C 22:00 до 02:00 ведутся технические работы, сайт доступен только для чтения, добавление новых материалов и управление страницами временно отключено

Марья Моревна продолжение

***

И явился к Марье Моревне первый жених: лицом так пригож, станом тонок, словно девица, разряжен красно, да гусли в руках держал, слова дивные пречудно складывал, да напев из них свой свивал. Попросила его Марья Моревна воды из колодца натаскать – плечи узкие изогнулися, словно деревце, что к земле под ветром склоняется.
Попросила его Марья дров наколоть, только видит, что топор в руках держать он совсем не приучен, пальцы тонкие, слабые.
Говорит ей тогда тот молодец:
- Ты позволь мне спеть для тебя, краса, чудна девица, лебедь белая. Про твои глаза распрекрасные, про улыбку сиянье дарующую, да про речь твою чарующую!
- Что ж, сыграй мне, добрый молодец, - говорит ему Марья.
И как грянули струны медные на его гуслях на яровчатых , и запел молодец нежным голосом про красу то Марьину да про любовь сердечную.
Долго слушала его дочка царская, до вечёр они засиделись, да росинки маковой во рту не было.
И устал певец, что до этого заливался влюблённым соловушкой. Перед ней склонился головушкой, да и говорит:
- Ой, ты Марья-искусница, до утра тебе песни слагать готов, о твоей красоте, ненаглядная! Накорми же меня, добра молодца, напои водой али водочкой, уложи спать к себе под бочок.
И ответила ему так Марья:
- Я и рада бы добрый молодец: накормить тебя, только нечем мне. Видишь: печь с утра не натоплена, рожь не смолота и картошечка нынче не копана, потому как я, тебя заслушавшись, позабыла обо всём на свете!
- Что же делать нам?! Как же жить поживать? – удивился тот добрый молодец.
- Славно ты поёшь! Голос дивный, да песни знатные, и слова от сердца идут твои! – отвечала ему Марья, - Знамо быть тебе певчим при дворе у короля нашего. Там и накормят, там и напоят, а коли по сердцу кому придёшься – та и обласкает.
Понял певец, что дело его – песня, а не сватовство, и отправился восвояси он.
***
На другой день к Марье учёный муж пожаловал, да с сундуком большим.
Открыла Марья тот сундук, а в нём всё свитки, да фолианты в знатных кожаных оплетениях .
Говорит она жениху сему:
- Нынче надобно: нарубить дров для печеньки, огород вскопать, да зерно на мельницу свезти.
Отвечает ей жених:
- Ты же видишь, Марья, я – учёный муж, а пишу я книгу великую – всё про житьё да бытьё наше, да про время царствования короля нашего. НЕ чета мне по дому хлопотать, чай сама со всем управишься! И в обед я люблю чай с баранками – так изволь, уважь жениха учёного!
Рассердилась Марья Моревна, расколола она сама на дворе несколько колод, покидала дрова, в печке сразу защёлкало, да приятным теплом повеяло.
Говорит ему Марья-искусница:
- Вижу я ты человек уважаемый, многим не чета, только место тебе при дворе короля нашего летописчиком, потому как и стол там и кров за свою полезную должность заслужишь. А в моём дому ты дела доброго не делаешь никому – почто мне такой муж? Мне без надобности!
- Да и печь, смотри, как от дров моих занялся огонь, не сгорел бы свиток твой ненароком, - да схватила одну из книг его, и делает вид, будто в огонь суёт.
Упал тот на колени перед ней:
- Умоляю тебя, мила девица! Заклинаю богами святыми, ты отдай мне книгу – то труд души моей, многих дней и месяцев писание. Ты не тронь его! Я тебя и сам покину скоренько! Ведь не жизнь для меня здесь – наказание!
- Что ж. Добро, ступай! – говорит ему Марья, да книгу воротила.
И собрал учёный муж все пожитки свои в сундук кованный, да поехал на службу устраиваться. Потому как в доме при жене помощник нужен, а не учёный муж семи пядей во лбу.


Рецензии