Физтех. Математика устно

Математика устно
Через день я пришел на устный экзамен по математике. Теперь я уже знал, как он будет проходить, и мне было немного неловко за мое "послание".
Я живо представил, как солидный преподаватель будет смотреть на мое "послание" и строго спрашивать: «А какое это имеет отношение к экзамену по математике?»
«Ничего, - успокаивал  я себя,  - должен же он понять. Я слышал, на физтехе юмор ценится».
Как и на предыдущем экзамене по физике половину нашей группы запустили в небольшую аудиторию, рассадили за столы и каждому выдали билет с заданием. На столе у экзаменаторов слева лежала стопка письменных работ и наши экзаменационные листки. Преподавателей было двое: один в годах («наверное, школьный преподаватель, которого привлекли на время экзаменов», - подумал я; мне почему-то казалось, что все преподаватели на Физтехе должны быть молодыми), другой достаточно молодой, кавказского вида, с усами.
Пока мы готовились, "пожилой" сел за стол и стал перебирать письменные работы, прикрепляя к ним экзаменационные листки с фотографиями. Где-то к середине стопки я  догадался, что он дошел до моей работы. Быстро ее пролистав и, видимо, добравшись до "послания" он углубился в чтение. Я внимательно наблюдал за его реакцией в надежде увидеть хотя бы тень улыбки… Но зря: он ни разу не улыбнулся.
Дочитав до конца он подозвал "молодого" и протянул ему листок с моим творчеством. У того реакция была иной: после каждой фразы он закидывал голову и тихо, но от души, смеялся. Потом спросил у "пожилого", чья это работа. Я тут же уткнулся в свои листки, но успел заметить, что "пожилой", поискав глазами, показал на меня. Теперь я знал, к кому пойду отвечать.
За столом передо мной сидел тот самый абитуриент, который скандалил с экзаменатором на устной физике. "Пожилой" подсел к нему, чтобы принять экзамен, и после нескольких заданных вопросов сообщил, что может оценить его ответ только на "удовлетворительно". Это вызвало у поступающего юноши точно такую же реакцию, как и на физике: он стал обвинять "пожилого" в предвзятом к нему отношении и умышленном принижении его знаний. Их перепалка длилась довольно долго. Здесь, к моему удивлению, молодой человек не был сразу отправлен в приемную комиссию для написания жалобы, а ему терпеливо объясняли, сколько и каких ошибок он допустил в своем ответе. Разговор тем не менее шел на повышенных тонах.
В это время мимо моего стола проходил "молодой", и я сказал ему, что готов отвечать. "Молодой", опознав меня, улыбнулся и сообщил, что сейчас примет экзамен у другого абитуриента и тогда подойдет ко мне. Я, довольный, откинулся на стуле и стал ждать. Все складывалось удачно.
Но не тут-то было. Ко мне, выпроводив наконец скандального абитуриента, неожиданно подошел "пожилой".   Я даже попытался сказать, что жду "молодого", но это его не убедило.
- Показывайте вашу работу! - потребовал он, присев рядом со мной.
Я показал. Третья задача была на неравенства. Надо сказать, что эту тему Борис Иванович с нами только обозначил, сказав, что тема сложная и мы обязательно повторим ее в 10-м классе. Но в 10-м его с нами уже не было…
В итоге я услышал, что ответ у меня неполный и потому оценка "удовлетворительно". За письменную работу - тоже, так как решены только три задачи. Мои попытки указать на правильные уравнения в четвертой задаче и необходимые построения в пятой - его не убедили и вызвали еще большее раздражение. Думаю, моя шутка с «посланием» ему очень не понравилась и, видимо, даже разозлила.
Как и экзаменатору по физике, я посоветовал ему не волноваться и вышел из аудитории.

Сочинение я написал, как и все, - быстро, на двух листочках, не заморачиваясь и не волнуясь. Ведь оценка за него никого не интересовала.

Итак. Имея на руках две четверки по физике и две тройки по математике, то есть в сумме 14 баллов, я мог закончить свои вступительные испытания. Итог был ясен. Однако любопытно же пройти все до конца!
Вспоминая все пройденные мною экзамены, я только теперь осознал собственную глупость. Почему я решил, что мне не дано поступить в этот институт? На каком основании? Физику я всегда любил, понимал и неплохо знал. С математикой у меня тоже проблем не было - даже Борис Иванович хвалил. Чего я испугался? И тут я вспомнил, что по плану Бориса Ивановича мы должны были весь 10-й класс решать вступительные задачи. А коли этого не случилось, я и решил, что нет у меня тех знаний, которые непременно потребуются при поступлении в этот самый сильный вуз. Значит, нечего и пытаться.
Но ведь я практически сделал всю работу по математике! И если бы еще не поленился записать решения всех задач, то была бы отличная оценка. Тогда и на устном экзамене отношение ко мне было бы другое. В конце концов, из четырех решений неравенства не указать одно - не самая серьезная ошибка, которая вполне могла бы быть списана на волнение.
Такая же ситуация по физике. Ведь первую задачу я решил! Если бы я честно признался, что не знаю химии, и рассказал, что придумал механизм диссоциации ионов сам, возможно, это даже повысило бы мою оценку и позволило экзаменатору не обратить внимания на мою задумчивость над первой устной задачей.
И тут я все понял.
Не поступил я только из-за неправильно поставленной цели - "не поступить, а попробовать". Хотя мог бы, и даже без особого напряжения.
Однако была еще одна возможность исправить ситуацию.
Из бесед с бывалыми абитуриентами Физтеха я знал, что экзамены - это еще не всё. Главное при поступлении в Физтех - это собеседование.


Рецензии