Инструмент Гершеля

         Ученье свет, а неученых тьма! Перефраз известной пословицы, очень подходящий к случаю, произошедшему однажды в одном из учебных заведений города N.
         Дело было на занятии по астрономии. На семинарском занятии, проходившем в форме «открытой трибуны», на котором студенты выступали с докладами по ранее назначенным темам.
Несмотря на большое обилие тем, несколько студенток выбрали, видимо очень понравившуюся им тему: «Спутники Урана». Звучало много полезной и познавательной информации, касающейся истории открытия седьмой планеты и ее спутников.
         Одна из студенток, очень волнуясь и смущаясь, часто путала ударения даже в обычных словах, поэтому публика благосклонно прощала ей эти коверканья русского языка. Ведь как сказал, небезызвестный широко эрудированной аудитории, великий русский поэт:
 «Как уст румяных без улыбки,
  Без грамматической ошибки
  Я русской речи не люблю…».
         Правда все же иногда, некоторые, очень серьезно относящиеся к чистоте русской речи, все же делали в мягкой и деликатной форме замечания по этому поводу.
         Порой звучали интересные словосочетания вроде «преподобный доктор» и, конечно, слушатели, дабы пополнить свой словарный запас, спрашивали, что это значит. Девушка, мило одаривая всех своей, к слову сказать, очень очаровательной улыбкой и взглядом широко открытых красивых глаз, отвечала, что у нее де «здесь так написано». Тут преподавателю приходила на ум такая фраза, которую он, все же тактично, дабы не обидеть докладчика, не озвучивал: «На заборах тоже ведь много чего пишут!». В итоге узнать, что значит «преподобный доктор» не удалось.
         Однако главным героем этой истории стала другая студентка. В процессе ее доклада и после него задавались вопросы по существу или около того вопросы. Известно, что почти все спутники Урана названы в честь героев одного известного в литературе Уильяма, носящего фамилию Шекспир. Не потехи ради, а, чтобы поддержать интересную дискуссию и для поднятия общего уровня эрудиции, был задан вопрос: какие произведения Шекспира знает оратор. Столь неожиданный вопрос, совершенно, конечно, не касающийся астрономии, поверг студентку в замешательство. Естественно, в другое время и при других обстоятельствах, она несомненно назвала бы тройку-пятерку самых известных произведений Шекспира. В этот же момент она просто смущенно улыбалась. Ребята-студенты пытались подсказать, но преподаватель не позволял им этого сделать. Все же, один находчивый любитель английской литературы выкрикнул: «Омлет, омлет…», намекая понятно на какое произведение. Но это не помогло! В конце концов, пришлось все же напомнить самые известные его произведения: «Гамлет», «Отелло», «Ромео и Джульета, «Король Лир».
         В докладе упоминался и такой спутник Урана, как Пердита, что почему-то вызвало бурный смех одних студентов и скромную застенчивую улыбку других. Возможно, некоторым это казалось созвучным какому-то слову, с другим, более иным, значением!?
         И вот теперь о главном, благодаря чему данный шедевр литературного мастерства получил свое название «Инструмент Гершеля» (Уильям Гершель – английский астроном, 1738-1822). Вспомним, что тема доклада - «Спутники Урана», и планета с двумя его крупнейшими спутниками были открыты Уильямом Гершелем в 1787 г.
                Мастерство подготовки докладов студентами порою вызывает восхищение, они находят всю нужную им информацию в таком «надежнейшем» источнике как Википедия! Не перерабатывая, не редактируя, а порой и не читая ее предварительно! А зачем собственно? Ведь там так все здорово написано! Так вот, цитируясь дословно из статьи в Википедии, тремя докладчицами произносилась фраза: «В течение почти 50 лет инструмент Гершеля был единственным, в который можно было различить спутники Урана». И, в конце концов, это вызвало неподдельный интерес у слушателей, а что за это за инструмент-то такой?! Видя это, преподаватель задал вопрос последней докладчице: «Скажите, пожалуйста, а какой такой замечательный инструмент был у Гершеля?» Разумеется, преподаватель надеялся услышать об уникальном для тех времен 40-футовом телескопе отражательного типа, который располагался в обсерватории города Слау, недалеко от Лондона (Англия). Ответ студентки: «Космический зонд!». Что повергло в шоковое состоянию большинство слушателей. Не поверив своим ушам, преподаватель переспросил: «Космический зонд? В 1787 г.?». «Да!» - был ответ. «До нашествия Наполеона на Россию?». «Да!!!» - был ответ. «А какой зонд конкретно?». «Ну я же говорила: «Вояджер»!!!» - был ответ.
         Тут в этой истории можно поставить точку.
 
 PS. Наверняка мои читатели знают, что в то время уже существовали паровые машины и они вполне могли служить в качестве двигателей аппарата для доставки зонда к таким удаленным планетам Солнечной системы. Да и, в конце концов, ведь можно было сделать очень большую рогатку, которая бы сообщила аппарату вторую космическую скорость (около 11 км/с).


Рецензии
Да, Википедия сейчас-главный друг и учитель...

Ольга Море   26.01.2022 08:38     Заявить о нарушении
К сожалению (

Андрей Кириллов 72   26.01.2022 10:33   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.