Прогулочные россыпи Зальцбурга

(этот материал я готовила больше недели, маленький «пятачок» в Старом городе и вселенский масштаб усвоенных или неусвоенных уроков; и погодные напасти, и снова войны на планете, и потерявшие терпение отчаявшиеся люди; отвлекало и угнетало многое; и, пожалуйста, поймите правильно, это не экскурсия и не развлечение себя и других; это жизнь, которая может быть осмыслена, или мимо которой можно пройти). Как всегда, в первую очередь коллегам.

В одном из сквозных пассажей средневекового Зальцбурга между торговым переулком Гетрайдегассе дома 3-3а и рыночной Университетской пл. дом 16 есть дворик с аркадами, где работал токарь Йозеф Шатц (Josef Schatz). До него этим домом с 1363 года владел Петер Койцль, ставший через 12 лет бургомистром (мэром) Зальцбурга. В период со второй половины 14 века и до 1660 года дом поменял 5-х хозяев, трое из которых были бургомистрами города.

С конца 17 века домом владела семья Майр - коммерческих агентов по доставке колониальных товаров. Франц Карл Майр в 1744 году произвел всевозможные реконструкции дома, построил часовню Die Gute-Hirten-Kapelle (=Доброго пастыря) в поперечном крыле и, как символ торговли с юга на север, прикрепил китовое ребро и небольшую сушёную акулу к своду пассажа в торговом доме. В 1772 году его сын Леопольд Андре Майр стал владельцем последнего предприятия по торговле экзотическими товарами. Майров давно нет, ребро с акулой висит ... Оно свидетельствует о Левантийской торговле, которую вели оптовики Майр с корабельными перевозками крупных партий товаров. А ещё это «украшение» использовалось при Максе Рейнхардте в качестве экспоната в комнате Фауста во время постановки на Зальцбургском фестивале. Ну а «приметы для дураков» - что ребро с рыбой качается над головами неверных супругов - на всякий случай укрепили сеткой лет 10 тому назад.

Арочный вход в дом 3-3а со стороны Гетрайдегассе увенчан позолоченным изображением масонской лучезарной дельты и украшен лентой с лепным орнаментом и девизом „Gottes Auge, sch;tz dies Haus und was da gehet ein und aus“ (Око Божье, защити этот дом и всё, что в него входит и из него выходит). По соседству на Гетрайдегассе в доме Nr. 9 у хозяина Лоренца Хагенауэра регулярно проходили собрания ложи, где можно было встретить много достопочтенных горожан - коммерсантов, военные и церковные чины, профессуру университета, аристократов, людей искусства. Именно для этих собраний большой любитель и знаток музыки Лоренц Хагенауэр подловил удобный момент и заполучил в 1747 году сразу после венчания в соборе талантливого скрипача, композитора и музыкального организатора Леопольда Моцарта. Культура общения на благо соратникам и единомышленникам всегда процветала в Зальцбурге, здесь умели проводить время не в пустых беседах и обогащать свой опыт полезным и прекрасным.

Во дворе дома 3-3а находится мемориальная доска вождю немецких социалистов Августу Бебелю, который с 1859 по 1860 год работал здесь помощником токаря в мастерской. Эта доска была снята в сентябре 1936 года и вновь установлена ;;в 1948 году по инициативе культурного политика и просветителя Йозефа Каута. В пассаже дома можно найти другую «хронику» со следующим текстом: «Этот дом - один из старейших домов в Зальцбурге, ранее называвшийся «Домом Фактора Майр» (=держателя факторинговой компании) и упоминаемый в документах с 1363 года. Его обитателями были известные купцы, такие как Койцель, Ритцингер, Раухпергер, Хюбер, Майр. Они развивали мировые торговые отношения, в частности, обмен товарами между Германией и Италией».

Сегодня здесь не производят токарных работ как при Йозефе Шатце с 1836 по 1880 годы. Его сын, Йозеф Шатц-мл. продолжил занятие отца и даже открыл здесь магазин игрушек. А вот его брат - Карл Шатц, в 1877 году основал здесь кафе и кондитерскую «Schatz», которые расположены в середине проходного пассажа и существуют до сих пор.

Когда я приехала осенью 1992 года преподавать русский язык и литературу в Институте Славистики зальцбургского университета, это кафе-кондитерская стало моим первым знакомством с традициями «венских кафе» - мне подарила это место и его культуру моя коллега, проф. Мария Петрова. Она привела меня в эту «шкатулку» чудес и сладостей со словами: «Всё самое ценное прячется в Зальцбурге во дворах!» и была первым повествователем, что такое культура «венских кофеин» в Австрии. Мне и сегодня нравится заглядывать сюда на чашечку кофе и пробовать новые фантазии и шедевры его знаменитого Мастера кондитерского дела Эриха Винклера - вместе с супругой Хеленой он владеет этим заведением с 1983 года. Сама кондитерская крошечная, в 1 зале на 30 мест. Но ассортимент предлагаемых тортов, пирожных, выпечки, конфет невероятно разнообразен. За прошедшие 28 лет я всё ещё не смогла перепробовать все изделия! Кстати, у Винклера есть и свой «шарик Моцарта», очень похожий серебряной с синим обёрткой на Фюрста, но, конечно, с другим вкусом. Седую голову, улыбку и высокий поварской колпак Винклера можно всегда увидеть в распахнутых окнах кондитерского цеха на втором этаже при выходе на Университетскую площадь. У него любят заказывать десерты гурманы Зальцбурга и гости Фестиваля. Здесь всегда можно встретить знакомых, обсудить фестивальные новости и завести беседы с участниками премьер.

