В ленинграде. повесть в рассказах часть 1

 Продолжение рассказа «Перелёт из Ташкента в Ленинград на работу»
Итак, я продолжаю свой рассказ.
Утром за нами пришёл тот же автобус заказчиков. И нас повезли знакомиться с разработчиками новых аэрофотосъёмочных камер, с которыми нам предстояло всем работать в Ленинградский закрытый институт, и с разработчиками этого изделия.
Прошло уже мноого лет и сейчас это уже не секрет, и эти технологии уже давно применяются во многих отраслях и народного хозяйства, и в космонавтике, и в оборонке. А тогда это было чуть ли не фантастикой. Аэрофотосъёмка в инфракрасном излучении с лазерной подсветкой, позволяющей производить фотографирование, как земных, так и водных поверхностей в любое время суток и даже сквозь плотные слои облаков. Лазерные лучи проникали вглубь земли и воды до нескольких сотен метров. И вот это-то оборудование, под контролем разработчиков и представителя спецслужб, мы и должны были испытать на практике.
Нас временно поселили в гостинице института, и дали документы для ознакомления с тактико-техническими данными нового изделия. А наши операторы- аэрофотосъёмщики, вместе с техническим составом института, каждый день стали ездить на самолёт для монтажа на нём новых аппаратов, и изучения правильного их использования.
За пару дней, мы пролистали всю документацию со множеством не понятных для нас графиков, диаграмм и технических слов, поняв лишь самое главное- это был гигантский прорыв в аэрофотосъёмочном деле. Да нам и не надо было вникать во все эти диаграммы и технические термины. Наше дело было летать, и использовать эти аппараты! Наши операторы работали, а мы скучали перед «Ящиком». Жить там было конечно хорошо. Комфортные комнаты со всеми удобствами (Даже «Бизе», которое я увидел в первый раз в своей жизни в туалетной комнате стояло) В фойе огромный заграничный цветной телевизор, со множеством каналов. Столовая, больше похожая на ресторан, и бесплатное вкусное питание. НО! Мы были в Ленинграде, со множеством музеев, Эрмитажем и театрами, а города не видели!!! Мы обратились к директору института с просьбой разрешить нам выходить в город на экскурсии.
Нам было дано «Добро!» И вот однажды, по истечении почти недели нашего пребывания в Северной столице, мы в выглаженной, чистой форме впятером, та-как наши операторы были заняты на самолёте, отправились в город. Решили соблюдать согласованный между нами и начальством график. День на осмотр города. Два дня на Эрмитаж и прогулку на водном трамвайчике по Неве и каналам, и пару дней на посещение Петропавловской крепости с кунсткамерой и Петергоф! А потом мы должны были начать полёты. Сначала днём с обычным фотоаппаратом и параллельно работающим новым изделием, а затем ночами, с уже двумя новыми аппаратами, для доводки их к заявленным параметрам. Значит «На экскурсии» нам отводилось пять дней.
Но как обычно. Всё пошло не по плану! Вырвавшись в город, и пройдя по всему Невскому проспекту, любуясь архитектурой и пейзажами Ленинграда, все проголодались и решили перекусить. А где лучше всего перекусывать? Конечно же в ресторане! И мы зашли в ресторан «Нева».. Хорошо подкрепившись, Все решили посетить ещё и ресторан «Север!». А дальше уже никто, кроме меня не хотел «Бессмысленно шататься» по улицам. Я еле всех уговорил хотя бы дойти до набережной Невы и посмотреть на Петропавловскую крепость. Затем всем экипажем мы отправились в гостиницу отсыпаться, так как после двух «Кабаков» ноги у всех заплетались. Дальше «Марсового поля» пройти нам не удалось, и чтоб не позориться в общественном транспорте. Я, посадив всех на лавочку в тени деревьев, пошёл звонить в институт, чтобы вызвать за нами автобус. Вернувшись назад, я увидел классическую картину Репина-«Не ждали!». Весь наш экипаж вповалку, обнявшись, так-как на пронизывающем до костей ветре, дувшем с Невы, было довольно холодно, спал на том же месте, где я их оставил. Рядом прогуливались группы экскурсантов, с интересом смотрящих на спящих лётчиков. Пришлось всех поднимать. Они очумело смотрели на меня, видимо со сна не понимая где находятся. Слава Богу! За нами приехал автобус! В гостинице, под не одобрительные взгляды персонала, мы разошлись по своим комнатам.

