Судьбе навстречу. 2 глава

  - Значит, ты Азиз Эргашев... у тебя что, другой одежды не было? Ты же поступать приехал и ни куда-нибудь, а в университет! - подняв указательный палец вверх, многозначительно глядя на Азиза, сказал мужчина.
  - Простите, уважаемый... а при чём тут моя одежда? Учиться  буду я, а не моя одежда. Вы мне комнату покажите, пожалуйста, а там...я как-нибудь сам разберусь, - Азиз в душе обиделся, но вида не показал и говорил уверенным тоном.
  - А парень - то, крепким орешком кажется. Зря я его гордость задел. Что ж... посмотрим, - подумал мужчина и вернулся в свою комнату, которая находилась  в фойе общежития, в самом углу. Вскоре он вышел, держа в руках подушку и байковое одеяло.
  - Постельного белья нет, смотрю, у тебя одна сумка, значит не привёз. Ничего, сэкономишь на еде и купишь простыню, наволочку и пододеяльник. Держи, я не носильщик. Пошли, покажу твою комнату, это на четвёртом этаже. Надеюсь, девушек водить не будешь? У нас с этим строго, сам за порядком слежу. Если что замечу - выселю, - говорил комендант, идя впереди Азиза, который нёс одеяло и подушку и шёл следом за ним.
   Парень промолчал, он очень устал и проголодался. Мужчина обернулся, не понимая, почему ему не ответили.
  - Ты понимаешь, о чём я тебе говорю? - остановившись и посмотрев на Азиза, спросил комендант. Азиз кивнул головой.
  - Я Вас понял, - ответил он.
  - А он красивый и, кажется, умный. Может кое-что из одежды сына ему принести? Хороший, видать, парень. Ладно, торопиться не буду, - опять развернувшись и продолжив идти, думал мужчина. Наконец, пройдя по коридору, он открыл ключом дверь и прошёл в комнату.
  - Ну вот, можешь выбрать любую кровать, заселение только началось, комната пустая, хотя в других комнатах и живут молодые парни. Кстати, меня зовут Иссамат Махкамович, но можно просто, Иссамат акя, меня все тут так называют, - наконец снисходительно улыбнувшись, сказал мужчина.
  - Спасибо Вам, Иссамат акя, - ответил Азиз, всё ещё держа в руках подушку и байковое одеяло.
  - Послушай, сынок...ты наверное голоден, а? Ну-ка, положи всё это на кровать и пошли со мной, - сказал Иссамат акя.
  - Куда? - не понял Азиз.
  - У меня плов ещё теплый, сынишка недавно из дома принёс. Я же живу тут недалеко, здесь не готовлю, из дома приношу или сын прибегает. Сейчас в школе каникулы. Пошли, там целая чашка, один не люблю есть, - сказал Иссамат акя, похлопав Азиза по плечу. Мужчина и сам не понимал, с чего это он вдруг так сказал, но какое-то тёплое чувство вызывал этот парень. Его искренние чёрные глаза, прямой взгляд, Азиз явно ему понравился, такой не похожий на других ребят, которые каждый день проходили перед глазами мужчины.
  - Мне, право, неловко... я бы пирожки купил, когда шёл сюда, видел, как продавали, - смутившись, произнёс Азиз.
  - Скромный - это хорошо, неиспорченный парень. Не то, что многие тут. Раньше другие были, всё изменилось и люди изменились, - думал Иссамат акя, с сожалением вспоминая свою молодость.
  - Неловко на потолке спать, одеяло падает. Пошли, сынок, - сказал Иссамат акя, выходя из комнаты. Азиз положил сумку, подушку и одеяло на койку возле окна и вышел следом.
   Спустившись вниз, они прошли в комнату коменданта, Иссамат акя развернул эмалированную чашку, в которой был плов, сверху кусочки мяса и чеснок и отдельно, в поллитровой банке, салат ачукчук, без которого плов и не плов вовсе. Мужчина открыл дверцу стола и взял пакет с лепёшками.
  - Ну? Чего же ты стоишь? Садись, сынок, в ногах правды нет, - сев за стол, похожий на письменный, с ящиками и дверцами, сказал Иссамат акя.
   Азиз, долго упрашивать себя не заставил, он очень проголодался. Семнадцатилетний парень, в таком возрасте всегда хочется есть. Да и не привыкли в Узбекистане стесняться и отказываться от еды. Предлагают - садись и ешь. И Азиз с удовольствием ел плов с салатом и свежей лепёшкой, которую поломал Иссамат акя. Сам мужчина ел мало, в свои под шестьдесят, у него был сахарный диабет, он ел мало и часто. Хотя диету никогда не держал, пил только много. Азиз ему явно понравился.
  - Послушай, сынок,пока ты поступишь, пока стипендию получишь, ну если поступишь, а есть - то каждый день нужно. Ты это...не стесняйся, хорошо? У меня всегда найдётся что-нибудь поесть. Я ем мало, мне старику много и не надо. А тебе есть надо, много есть надо... - задумчиво произнёс Иссамат акя.
У него самого было четверо детей, две дочери и два сына, младшего они с женой родили поздно, парню всего было четырнадцать лет. Дочерей он замуж выдал, у них были свои семьи. Старший сын тоже был женат и жил с ними, но вот невесткой... невесткой Иссамат акя был недоволен. Но что поделать? У сына двое детей, вот и терпит он её. А у неё язык острый, что у узбеков совсем не приветствуется, ей слово - она десять ответит, от чего в доме частые скандалы были. Сын и бил её, но Иссамат акя отругал его, сказав, что это не поможет, да и негоже мужчине руку на женщину поднимать. Невестка жить с родителями мужа не хотела, но двор большой, а квартиру купить, особенно сейчас, нет возможности. Эти мысли вертелись в голове Иссамат акя, пока Азиз молча ел плов. Поев, парень встал.