Но стоит вернуться к юному автору теории социализма, оставившему упоминание о себе во дворе этого дома. Имя Августа Бебеля носит одна из центральных площадей  Берлина - Бебельплатц. Она расположена напротив Берлинского университета, который был основан по инициативе Вильгельма фон Гумбольдта (брата Александра фон Гумбольдта, путешественника, одарившего Зальцбург в своём путевом дневнике очень лестным сравнением). Сейчас университет в Берлине носит имя своего основателя (Humboldt-Universit;t). Альма-матер немецкой науки и культуры подарила миру более 30 нобелевских лауреатов. Что, впрочем, не помешало в 1933 году устроить на площади Бебеля сожжение 20.000 книг дорвавшимся до власти национал-социалистам. Администрация университета, профессура и студенты особо не возражали. Церковь при этом тоже молчала - на эту же площадь выходит главный храм Берлинского архиепископства собор Св. Ядвиги. В наши дни под землёй в центре площади устроен мемориал, напоминающий об этом варварстве.

После Берлина книги инакомыслящих и авторов-евреев стали жечь по всей Германии. Из австрийских городов этот позор взял на себя только Зальцбург: здесь 30 апреля в 1938 году на пл. Резиденций перед боковым фасадом кафедрального собора было сожжено 1.200 книг, мешавших фашистам установить свой режим безоговорочно. Среди авторов, вызывавших ненависть у новых политиков, были Стефан Цвейг, Йозеф Август Люкс, Артур Шницлер, Франц Верфель, Эмиль Людвиг, Зигфрид Якобсон (книга о Максе Рейнхардте), Лион Фейхтванглер, Курт Тухольский, Зигмунд Фрейд, Анри Барбюс, Макс Брод, Генрих Манн, Берта фон Зуттнер, Отто Дикс, Марк Шагал, Пауль Клее - и многие другие представители научной и творческой интеллигенции Европы.

Этот «спектакль вандалов» был инсценирован эсесовцем, учителем и писателем, известным оратором Карлом Шпрингеншмидтом.

Мемориал в Берлине позволяет увидеть под стеклянной плитой  «книжное захоронение» в виде пустых библиотечных стеллажей. А в Зальцбурге - квадрат «скамьи», под стеклом которой на белом фоне под землёй чернеет книжный скелет без страниц и обложки. Мемориальная доска под фонарём на фасаде храма Св. Михаэля повествует об этом позоре горожан - не возражавших и допустивших 82 года тому назад эту акцию. В мемориальном музее Стефана Цвейга на горе Монахов можно увидеть фотографии тех, кто рвал книги и бросал их в огонь. Самим же жителям было предписано принести на площадь книги по списку, дабы очистить свои дома от ереси!

Любые режимы начинаются с красивых лозунгов для масс и заканчиваются уничтожением личностей. Любая подлость начинается с общедоступной проповеди, чтобы заглушить сознание и совесть каждого. Именно поэтому в юбилейной экспозиции Фестивальной выставки в Музее Зальцбурга принимал участие Еврейский музей Вены. Ему принадлежит оформление экспозиции в зале Макса Рейнхардта о судьбе еврейской творческой интеллигенции и информационные стенды об австрийской моде - народной одежде в стиле «трахтен» - в период национал-социализма. В самом же музее в Вене в переулке Dorotheergasse проходит с мая этого года до 24.10.2021 «перекличкой» с юбилеем Зальцбурга-2020 выставка «Jedermanns Juden. 100 Jahre Salzburger Festspiele» (Евреи каждого. 100 лет Зальцбургскому Фестивалю).

К этой теме и к личностям, своими взглядами и трудами противостоявшими деградации человечества, стоит возвращаться неоднократно. Слишком велик соблазн всё упростить, сделать чёрно-белым, объявить внешнего врага и делать то, что приказывают. По этому пути человечество проходило много раз, каялось и клялось в  недопущении повторов, но часто вновь готово свернуть на путь примитива и агрессии. Культура и есть тот единственный противовес, который делает нас людьми.
_______________________
Цитаты А. Бебеля:

Если тебя хвалит враг — значит ты совершил глупость.

Пьющий рабочий не мыслит, мыслящий рабочий не пьёт.

Женщина стала рабыней, прежде чем появились рабы.

Не может быть оправдано никакое неравенство, кроме того, которое создано природой в виде различия между отдельными людьми.

Брак – лицевая сторона медали, проституция – оборотная. Следовательно, проституция является необходимым социальным учреждением, подобно полиции, армии, церкви, предпринимательству.

Антисемитизм — это социализм дураков.

Гении не падают с неба, они должны иметь возможность образоваться и развиться.

Одна из потребностей, глубоко коренящаяся в человеческой природе, состоит в стремлении к свободе выбора занятий и их разнообразию.

Прогресс человечества состоит в устранении всего, что ставит в зависимость и подчинение человека от человека, один класс от другого класса, один пол от другого пола.

Религиозные догмы и учения будут расшатываться все более и более по мере того, как освоение естественнонаучных знаний и культурно-исторических исследований будет становиться доступным все более широкому кругу людей.

Так называемое доброе зерно в христианстве есть зерно не христианское, а общечеловеческое.
_______________________

01.10 - 08.10.2020


Рецензии