Краткая теория и история капитализма

I. Краткая история капитализма

         Этимологически слово капитализм происходит от слова капитал. Капиталом называют самовозрастающую стоимость. А явление самовозрастания стоимости это капитализм. Данное явление имеет отправную точку в пространстве и времени – начало своей истории. Это третье тысячелетие до нашей эры в Шумерах.
         Зародившись, капитализм развивался, эволюционировал. В его эволюции условно можно выделить два периода, первый - латентный, доформационный и второй - манифестный, формационный, когда он принял форму общественно-экономической формации.
1. Первый период капитализма.
         Пять тысяч лет назад в Междуречье, Месопотамии, в Шумерах, Вавилоне зародился рабовладельческий строй, рабовладельческий тип производства с погоней за выгодой, прибылью – прибавочной стоимостью. Величина прибавочной стоимости обозначала величину самовозрастания стоимости за определённый отрезок времени, ссудный процент.
         Однако экономической теории в то время не было, и в чистом виде самовозрастание стоимости обнажилось только с появлением ростовщичества, когда деньги стали даваться в рост. Следовательно, до появления денег говорить об их купле-продаже, об эквивалентном и неэквивалентном обмене денег не имеет смысла. И даже когда деньги были изобретены, они не сразу стали товаром. Они вначале служили для эквивалентного обмена товаров, пока он не стал неэквивалентным. А затем уж деньги сами стали товаром.
         Заметим, банков тогда и позже, вплоть до 1407 года не было. Первое упоминание в истории о создании банка датируется 1407 годом. Именно в начале 15 столетия в итальянской Генуе, небольшая группа менял решила объединиться в союз. Ими было создано особое товарищество под названием «Сан-Джорджо». Власти Генуи, предоставили право товариществу выдавать ссуды, принимать деньги во вклады, осуществлять переводы в другие страны. Все операции отражались в специальных журналах и бухгалтерских книгах. Так, начал функционировать первый кредитный банк в мире.
       
