Прибытие Дмитрия Самозванца в Калугу...

            Из цикла: Русская история в живописи.
                "Смутное время 1598-1613 гг."      

Прибытие Дмитрия Самозванца (Тушинского вора) в Калугу после бегства из Тушина. Картина русского художника Дмитриева-Оренбургского.

Фрагмент статьи: Как началось польское вторжение. Завершение освобождения Москвы армией Скопина-Шуйского: битва на Каринском поле и под Дмитровом
...
   Развал Тушинского лагеря

   После этой победы, отряды Скопина-Шуйского начали блокировать гетмана Сапегу в его собственном лагере. Гарнизон монастыря усилили и из крепости снова начали делать вылазки. В одной из вылазок стрельцы подожгли деревянные укрепления вражеского лагеря. Сапега приказал снять осаду. 22 января 1610 года польско-тушинские отряды отошли от монастыря в сторону Дмитрова.

   Положение Лжедмитрия II под Москвой стало безнадежным. Тушинский лагерь разваливался на глазах. Речь Посполитая вступила в войну с Россией, в сентябре 1609 года король Сигизмунд III осадил Смоленск. Тушинские поляки поначалу восприняли это с раздражением, предлагали составить против короля конфедерацию и требовать, чтобы он покинул страну, которую они уже считали своей. Однако, гетман Сапега к ним не примкнул и потребовал переговоров с королём. Его позиция оказалась наиболее весомой.

   Со своей стороны польский король направил в Тушино комиссаров во главе с Станиславом Стадницким. Он требовал от тушинцев как от своих подданных помощи и предлагая им обширное вознаграждение как за счёт России, так и в Польше. Русским-тушинцам было обещано сохранение веры и всех обычаев и также богатые награды.

   Тушинские поляки соблазнились как и многие русские. Попытка самозванца напомнить о себе и своих «правах» вызвала следующую отповедь Рожинского: «А тебе что за дело, зачем комиссары приехали ко мне? Черт знает, кто ты таков? Довольно мы пролили за тебя крови, а пользы не видим». Гетман угрожал Тушинскому вору расправой.

   10 декабря 1609 г. Лжедмитрий с верными казаками попытался сбежать, но был схвачен и взят под фактический арест Рожинским. Однако в конце декабря 1609 г. самозванец, Марина Мнишек и казацкий атаман Иван Заруцкий с небольшим отрядом всё же тайно бежали в Калугу. Там был создан новый лагерь, но уже патриотического, национального окраса. Лжедмитрий II начал играть самостоятельную роль.
   Не желая больше быть игрушкой в руках польских наёмников, самозванец взывал уже к русским людям, пугая их стремлением короля захватить Россию и установить католичество. Калужский вор клялся, что не отдаст полякам ни пяди русской земли, но вместе со всем народом умрёт за православную веру. Этот призыв нашёл отклик среди многих. Лжедмитрий II снова привлёк к себе множество сторонников, собрал армию и повёл войну уже с двумя государями: царём Василием и королём Сигизмундом III. Ему вновь присягнули многие города. Не желая повторять ошибок прошлого, Лжедмитрий II внимательно следил за тем, чтобы в его армии русских было вдвое больше, чем иноземцев.

   Движение Лжедмитрия II начало принимать национальный характер, поэтому не случайно многие ярые сторонники самозванца стали впоследствии активными деятелями Первого и Второго ополчений. Как и в Тушине, в Калуге был создан свой государственный аппарат.
   Калужский «царь» приказал на подвластных ему землях хватать поляков, а всё их имущество присылать в Калугу. Таким образом, самозванец и его правительство в кратчайшие сроки смогли поправить своё финансовое положение, экспроприируя добро награбленное в Русском царстве «литвой». А темницы были забиты иностранными заложниками, которых калужский «вор» позднее приказал казнить, что было справедливо, учитывая совокупность их преступлений в России.

   Оставшиеся в Тушино поляки окончательно подчинились королю. 4 февраля 1610 года под Смоленском тушинский патриарх Филарет и бояре заключили с Сигизмундом III договор, по которому сын короля Владислав Жигимонтович, должен был стать русским царём. Обязательным условием было принятие королевичем православия. Земский собор и Боярская дума получали права независимой законодательной, а Дума при этом — и судебной власти. Тушинские послы присягнули: «Пока Бог нам даст государя Владислава на Московское государство», «служить и прямить и добра хотеть его государеву отцу, нынешнему наияснейшему королю польскому и великому князю литовскому Жигимонту Ивановичу». Действуя от имени Владислава, Сигизмунд III щедро жаловал тушинцам земли, ему не принадлежавшие.

    Сам же Тушинский лагерь вскоре погиб. На юге, в Калуге, сосредоточились верные Лжедмитрию II войска; на севере, под Дмитровым, наседали Скопин-Шуйский и шведы, с трудом сдерживаемые тушинцами. В таких условиях гетман Рожинский принял решение отойти к Волоколамску. 6 марта войско подожгло Тушинский лагерь и выступило в поход. Осада Москвы окончательно прекратилась. Рожинский вскоре умер от «истощения сил», а его отряд распался. Большая часть поляков примкнула к армии короля, а русские разбежались кто куда.
_____________________
Рекомендуем прочитать:
     "Смутное время"

«Бегство Григория Отрепьева из корчмы на литовской границе» (1862 год)
http://www.proza.ru/2020/10/18/1911

Дмитрий Самозванец у Вишневецкого
http://www.proza.ru/2019/09/25/954

Присяга Лжедмитрия польскому королю Cигизмунду.
http://www.proza.ru/2019/09/25/1218

«Агенты Дмитрия Самозванца убивают сына Бориса Годунова»
http://www.proza.ru/2020/10/19/20

Тушинский лагерь. С. В. Иванов. «В Смутное время»
http://www.proza.ru/2020/10/18/1896

Прибытие Дмитрия Самозванца (Тушинского вора) в Калугу после бегства из Тушина.
http://www.proza.ru/2020/10/18/1840

Осада Троице-Сергиевой Лавры в Смутное время
http://www.proza.ru/2020/10/18/1873


Рецензии