Становление

                Становление

«Откроет тебе Господь изобилие
Во всех благах, в плоде чрева твоего…»
Второзаконие, глава 28, ст.12.


   Ностальгия. Светлое душевное чувство, посещаемое многих состоявшихся и не очень людей в их зрелом возрасте. Приблизительно такое определение я бы дал этому чувству, наполненному воспоминаниями, данному нам в реальной жизни нашего многогранного бытия.
  Такое свойство в первой половине 21 века рождённые в СССР испытывают к прожитым молодым годам своей жизни того застойного, но очень светлого времени молодости и свойственной только ей задора и оптимизма юных лет.
  Кто-то вспоминает с теплотой строительные отряды целины, кому-то дороги детские годы, проведённые в сельской местности, деревне с рекою и лугами под ярким солнцем и тёплыми дождями с прибитой каплями пылью дорог и тропинок. Возможно, найдутся любители вспомнить за рюмкой доступную цену портвейна три семёрки или Агдама…
  Ностальгия. А мне иногда вспоминаются годы учёбы в старших классах моей средней школы  и яркие события институтских лет…
  Август 1973 года. В пятом корпусе тульского политеха с замиранием сердца обнаруживаю свою фамилию в списках поступивших на самый значимый факультет САУ. А потом началась рутинная и всё же интересная учёба в лекториях. Студенты курсом постарше «пугали» новичков первокурсников грозным предметом Сопромат и ДМ – детали машин: сдашь сопромат, можешь жениться…

  После недели занятий в первую смену в прохладном наступившем сентябре с его туманами и тишиной в утренние часы, нас с вещами собрали перед институтским корпусом и деканатом для отправки в колхоз. Народу собралось много. Практически весь первый курс нашего факультета. Кто с гитарой, кто-то приволок катушечник с модными песнями. Но все утеплились.

Ждали автобусы, в которых нас, первокурсников, должны были везти в неизвестное.  Главной темой разговоров, однако, была не сельская тема, а переворот, который произошёл в Чили, где к власти пришла военная хунта с Пиночетом, кровавым генералом. Наш друг, Луис Корвалан в опасности!
 Да, политической зрелости эпохи развитого социализма нам всем, юным строителям коммунизма, было не занимать. Комсомольские вожаки говорили, что готовится политический митинг студентов старших курсов в поддержку коммунистов Чили! А наше дело – это помощь колхозам в уборке урожая картошки. Поэтому мы обязаны самоотверженно и честно подойти к решению этого вопроса. Дело государственное!

 Своей вычурной самостоятельностью и даже некоторой бравадой в нашей группе отличались ребята после армии - «старики». По сравнению с нами, пришедшими со школьной скамьи, они выглядели набравшимися жизненного опыта старшими товарищами. В группе выделялось несколько человек. Игорь Вдовикин, интеллигентного вида высокий очкарик, взял в поездку переносной магнитофон "Романтик" с песнями Битлов. В часы нашего обеда в сельской избе за широким столом магнитофон висел на гвозде на стенке и скрашивал наше застольное собрание известными нам мелодиями: “It’s been a hard days night…”  “We all livin’ in the yellow submarine…”.

   Культурный досуг вечера мы проводили у костра с выпивкой. Через пару дней оказалось, что в сельпо, это деревенский магазин, пропал весь запас вина и водки. Студенты выпили.
  У костра своим важным видом выделялся наш товарищ - Мальцев Владимир. Это был обычный вчерашний школьник, но «старики» взяли его в оборот, решили научить пить и курить. За грузность фигуры и круглое полное лицо ему «приклеили» прозвище Черчилль. Черчилль сидел с нетрезвым видом перед пламенем костра с папиросой Беломор в уголке рта, разомлевший от водки и жара огня. Колоритная незабываемая картина с частушками:
«Мы Америку догнали по надоям молока,
А по мясу вот отстали: - рог сломался у быка…»
  Позже на старших курсах мы уже больше не ездили в колхозы на помощь. Но это и ряд других событий навсегда остались в памяти молодых лет: колхоз, целинные работы, ночь в стогу сена с Ней под звёздами..., да мало ли что есть вспомнить из тех замечательных лет. Ностальгия.

  Незаметно мы дошли до пятого курса с государственными экзаменами по философии и научному коммунизму. Философия – пять, научный коммунизм – четыре. Такие отметки попали среди прочих в зачётную книжку на её правой страничке. 
  В те годы мне, редактору факультетской газета «Апогей», члену комитета ВЛКСМ факультета казалось, нет, я был уверен, что в споре со сверстником из капиталистической страны я, подкованный в научном коммунизме, докажу правильность нашего социалистического строя моей Родины! Моё атеистическое воспитание было крепким и осознанным. Но в деревне у своей любимой бабушки я, старший внук видел в красном углу сельского дома иконы в домотканых расшитых рушниках, лампадку с маслом.
 На весенний двунадесятый праздник Благовещение в промозглую холодную слякоть бабушка пекла в тёплой, натопленной избе в русской печи куличики с формой из птичек. Это событие в череде других также врезалось в память.
  А жизнь катилась дальше и  дальше. Позади институт. Как-то перебирая свои вещи, наткнулся на пластмассовый церковный крестик на оранжевой тесьме. Мама увидев немой вопрос в глазах, ответила: - «Этим крестиком тебя крестили в Белёвской церкви, когда тебе шёл седьмой годок». 