Утром мы проснулись от шума льющейся с небес беспрерывным потоком воды. За окнами лил дождь и шумел ветер, а по небу неслись тёмные облака. Было довольно рано. Обычно мы просыпались часа на два позже.
Мы уже думали, что день безвозвратно потерян, когда к нам в гостиницу зашёл водитель прикомандированного к нам автобуса, и предложил после аэродрома отвезти нас всех, включая и операторов в Эрмитаж на экскурсию. Мы конечно согласились. Решили ехать в «Гражданке».  Быстренько позавтракав и переодевшись в то, что у нас было, и захватив документы мы погрузились в автобус. Ребята мучились от головной боли, и всю дорогу до аэропорта уговаривали водителя завезти их в какую-либо рюмочную, чтоб «Поправить здоровье!». Я сидел посмеиваясь. У меня голова не болела. В ресторанах я поднимал рюмки через раз, зная свою норму. Водитель был не приклонен-«Поправите своё здоровье после аэродрома в буфете Эрмитажа. Там отличное пиво продаётся. А сейчас только в Пулково! Заодно и посмотрите на «Новое изделие»- был его ответ. У самолёта, вместо стрелка ВОХР, стоял солдатик с автоматом, и всех отгонял от него. «Стой! Назад! Пароль!»- прокричал он нам. «Это свои! Экипаж самолёта»-прокричал в ответ водитель и назвал какую-то трёхзначную цифру. «Проходите!»- ответил часовой, отходя в сторону и присаживаясь на ящик, стоящий около обогревателя под чехлом. Один из наших операторов придвинул к двери самолёта стремянку, лежащую под самолётом, и достав ключи открыл дверь в салон.
Внутри всё было как обычно. А вот левый дополнительный бак был снят, и на его месте стоял привинченный к полу стол с разными приборами и рядом мягкий диванчик. А над первым фото люком возвышался огромный, метра в полтора в длину и около метра в высоту ящик, с вынесенными из него проводами, идущими на пульт операторов, который был смонтирован на месте снятого нашего фото аппарата.
А вот и наши рабочие места- поделились с нами операторы. Там будут работать заказчики- показали они на диван, а здесь мы. «Вчера включали аппаратуру от АПА для проверки. Командир учти жрёт этот ящик электричества очень много. Так что в воздухе постоянно следите за напряжение в бортовой сети самолёта, а особенно Гриша это тебя касается!»-прокомментировал один из операторов. «Ну Вы пока отдыхайте, а у нас тут работы осталось минут на тридцать, а потом поедим в Эрмитаж»-добавил он. Командир с радистом и штурманом стали помогать операторам, попутно расспрашивая, что и как включается и работает. А мы с бортмехаником, чтоб не мешаться, завалились в гамаки, один из которых перевесили ближе к хвосту, а водитель задремал на диванчике.
В пол часа они конечно не уложились, провозившись больше часа. Зато мы с Геной выспались.
Затем, мы вылезли из самолёта. Оператор закрыл и опломбировал дверь. Разбудили часового, спящего сидя на ящике, и приказали ему продолжать охранять самолёт. А особенно то, что в нём находится. И водитель отвёз нас к Эрмитажу и Сенатской площади. Дождь прекратился, а облака сдуло ветром, и воздух был свеж и пах морем. Мы купили билеты без экскурсии и зашли внутрь здания Зимнего дворца. С водителем мы договорились, что ему позвоним, как только выйдем из Эрмитажа. Мы рассчитывали пробежать по всем залам часа за три. На что он усмехнувшись пробормотал-«Ну-ну! короче- сразу позвоните в гостиницу, и я за вами приеду!». Буфет располагался сразу около входа. И первым делом весь экипаж пошёл «Поправлять здоровье». В баре, на выбор было несколько сортов пива, что для нас было приятным сюрпризом. У нас в Алма- Ате их было всего три- Бархатное, Шахтёрское и стандартное Жигулёвское. Пиво продавали только пивными бокалами, по объёму в два раза меньше кружек. Пробовать то, что было у нас в Средней Азии, мы не стали. А взяли по бокалу Ленинградского, Балтику и «Чешское тёмное» и к ним вяленую барабульку, и того по полтора литра на каждого! Мужики поправили здоровье, а я даже немного захмелел. В буфете потеряли ещё почти час. Затем, не спеша, чтоб не терять достоинство, по широкой мраморной лестнице мы поднялись на второй этаж, двигаясь по стрелке с надписью-начало экспозиции. Дальше мы так же шли по стрелкам. Потеряв в первых двух залах ещё почти час, мы помчались быстрым шагом дальше, мельком смотря по сторонам.