         Получается, что время зарождения банковской системы совпадает с временем зарождения капитализма как общественно-экономической формации в недрах феодализма. До первых буржуазных революций в Европе (1566г.) капитализм скрывался в рабовладельческой и феодальной общественно-экономических формациях.
         Кратко описав историю латентного, доформационного  этапа развития капитализма, следует приступить к историческому объяснению происхождения капитализма как явления самовозрастания стоимости.
         И если при описании истории использовались факты, так называемые исторические источники, то при объяснении возникает вопрос, нужно ли ограничиваться чисто объективным подходом, следуя которому необходимо полагать, что всё, что происходит в истории, появляется закономерно и необходимо?
         Ведь придерживаясь этой  точки зрения, требуется сказать, что деньги появились закономерно, в силу необходимости, для превращения продуктообмена в эквивалентный товарообмен, а появление продуктообмена было вызвано излишками продуктов труда и самим разделением труда. Человека с его умственными способностями генерировать идеи, изобретать, например, деньги и товарообмен нет в этой логической схеме. Получается, что процесс изобретения не предшествует процессу внедрения изобретения. Бытие опережает сознание, мышление, предшествует эпистеме.
         Продолжая стоять на этой материалистической точке зрения, мы, тем не менее, должны объяснить, какова объективная  причина появления неэквивалентного товарно-денежного обмена. Следовательно, мы должны сказать, кто был первым ростовщиком. Назвав этого человека, как исторический факт, мы должны будем сказать, что он первым придумал взымать денежные долги с процентной прибылью. А придумал он это, так как что-то побудило его придумать давать деньги в рост. И хотя такой человек был в истории, сведений о нём нет - источник она не сохранила. 
         О появлении ростовщичества мы узнаем через  Ветхий Завет, что оно появилось примерно в 458 г. до Р.Х. В пятой книге Пятикнижия (первой части Ветхого Завета), во Второзаконии говориться: «Не давай в рост брату твоему ни серебра, ни хлеба, ни чего-либо другого, что можно отдавать в рост; иноземцу отдавай в рост; а брату твоему не отдавай в рост, чтобы Господь Бог твой благословил тебя во всем». (Второзаконие, 23:19,20).  «...и будешь давать взаймы многим народам, а сам не будешь брать взаймы» (Второзаконие, 28:12). «И будешь господствовать над многими народами, а они над тобой господствовать не будут» (Второзаконие, 28:12). «Тогда сыновья иноземцев будут строить стены твои и цари их служить тебе». (вставка «знахарями» в текст книги пророка Исайи, 60:10 - 12).
http://proza.ru/2012/12/08/1115
         Заметим, этот исторический источник проливает свет на мотив ростовщичества, но не на его историю, не на то, что ему предшествовало появление долгов, породивших долговое рабство. А хотелось бы также знать, кто придумал давать деньги в долг под залог тела, и вообще, как возникли долги.
         И вот история раскрывает нам, что причина появления долгов в расслоении общества на бедных и богатых, в том, что простые земледельцы владели маленькими скудными участками земли. В неурожайный год, когда еды не хватало, бедняки были вынуждены брать в долг зерно. Тогда на участке ставили долговой камень. Если не расплатиться вовремя, то землю отбирали, или заставляли долг отрабатывать.
         Таким образом, нужда заставляла бедных обращаться за помощью к имущим, а те придумывали, как нажиться на этом.         Так, например, в своих стихах древнегреческий архонт Солон порицает алчность богатых, которые для увеличения своего богатства совершают притеснения, захватывают себе чужое добро, не думая о божественном правосудии, которое накажет их и вместе с ними государство, допускающее их беззакония.
         Но может ли алчность, субъективный психический фактор служить объективной причиной такого экономического явления, как самовозрастание прибыли? Быть может, в данном случае Солон непроизвольно прибегает к каузальной атрибуции (от лат. causa — причина и attribuo — придаю, наделяю)?
         Каузальная атрибуция – теория приписывания причин.
Существует три самых распространенных типа объяснений, которые используют люди, пытаясь интерпретировать чье-либо поведение. Первое - поведение объясняется причинами, лежащими в самом действующем лице, в нашем случае это алчность. Алчность это неутолимая потребность в богатстве. Второе - поведение объясняется причинами, лежащими в партнере по взаимодействию, в нашем случае это его нужда, потребность в средствах существования. Третье - поведение объясняется причинами, находящимися во внешних обстоятельствах или условиях, в которых осуществлялось данное поведение. В нашем случае это неурожай на скудном участке земли частного собственника.
         Как можно видеть, предметом каузальной атрибуции является поведение.  Но если каузальная атрибуция не наука, то бихевиоризм, изучающий поведение человека, это наука.
         Бихевиоризм – это психологическая доктрина, в точном переводе означающая ученье о поведенческом реагировании индивидов. Приверженцы данной доктрины утверждали, что изучению с позиции науки сознание доступно только исключительно через объективно отмечаемые поведенческие акты. Становление бихевиоризма вершилось под эгидой постулатов русского физиолога И. Павлова и его экспериментальных способов изучения поведенческих реакций зверей.
         Концепция бихевиоризма была впервые выдвинута в 1913 году психологом родом из США, Дж. Уотсоном. Перед собой он ставил целью переустройство психологии в достаточно точную науку, базирующуюся на основе свойств, наблюдаемых исключительно объективным путем и отмечаемых в характеристиках людской деятельности.
         И вот теперь мы можем сказать, что погоня за прибылью, это поведение имущего класса. И оно должно чем-то вызываться, побуждаться. Побудитель (мотиватор) и станет поведенческим фактором. В сущности, он есть потребность, которая может быть чисто биологической и социальной. Социальная потребность чаще всего рассматривается, как социально детерминированная биологическая потребность.
         Детерминанта – это обуславливающий фактор, а детерминизм это по-другому монокаузальность (греч. monos один + лат. causalis причинный). Это обусловленность чего-либо одной причиной, а не множеством факторов, как это есть в факторном анализе. Так, например, считается, что причина дифтерии дифтерийная палочка. Это в этиологии. А в патогенезе, в развитии болезни дифтерии участвует множество факторов. В этиологии мы видим монизм детерминизма, а в патогенез плюрализм факторного анализа. И всё это в одном учении о болезни – патологии.
         А что будет с человеком, если он заразится патогенной, болезнетворной идей? Он заболеет. Болезнь будет называться индуцированным бредом. Причина этой болезни одна, а в развитии болезни может участвовать множество факторов. Учение о болезнях этого типа называется психопатологией. Оно раскрывает то, что поведение поражённых патогенной идеей людей изменяется. Они становятся одержимы этой идеей. Психопатология же превращается «в достаточно точную науку, базирующуюся на основе свойств, наблюдаемых исключительно объективным путем и отмечаемых в характеристиках людской деятельности», подобно бихевиоризму.
         Но одно дело патогенные идеи, другое дело патологические влечения, также проявляемые в поведении людей. И если такую алчность как неутолимую потребность в богатстве, формирующую патологическую зависимость человека типа наркомании, игромании, нимфомании или донжуанства отнести к разновидности мании, нам приоткрывается психопатологическая причина погони за прибылью. 
         Получается, что история капитализма приводит нас к истории болезни одержимых манией обогащения людей. Здесь биологическая потребность в средствах существования социально детерминируется в потребность в богатстве, которое даёт власть над людьми по ветхозаветной версии. Ветхий Завет открывает, что цель обогащения – власть над людьми. Но если искусство обогащения касается экономики, то искусство приобретения власти касается политики.    
         Искусство это умение, основанное на знании путей и методов достижения цели. В экономике первый путь был назван меркантилизмом. Затем методы обогащения начали совершенствоваться вместе с наукой экономкой.
 
