Соджетто. Главный секрет настоящего пения

Усаживайтесь поудобнее. Так и быть: поведаю вам самый главный секрет пения. Настоящего пения.

Поверьте, о нём не знают даже самые авторитетные педагоги по вокалу. В их лекциях, мастер-классах, книгах и интервью вы редко найдёте об этом упоминание. Если вообще найдёте.

А секрет на самом деле предельно прост. Начну с трёх простых заповедей вокального педагога Зои Аркадьевны Фёдоровой. Во многом парадоксальных.

1. Первая заповедь — не врать.
2. Вторая заповедь — не петь.
3. Третья заповедь — не дышать.

Это уже не упрощённый и распиаренный подход всемирно известного эстрадного педагога Сета Риггса («петь как говорить»).

Не врать... Ложь, враньё — не только понятное желание нравиться почтенной публике, потакать её страстям, прихотям и эмоциям. Ложь проступает нередко и в самой вокальной технике (пресловутая «вокальная маска»). Прийти к правде, к простоте тяжело. Требуются годы и годы кропотливого труда.

Очень точно этот путь эволюции мастера изложил Илья Ефимович Репин: ;Сначала художник рисует просто и плохо. Потом сложно и плохо. Потом сложно и хорошо. И только потом — просто и хорошо.;

Леонардо да Винчи: << Простота — это то, что труднее всего на свете; это крайний предел опыта и последнее усилие гения. >>

Ложь в мастерстве проистекает от избыточной сложности. Которую легче продать. И педагогам, и певцам. И которую наряду с виртуозностью многие почитают едва ли не верхом профессионального совершенства. Ремесленного совершенства.

Стоит вспомнить и слова другого выдающегося русского художника, Алексея Кондратьевича Саврасова, учителя Левитана. «Стыдимся мы ещё родины, как я с малолетства стыдился своей бабки-побирушки. Тихая была старушенция, всё моргала красными глазками, а когда померла, оставила мне икону Сергия Радонежского. Сказала мне напоследок: «Вот, внучек, учись так-то писать, чтобы плакала вся душа от небесной и земной красоты». А на иконе были изображены травы и цветы — самые наши простые цветы, что растут по заброшенным дорогам, и озеро, заросшее осинником».

Не петь… Да, не петь. А рассказывать, убеждать, делиться, исповедоваться. Нести людям любовь и добро. Идти от слова. Проникновенного, пропитанного мыслью и порывами души. От слова, а не от звука. Не от голых эмоций. Идти от «бесполезных» согласных, а не от драгоценных гласных. И особенно в академическом вокале. Как это ни удивительно.

Не дышать… Избыточное дыхание неизбежно провоцирует утечку воздуха. Недостаточное — его нехватку. А ведь в разговоре мы с этими проблемами не сталкиваемся. Его изначально достаточно. Всегда. И утечки минимум. Пение в этом плане должно брать пример с разговора, с речи. С их непринуждённости. И вновь здесь помогают именно согласные. Их приоритет. Да, нужно годами развивать мышцы и знать, какие. Но суть не меняется — дышать не надо.



Ребёнок... В вокальном искусстве, в искусстве пения есть две главных составляющих: сила (forza) и нежность (grazia). Мужская и женская. Драматическая и лирическая. И совсем неважно, в каком голосе и в каких пропорциях эти составляющие используют. В высоких или низких. В мужских или женских. В оперных или эстрадных.

Сама техника звукоизвлечения в вокале может быть как у духового инструмента (флейта, труба). А может быть как у струнного щипкового (арфа, гитара). Никто не мешает использовать технику струнного смычкового (скрипка, виолончель). Да и вообще любого музыкального инструмента, включая рояль и терменвокс.

Пение — это мелодика слова и музыка звука. Слова состоят из гласных и согласных. Приоритет гласных — итальянская школа классического вокала. Приоритет согласных — французская школа. Согласные — мужская составляющая. Гласные — женская. Согласные (петь как говорить) — ключ к хорошему объёму. Гласные (говорить как петь) — ключ к хорошему звуку.

Обе составляющие должны быть в любом голосе. Но в разных пропорциях. Главное здесь — гармония, единство, баланс.

Вот мы и подошли к самому главному.

Мужской и женской составляющих недостаточно. Гитары и флейты будет маловато. И если в голосе нет третьей, он по сути искусственный, ненастоящий. Практически мёртвый.

Послушайте, как говорят и кричат малыши. От восторга или же от протеста. Марк Твен прав: достаточно одного ребёнка, чтобы заполнить весь дом и двор.

Сколько хрустальной открытости и пронзительной сиренности в их тщедушном крохотном теле. Их души ещё не запачканы пороками бытия. У них нет потребности продавать себя публике. В них свободно и легко звучит небесное слово ангелов.

Их организм не просто идеально расслаблен, он предельно правильно извлекает звуки. Изначально. Идёт от неслышимых внутренних вибраций. Предшествующих слову и звуку.

И ведь мы все с этого начинаем. У всех эти данные есть изначально, с самого рождения. Только к чему в итоге приходим? Благодаря надменному пафосу, изощрённой лжи и вечной погони за сложностью.

Мы нередко поражаемся тому, как невзрачные певчие птицы с их крохотными гортанями могут заполнить, просто оглушить всю опушку леса. Лучшим оперным певцам мира такое не под силу.

Не в мощи дело. Не в нежности. Не в изысканности. Не в объёме. Не в дыхании. Точнее, не только в них.

Изначально в каждом из нас всё закладывается очень правильно. Не нами. А потом мы хотим быстрее повзрослеть. Столько ценного теряя по дороге… Требуются годы упорного труда, чтобы хоть что-то из утраченного себе вернуть.

Если вы сумеете раскрыть в себе того смелого малыша, каким увидели и начали познавать этот потрясающе чудесный мир, ваш голос обретёт настоящую и неподдельную чистоту. Чистоту энергетики, вибрации и звука.

Да, секрет настоящего пения предельно прост. Дерзайте!


Послесловие. Это не моё изобретение. Мне этот секрет раскрыла один из моих постоянных педагогов: Зоя Аркадьевна Фёдорова, автор уникальной вокальной методики, педагог, артистка Большого театра Союза ССР золотой эпохи Владимира Атлантова и Елены Образцовой. Певица, физически потерявшая голос, а затем восстановившая его самостоятельно. Когда бессильными оказались все врачи. И после многих лет работы в Хоре Большого театра Союза ССР ставшая в итоге солисткой этой прославленной сцены.


Руслан Богатырев — математик, поэт, публицист, историк науки и искусства, директор Европейского центра программирования им. Леонарда Эйлера, вед. эксперт Комитета национального наследия, основатель и отв. секретарь Русского общества классического романса, главный редактор арт-журнала «Пантеон». Камерный и эстрадный певец. Лирико-драматический тенор. Лауреат Международного конкурса им. Ф. И. Шаляпина (2011), Международного конкурса памяти С. В. Рахманинова (2013), Международного конкурса старинного русского романса им. Изабеллы Юрьевой (2016), лауреат и дипломант конкурсов классической и эстрадной песни в России, Украине, Италии и Испании.


Рецензии