Выпитое пиво попросилось на улицу! Мы неслись из зала в зал, ища табличку с надписью «Туалет», но её нигде не было. Да и народ на нас смотрел как на чумных. Все были в костюмах и плащах, а мы в синих форменных брюках и белых форменных рубашках с короткими рукавами. Это у нас называлось-оделись по гражданке! Наконец наш командир не выдержал, и в одном из залов, подошёл к старушке- божьему одуванчику, сидящей в углу зала на табуретке, и спросил, как нам найти туалет? Оказывается, в здании, для посетителей, они отсутствовали! Но она посоветовала нам спуститься прямо из этого зала по служебной лестнице на первый этаж. «А там Вас тоже выпустят через служебные двери прямо на Сенатскую площадь!»- сказала она, открывая потайную дверь в стене, сливающуюся с общим интерьером зала.
Мы галопом помчались вниз!  Прямо из Эрмитажа командир позвонил в гостиницу и договорился с водителем о том, что через час он будет нас ждать на том же месте, где он нас высадил. В какой- то подворотне за Сенатской площадью, не обращая внимания на реплики проходящих мимо мужчин и женщин, мы наконец «Отлили» выстроившись в линию у стены.
Так закончился ещё один бездарно проведённый вынужденный выходной день.

Утро третьего дня нашего безделья началось очень рано. Ещё не было и пяти часов, когда за нами зашёл водитель и предложил нам всем отвезти нас на Сенатскую площадь, к экскурсионным автобусам, следующим в Петергоф. «Автобусы отходят с шести утра. Если Вы согласны, то быстренько сходите в столовку, она уже работает, и я только что оттуда, и собирайтесь. Учтите, что там вы пробудете весь день, а на улице прохладно, так что одевайте свою форму»-были его слова. «А я сегодня с начальством на весь день уезжаю на загородный полигон, и больше Вас не увижу»-добавил он. «Жду Вас в автобусе!»
Мы, одев под рубашки по паре маек (Чтоб было теплее) облачились в форму. И водитель отвёз нас к стоянке экскурсионных автобусов, и пожелав нам «Не пуха-не пера!» уехал обратно в институт. Прямо у «Лиаза» мы купили экскурсии по Петергофу, с доставкой туда и обратно. И через несколько минут, ровно в 6.00 мы отъехали из Ленинграда. Сколько мы туда ехали я не помню. Так как задремал в удобном кресле, даже не слыша рассказов гида, о проезжаемых местах. По моему, весь наш экипаж тоже спал до самого Петергофа. На стоянке у дворца нас разбудила гид. «Лётчики-просыпайтесь, пора идти на экскурсию!»-через мегафон прокричала она нам почти в самое ухо.
Весь день, мы гуськом, вслед за экскурсоводом ходили по дворцу и парку, восхищаясь великолепием Русского Версаля с его архитектурой в стиле барокко. А у фонтана «Самсон, разрывающий пасть льва»- мы всем коллективом на память сфотографировались у профессионального фотографа. Как же я жалел, что оставил свой фотоаппарат Фэд-3 в Алма-Ате!, сколько же можно было сделать великолепных фотографий! Не обошлось и без происшествий. Под фонтаном-шутихой, всю нашу большую экскурсионную группу окатило струёй воды! Смеху то было! Все покатывались друг над другом, а особенно смеялись над женщинами, ужасно переживавшими за свои причёски. В обед нас сводили в маленький ресторанчик, который располагался рядом со стоянкой автобусов, а потом мы продолжили экскурсию. В ресторанчике мы продолжили дегустацию разных сортов пива, под солёный арахис. Предварительно, усвоив свой вчерашний опыт в Эрмитаже, спросив у нашего гида- будут ли дальше в парке туалеты! Она засмеявшись ответила-«Не волнуйтесь там всё есть и для дам, и для кавалеров!»
Экскурсия нам всем очень понравилась! Одно удручало. Деньги таяли как снег весной! И очень быстро!
Вечером на метро, а затем на автобусе, мы добрались до института и гостиницы. И даже не став ужинать разошлись по своим двухместным номерам. Так мы устали за этот великолепно проведённый день!

