Декрет о национализации предприятий и НЭП

Сегодня в русскоязычной Сети часто дискутируют на тему природы ранне-большевистского государства (1917-1928). Например, А. Фурсов говорит о том, что начальной точкой создания СССР была глобалистская социалистическая идея, но вот сами основополагающие декреты, принятые СНК в первые годы своего существования, говорят об обратном. Я только кратко опишу основные моменты данного декрета и как они были выполнены на практике во времена НЭПа. Меня будут потом обвинять в том, что я неполно показал ситуацию, не обрисовав состояние дел крестьян, но меня интересует лишь вышеуказанный декрет и его главные положения, потому что деятельность крестьян во многом предусмотрена Декретом о Земле, принятом 26 октября 1917 года, то есть в первые дни существования Советской власти, что является темой отдельного разговора. Крестьянин, ведь ведет свою деятельность на земле (например, выращивание урожая или сельскохозяйственных животных), без которой он не может существовать, а значит, для этого надо создать отдельный закон о Земле, при помощи которого будет происходить регулировка отношений как крестьян между собой, так и с государством, либо между другими единицами любых отраслей промышленности.
   Так, например, согласно декрета о национализации предприятий, принятого 28 июня 1918 года, сказано, что все перерабатывающие лен, шелк, шерсть и джут с основным капиталом, который составляет не менее пятисот тысяч рублей подлежат передаче в руки государства. Стоп! А как же быть тогда с предприятиями, основной капитал которых составляет менее пятисот тысяч рублей? Они в таком случае под программу национализации не попадают, а значит, они могут оставаться в руках частного собственника. И так  почти с каждой отраслью, только например, в табачной промышленности подлежат национализации предприятия производящие махорку с основным капиталом, который составляет не менее трехсот тысяч рублей согласно данным 1914 года. Ситуация та же... Только предприятия резиновой промышленности, учреждения местного благоустройства (канализации, гужевой транспорт, железные дороги, водоснабжение) переходят полностью в собственность государства. Также полностью переходили в руки государства все предприятия горной промышленности и металлургии. Отсюда, можно сделать вывод, что уже данным декретом была заложена возможность владения частной собственностью для среднего и малого предпринимательства. Для этого вспомним о положении на фронте Гражданской войны, которая бушевала в то время: во второй половине июня 1918 года с востока к Уралу подходили белые отряды А. Колчака, отстаивавшие права учредительного собрания, которое состояло из капиталистов (не зря, в январе 1918 года Ленин его разогнал), а на Украине в то время царил враждебный большевикам режим П. Скоропадского, который возродил в пользу Германии старые царские порядки. Большевики вынуждены были отступать в сторону Москвы. В связи с этим большевики и приняли данный декрет о национализации предприятий со многими вышеуказанными оговорками в пользу частной собственности, по лекалам которого 14 марта 1921 года и был потом введен в СССР НЭП (просуществовал де-факто до 1929 года), который предусматривал частную собственность. Определенное количество предприятий составляли тресты. Только тяжелая промышленность и машиностроение принадлежали государству, что и отражено было уже в вышеупомянутом Декрете о национализации предприятий. Также были кооперации. Это означает, что возникала свободная торговля. Например, советское государство контролировало лишь 25% общего показателя розничной торговли.
  Это в теории, полемизируя с Каутским, который предусматривал возможность постепенной эволюции капиталистических органов власти в социалистические, Ленин мог в своей работе "Революция и Государство" (написанная до Октябрьской революции в августе 1917 года) стоять на своей точке зрения относительно физической ликвидации буржуазных институтов власти в пользу социализма. Однако, на практике вышло немного наоборот: получив в октябре 1917 года власть, Ленин столкнулся с большим слоем капиталистической оппозиции, которую представляли царские монархисты, белая армия Юденича, режим А. Колчака; на юге: украинская Директория во главе с Грушевским, потом пронемецкий режим Скоропадского, Федерализм Деникина и поляки. Большевики не могли в данной ситуации делать резких радикальных шагов в сторону социализма. В этой ситуации большевикам пришлось сделать тактический шаг назад в пользу капиталистической частной собственности, что и было указано в приведенном выше декрете. Лишь только в 1929 году произойдет передача всех активов в руки государства, что чревато переходом на плановую экономику. 


Рецензии