  - Спасибо Вам. Плов очень вкусный, - смущённо улыбаясь, показывая ряд ровных белых зубов, сказал Азиз.
  - На здоровье. Вечером сын шурпу принесёт, ты не стесняйся, спускайся ко мне, вместе поедим. В литровой банке, как раз две порции и будет. Иди, отдыхай, - сказал Иссамат акя, махнув рукой. Азиз вышел и пошёл к лестничной площадке.
    Поднявшись на четвёртый этаж, Азиз подошёл к двери. Хорошо, он запомнил номер комнаты, хотя память у парня была просто феноменальная, может поэтому он  и учился хорошо, схватывая всё на лету. Да и книг он много прочитал, больше научных.
   Университет был построен в тысяча девятьсот восемнадцатом году и назывался изначально, САГУ, Среднеазиатский государственный университет. Азиз решил поступать именно в университет, строя планы на будущее. Жизнь в кишлаке была для него мучительна и неприемлема, но протестовать он права не имел. Может быть, в дальнейшем, у него и получится изменить жизнь в кишлаке. Но своим юным умом парень понимал, изменить устои и в целом, жизнь людей, будет непросто, если вообще возможно. О своих родных он конечно позаботится... когда-нибудь, когда сам твёрдо встанет на ноги. А в этом Азиз нисколько не сомневался. Может быть он был самоуверенным, может быть, но желание в нём было неуёмное.
   Заправив кровать одеялом, Азиз лёг и закрыл глаза. Усталость и сытный обед сказались, парень крепко уснул. Проспал он часа два, его разбудили голоса. Азиз открыл глаза и повернул голову. В комнате стояли Иссамат акя и... чернокожий парень. Африканцев Азиз никогда не видел, он оторопело смотрел на него, спросонья не совсем понимая, что происходит.
  - Азиз? Сынок? Вот, соседа к тебе привёл. Он из Нигерии, оказывается, у нас в университете многие из Африки учатся. За восемь лет, что я тут работаю, многих повидал, - сказал Иссамат акя. Они говорили на узбекском языке и до этого и сейчас.
   Азиз протянул парню руку. Тот широко улыбнулся, показав белоснежные зубы.
  - Салом! - сказал парень, крепко пожимая Азизу руку.
  - Темнокожие ребята бывают строптивые, горячие, ты уж с ними поосторожнее будь. Сейчас он улыбается, через минуту и в морду даст,- улыбаясь африканцу, говорил Иссамат акя.
  - За что? - не понял Азиз. Нет, конечно он не испугался, но драться он не любил. Скорее, любил решать всё мирным путём. Но если вдруг начиналась драка, не убегал и кулак у него был крепким.
  - А я знаю? Не то сказал, не так посмотрел. В общем, ты лучше подружись с ним. На дружбу эти ребята верные. Поверь мне, старику, - сказал Иссамат акя.
  - Я верю Вам, акя, верю, - неуверенно ответил Азиз.
  - Да...я тебе тут принёс постельное бельё. Не новое, но чистое. Купить ты его не сможешь, во всяком случае, в ближайшее время. Ему тоже выделил, ему полагается. На вот, держи. А я пойду, абитуриенты прибывают, - сказал Иссамат акя, направляясь к двери.
   Парень из Нигерии неплохо говорил по русски, но Азиз на русском говорил плохо.
  - Меня Мумба зовут, - сказал африканец, сев на кровать.
  - Азиз. Очень приятно, - ответил Азиз, заправляя свою кровать. О чём говорить, Азиз не знал, впервые увидев парня с таким цветом кожи. В Ташкенте такие встречались часто, но Азиз только приехал в город, в котором никогда не был. Родственников в Ташкенте не было, приехать раньше так и не довелось.      
   Кое-как, говоря по - русски, вперемешку с английским и узбекским, ребята немного поговорили и, кажется, познакомились ближе. Мумба оказался весёлым, общительным парнем, что нельзя было сказать про Азиза, который был серьёзным и говорил мало.
   Вечером к ним пришёл Иссамат акя. Не дождавшись Азиза, он принёс шурпу, лепёшки и две косушки с ложками.
  - Ты чего не пришёл, сынок? - спросил Иссамат акя, без стука войдя в комнату.
  - Я Мумбу оставить не мог. Да и неловко мне, - опять смущаясь, ответил Азиз.
  - А вот он не будет стесняться, верно? - улыбнувшись и посмотрев на Мумбу, спросил Иссамат акя. Парень, широко улыбаясь, закивал головой.
  - Ну что, подружились? Ладно... садитесь, поешьте. Ещё горячий суп, - сказал Иссамат акя, ставя всё на стол. Мумба потёр руки и сел за стол в ожидании. Азизу пришлось разлить суп, Иссамат акя поломал лепёшку и сел на кровать.
  - А Вы? - спросил Азиз.
  - Я кислое молоко попил. Шурпа из баранины, мне на ночь такое лучше не есть. А вы ешьте, пока горячая. Не стесняйся, видишь, как уплетает Мумба? Садись, ешь, - сказал Иссамат акя. Мумба, услышав своё имя, оторвался от супа, который ел с большим аппетитом и посмотрел на коменданта.
  - Вкусно? - по русски спросил Иссамат акя.
   Мумба вытянул руку, с оттопыренным большим пальцем.
  - Вкусно! - кивнув чёрной кудрявой головой, ответил он. И так он это искренне и потешно сказал, что Иссамат акя рассмеялся. Засмеялся и Азиз, всегда такой серьёзный и молчаливый.


Рецензии