  Чуть позже мне в руки попался томик книги «Детектив и политика», третий выпуск за 1989 год. Редактор Юлиан Семёнов. Третий раздел: Покаяние. Книга Экклесиаст (правильнее Экклезиаст) с предисловием протоиерея Александра Меня. Я с интересом открыл и начал читать.
  Многое стало для меня, атеиста, откровением. Неожиданно оказалось, что некоторые известные на слуху пословицы вышли из Библии. Каким мудрым, по моему мнению, был этот библейский текст. Стоило задуматься на досуге о вере и православии.

  Окончательную точку в моём мировоззрении поставили два знаковых события.
В конце 90х годов мне со своим коллективом довелось работать по заключенному договору с Семинарией ЦХАСД – Церкви Христиан Адвентистов Седьмого Дня. В то время существовала одна единственная Академия на всю страну – Семинария в Заокском районе Тульской области. Основная тема моей работы – телефонизация всего посёлка, состоящего из десятка коттеджей и самой Академии с её зданиями и общежитием. Как директор и руководитель работ я много времени проводил с Президентом и Ректором Владимиром Ивановичем Ткачуком.
   Он произвёл на меня большое впечатление своей сдержанностью, эрудицией и позитивом. В разговорах он был крайне тактичен и взвешен в изложении своего мнения о жизни в Академии. В ответ я также старался быть крайне дипломатичным и внимательным собеседником.
    Поэтому я не удивился, когда мне было предложено провести для студентов несколько лекций на тему современных видов телекоммуникаций и поучаствовать в утренних молитвах в малом зале с библией и песнями. На семинарах богослужения студенты под руководством преподавателей обсуждали некоторые главы из книг Ветхого завета.
   Вскоре меня в числе иностранных и прочих гостей Президент Академии пригласил на празднование 25 годовщины и даже предоставил слово выступить на торжественном заседании. По окончании я разделил вегетарианскую трапезу в столовой в обществе почётных канадских гостей.
 
   И, хотя в моей душе к тому времени уже теплилась православная вера христианина, я не отказывал моим новым знакомым адвентистам в их предложении. Правда сделал одно, очень важное для меня исключение: когда мне предложили с моим знанием английского вступить в ряды преподавателей и поехать на стажировку в Америку, я ответил очень тактично отказом. Владимир Иванович меня, надеюсь, понял и просто предложил как-нибудь его навестить. От чего я не отказался в дальнейшем.
 
   Вторым событием в становлении православия стал неожиданный для меня звонок в мой рабочий офис в октябре 2004 года. Голос в трубке представился протоиереем отцом Сергием храма преподобного старца Серафима Саровского с просьбой о финансовой помощи храму.
  Мы встретились и познакомились. Так я вошёл в лоно нашей святой православной церкви, и это определило все мои духовные устои на жизненном пути. С тех пор прошло более 16 лет, и не было дня, чтобы я не сверял свои часы с церковью, храмом и своим духовным окормителем, Отцом Сергием и другими людьми православного Храма преподобного старца Серафима Саровского.  Мы стали одной семьёй с радостями и горестями. Спаси, Господи!
 
     Молитва во прощение* раба божия Володимира

 Всесильный Боже, милосердный,
 Прости деяния мои,
 В них грех мой виден откровенный,
 Меня от гнева сохрани.

 Когда б в лета свои младые,
 Себя узрел со стороны,
 Грехов не сделал гор большие,
 Они гордыней созданы.

 В них страсть жила прелюбодея,
 В том вижу суть своей вины,
 Главу и перст поднять не смею,
 Все помыслы мои видны.

 Лишь пред Тобой, я агнец божий,
 Узрев грехи свои, молю,
 Здоровье, жизнь всего дороже,
 Молитву в силах сотворю.

 Прости, великий Бог, Создатель
 Всего земного и небес.
 Я раб покорный, воздыхатель,
 Меня попутал в жизни бес.

 Увещеватель, искуситель,
 Он многи образ принимал,
 Господь, грехов наш избавитель,
 Христос Апостолов прощал:

 Подай нам светоча надежду,
 Верни заблудших в храм к Царю,
 Любить и веровать, как прежде,
 Я обещаю и молю:

 Перед святыми образами
 На исповедь пришёл свою,
 Ты Бог всесильный перед нами,
 Увидишь искренность мою.
            15 мая 2020г.
* - стихи автора.


Рецензии