Всё уносят волны. Глава 13. Земля, политая кровью

                Сосновый.
 

       Дальше мы направляемся в сторону посёлка Сосновый, расположенного на берегу лесного озера  Еловое. Здесь 20 сентября 1941 года погиб мой отец: 44 километр, могила № 428, так указано в похоронке. В какое-то послевоенное время было решено все небольшие захоронения объединить в единый мемориальный комплекс. Но фамилии отца в нём не оказалось.


       Пропала могила, исчезла фамилия.


       Моя мама, Марфа Даниловна, сразу же после войны несколько раз отправлялась в Лоухи на поиски могилы. Но на месте проведения боёв оставалось много неразорвавшихся снарядов и мин, не было практически леса, так как он был уничтожен во время артобстрелов. Местные жители боялись заходить в лес.  Разминирование проводилось ещё много послевоенных лет. Место захоронения мужа ей не удалось найти.


       Много раз мы ездили в эти места в надежде найти его могилу. В 2003 году подполковник  Силич  А. из Лоухского военкомата ответил, что братского захоронения на 44 километре не существует. В 70-е годы проводились работы по перезахоронению останков погибших в общее братское захоронение в посёлок Сосновый, в котором захоронено только известных более 4 тысяч воинов.
 

       На плитах этого мемориала фамилию своего отца мы не увидели. Выслали в адрес Лоухского военкомата копию извещения о гибели. Комиссар С. Константинов ответил: «Имя вашего отца будет нанесено на плитах мемориала». Посетив этот мемориал в следующем году, фамилию отца мы так и не нашли.


       В 2018 году начата полная реконструкция этого мемориала. Имя моего отца внесли в список по увековечению воинов. Очень надеемся, что на плитах нового мемориала увидим его фамилию. Он внесён в списки. Но это свершится нескоро. До буквы «С» очень далеко. Надеемся, ждём.


       29 июня 1941 года немецкие и финские войска начали наступление из Финляндии в Лоухском направлении.
 

       В июле – августе 1941 года хорошо подготовленная финская армия с гитлеровскими войсками быстро продвинулись в глубь Карелии и, пройдя районный центр Кестеньгу, и направились дальше к железнодорожной станции Лоухи, с целью отрезать и захватить северную Карелию и Кольский полуостров.
 

       В помощь оборонявшимся войскам прибыла из Архангельской области 88-я стрелковая дивизия. Фашисты были остановлены, план захвата станции Лоухи был сорван, благодаря героизму и   мужеству Советской армии.
 

       За период с первого сентября по тридцатое сентября первого года войны потери погибших составили 1991 защитник, ранены 5775 человек и     8934 пропали без вести.
 

       К середине декабря 1941 года войска Карельского фронта окончательно остановили продвижение врага по всем направлениям. На территории Карелия насчитывается 423 воинских захоронений, в которых покоятся 57122 защитника.


       Но вот мы и подъехали к поселку Сосновый.


       Останавливаемся у первых домов на въезде, чтобы выяснить, где находится воинский мемориал. Несмотря на то, что по времени только вторая половина дня, на улице пустынно, нет никого и лишь через некоторое время появляется дворник с метлой. У него мы выясняем, где находится администрация посёлка. Деревянное одноэтажное здание, на закрытой двери висит объявление о том, что сотрудники   в данный момент находятся в отпуске – приём граждан не проводится.  По мобильной связи мы всё-таки связываемся с главой администрации, вскоре она пришла (живёт рядом). И мы выясняем, что полная реконструкция мемориального комплекса, а это самое крупное воинское кладбище на территории Карелии – захоронено 6276 воинов, идёт медленно из-за финансовых затруднений.


       В одной из комнат администрации находится мемориально- краеведческий музей, в нём собрано много документов, фотографий, предметов того военного времени. А время нашей поездки ограничено, с сожалением не смогли основательно ознакомиться со всем, что в нём находится. Да и посёлок не осмотрели. Выяснили, что в нём проживает около 500 человек, из предприятий действует лесхоз, обслуживают железнодорожную станцию Еловая, средняя школа. Население занимается рыбной ловлей в крупной озерной системе Керети, сбором грибов, ягод, которых в изобилии произрастают в расположенных рядом лесах.


       У входа мемориала на высоком гранитном постаменте фигура солдата с автоматом  в руке, за ним аккуратными рядами располагаются мраморные плиты с нанесёнными в алфавитном порядке фамилиями и инициалами погибших воинов, на данный момент последняя из них на букву «Г», по двадцать на каждой плите.  Молча почтили память павших, возложили цветы и поспешили в обратный путь. Тем более, что на обратном пути мы планировали посетить ещё деревню Кереть.


       До Лоух где-то километров пятьдесят. Асфальтированная дорога в рытвинах и ухабах, шофёр ведёт машину аккуратно на небольшой скорости, и я успеваю рассматривать мелькающий мимо лесной массив, состоящий из высоких красивых сосен, елей, берёз.


       И вспоминаю рассказ мамы – она в сорок восьмом году, после окончания войны ездила в эти края искать могилу №428 своего мужа, как было указано в похоронке. На этой израненной земле деревья были скошены артиллерийскими снарядам, среди них окопы и землянки, и ещё не взорванные мины. Заходить в лес местному населению было запрещено.


       И этот роскошный лес, что мелькает за окнами автомобиля, вырос уже после войны и прикрыл израненную карельскую землю деревьями, кустарниками, мхом и хранит под собой многих безымянных погибших защитников.


       Поисковые отряды время от времени находят их и предают земле на вечное упокоение со всеми положенными почестями. Могилу своего отца я, по всей вероятности, не найду, но надеюсь прочитать его фамилию на одной из плит нового мемориала.


       И приехала я сюда не зря. На эту станцию Лоухи отец прибыл 08.08.1941 года на Карельский фронт в распоряжение майора Мещерякова и, «верный воинской присяге, проявив геройство и мужество, был убит 20 сентября 1941 года на 44 километре от станции Лоухи». (Из похоронного извещения).  Ему было тридцать восемь лет.
 

       Я проехала тот путь, по которому он ушёл и не вернулся: от станции Лоухи до 44 километра и посёлка Сосновый.
 

       Земля- политая кровью. Тяжёлые воспоминания, но надо помнить.


       Следующая глава на: http://proza.ru/2020/10/19/1130


Рецензии