывай… похоже, перебрал я сегодня, во всех смыслах.
- Ничего, Миша, ничего. Всё пройдёт, пройдёт и это. Пойдём воздухом свежим подышим, а там я тебя и в такси усажу, а сам тут ещё немного посижу, тоже переварю, - умиротворяюще увещевал Фёдор, помогая другу подняться из-за стола и одеться.
- А сколько я тебе должен? Давай переведу сразу,- из последних сил вспомнил осоловелый Михаил.
- Брось, Миша, даже не смешно. Конечно, я тебя угощаю, - Фёдор приоткрыл перед другом зелёную дверь, и они один за другим исчезли из заведения в темноту московской ночи. -
Вернулся Фёдор один, минут через десять, погружённый в себя, но явно довольный.
- Камиллочка, мне, пожалуйста, водки китайской со змеёй и суп из летучей мыши, - мечтательно поглаживая бороду проговорил он.


Рецензии