Проснулся я на следующий день часов в восемь. На соседней койке мирно посапывал Анатолий. Из соседнего номера раздавались посвистывания спящих наших операторов, а из номера напротив гремели богатырские храпы бортмеханика и бортрадиста, наших храпунов! Владимир Николаевич жил в одноместном номере. Я, чтоб не будить всех своих товарищей, сильно уставших во вчерашней экскурсии по Петергофу, решил узнать планы на ближайшие два дня у командира и тихонько постучался в его номер. ЗКАЭ брился. «Что не спишь?»-прогремел его бас. «Николаевич. Мы сегодня идём в Петропавловку и на трамвайчики?»-спросил у него я. «Вчера, когда Вы уже спали ко мне заходил главный разработчик изделия. Планы меняются. Операторы и радист со штурманом сегодня едут на самолёт что-то налаживать в изделии, и устанавливать у штурмана ночной прицел. В основном мы будем работать по ночам, а съёмка должна быть как при работе в дневное время-хорошая. Им всем пару дней предстоит потренироваться на стоянке. А мы с тобой сегодня отдыхаем. А завтра утром всем экипажем перебираемся в профилакторий. Будем жить там. И к самолёту ближе, да и кормёжка там халявная, а то что- то мы сильно пошиковали. У тебя то еще мани остались?»-спросил он. «Вообще то тоже скоро кончатся, сам же знаешь, что мы не рассчитывали на эту командировку, наверно надо в отряде ещё попросить, чтоб выслали рублей хотя бы по пятьдесят, кто знает сколько нам здесь куковать?» отвечал я.
«Я тоже так думаю. Поеду с ребятами на самолёт и из АДП позвоню в отряд и домой.»-сказал он. «А мне тоже ехать?»-спросил я. «Зачем ты там нужен! Отдыхай!». «А можно я тогда ещё по Зимнему Дворцу пошатаюсь, что время понапрасну терять, прошлый то раз почти ничего и не посмотрели!»-спросил я –«Валяй! Но чтоб к девяти вечера был здесь! И без опозданий!». «Хоп майли урток командир!» вытянулся я. Он засмеялся. Хлопнул меня по плечу, и добавил- «Я не шучу! Не опаздывай, а если что, звони дежурной по гостинице!» «За нами машина придёт в десять, может до метро поедешь с нами?»-добавил он. «Неее! В десять я уже буду в Эрмитаже» ответил я и пошёл в свой номер собираться.
В Эрмитаж я сразу не поехал. А решил покататься по метро. Катался, пересаживаясь с одного поезда на другой по всем линиям. Какие же красивые станции метро в Ленинграде! Красота почти как в Эрмитаже. Наконец я вышел на станции метро «Восстания» и пошёл к Зимнему Дворцу.
Был полдень! И я зашёл в «Пельменную» и с удовольствием и совсем не дорого «Срубал» двойную порцию вкуснейших почти домашних пельмешек.
В час, я вместе с экскурсионной группой зашёл в Эрмитаж. Экскурсия должна была продлиться до 18.00. Меня это вполне устраивало. Да и с экскурсоводом всё- таки лучше ходить, чем шататься одному. До чего же красиво в Эрмитаже! Какие замечательные интерьеры комнат и переходов! Обстановка! А статуи и вазы с вазонами- такие, что от них и отходить не хочется! И все стены завешены прекрасными картинами и портретами. По ним можно изучать историю искусства! А какие профессионалы экскурсоводы. Обо всём замечательно рассказывают. Экскурсия мне очень понравилась!
После экскурсии я ещё прогулялся по набережной Невы, посмотрел на подсвеченный шпиль Адмиралтейства. И в 20.30 был в гостинице. Я с энтузиазмом рассказывал ребятам о проведённом дне. И под конец спросил у командира-«А можно мне завтра рано утром продолжить экскурсию по Эрмитажу? Обещаю в 20.00 быть в профилактории для лётного состава!» «Ладно! Вечером расскажешь, что нового увидел. А твои вещи мы в профилакторий прихватим! Ишь ты любитель- искусства!»-засмеялся командир.
И так, я два дня бродил по великолепным залам дворца! Смотрел на скульптурные композиции, стоящие в залах, и картины, развешенные по стенам.
Какое великолепие! Какая красота! Хорошо жили наши императоры! И хорошо, что всё это сохранили для простых людей, а не разграбили в былые лихолетья и сохранили в годы войны.
На этом я заканчиваю эту часть рассказа.
В следующей части я расскажу о нашей работе в небе Ленинграда.


Рецензии