2.Второй период капитализма.
         Капитализм как общественно-экономическая формация проявился серией буржуазных революций в Европе. Им предшествовала промышленная революция, изменившая характер производства и сформировавшая два новых антагонистических класса – наёмных рабочих и буржуазию. Наём вытеснил крепостной труд и оказался основополагающим признаком капитализма наряду с новым типом способа производства – частной собственностью на средства производства: на природные ресурсы, землю и фабрики с заводами.
         Наём был придуман, а не возник сам по себе, объективно независимо от сознания, мышления, как это принято трактовать, в том числе, марксистами. Также неверно была истолкована марксистами и октябрьская революция в России в 1917 году. С февральской революцией в России в 1917 всё понятно, это буржуазная революция. А вот октябрьская революция это нечто другое, поскольку она закончилась установлением государственно-монополистического капитализма, а не коммунизма, социализма.
         С появлением государственного капитализма в СССР открылась новая страница в истории капитализма. Учение об общественно-экономической формации получило дальнейшее развитие. У общественно-экономической формации капиталистического типа обнаружились два подтипа, буржуазно-олигархический капитализм и государственно-монополистический капитализм.
         При буржуазно-олигархическом капитализме устанавливается частная форма собственности на предмет труда и средства труда, а при государственно-монополистическом капитализме устанавливается государственная форма собственности на них.
         Кроме того при государственно-монополистическом капитализме печатный станок и денежная эмиссия находится в руках государства, а при буржуазно-олигархическом капитализме – в руках частных лиц. Так, например, в США существует Федеральная резервная система (Federal Reserve System, ФРС, Федеральный резерв, FED) — специально созданное 23 декабря 1913 года независимое федеральное агентство. В управлении ФРС определяющую роль играет государство, хотя форма собственности капитала является частной — акционерная с особым статусом акций.         
         Перестройка СССР продемонстрировала возможность перехода одного подтипа капитализма в другой подтип, а также возможность их сочетания в виде партнёрства.
         В 1970-х появилось понятие «народный капитализм» введённое в научный оборот американским экономистом, юристом и предпринимателем Луисом Келсо. Он также необоснованно считается теоретиком народного капитализма, при котором рабочие и служащие являются акционерами собственных предприятий.
         Как известно, в 70-е годы XX в. Конгресс США принял 16 Законов по программе, разработанной Луисом Келсо, "План создания акционерной собственности работников" - ЭСОП (Employee Stock Ownership Plans ). Законодательно был  определён правовой статус акционерных обществ работников - рабочих и служащих.  Основная цель - развитие системы социального партнерства. В конце 1990-х гг. в США насчитывалось 2500 компаний с числом занятых более 1,5 млн. чел., где около половины акционерного капитала принадлежало работникам.
         Если к капитализму Л.Келсо подходить с формационной точки зрения, то обнаруживается, что он не обеспечивает даже реализации лозунга «фабрики рабочим», не говоря о лозунге «земля крестьянам». Этот капитализм Келсо не предполагает существования общенародной формы собственности на средства производства, исключающей наём.
Капитализм Келсо не является новым подтипом общественно-экономической формации капиталистического типа. Его капитализм нельзя называть народным. Но он даёт подсказку, как сформировать истинно народный капитализм.
         Получается, что народный капитализм существует пока ещё только в теории. Но он возможен, если народ прозреет.

II. Краткая теория капитализма

         Самым известным теоретиком капитализма является Карл Маркс, написавший многотомное сочинение по политической экономии - «Капитал». Полное название этого сочинения - «Капитал. Критика политической экономии». В произведении дано понятие капитала и произведён критический анализ того капитализма, который увидел Маркс.
         «Капитал» составляет продолжение опубликованного в 1859 г. сочинения Маркса «К критике политической экономии», относящегося к философии политической экономии (экономики). В данном сочинении Маркс приложил философский метод к науке экономике в поисках обоснования социального равенства в коммунизме.
         То есть вначале Карл Маркс искал философское и научное обоснование социального равенства, а затем глубоко погрузился в исследование капитализма буржуазного типа.
         В итоге в первой работе открылось уравнение эквивалентного товарообмена, в правой и левой части которого находились разные товары с одним количеством золотой субстанции, названной меновой стоимостью.
         Эта экономическая формула была идентична формуле химического уравнения, в правой и левой части которого находились разные химические вещества с одним количеством вещества.
         Философски здесь эклектический плюрализм сводился к монизму: множество разных товаров обменивалось на золото,  открывалась формула философского моноплюрализма. А о моноплюрализме сам Маркс никогда ничего не писал, также как и о его формуле.
         Маркс был философом монистом, так как придерживался постулата «материя первична», что означало, всё есть материя: все вещи материальны, одинаковы. Плюралисты-эклектики придерживались противоположного взгляда, утверждая, что нет двух одинаковых вещей, это одна вещь, а одно не существует. Они не оставляли места монизму и монистическому плюрализму, антиномийному утверждению философа дуалиста Платона: Одно есть многое.
         Поскольку Маркс был ортодоксальным материалистом-монистом, он отказался от формулы эквивалентного товарно-денежного обмена и вообще от денег в поисках подхода для обоснования социального равенства при коммунизме. Тем самым Маркс похоронил хозяйственный расчёт.
         Для обоснования социального равенства Маркс обратился к всеобщему труду и рабочему времени, делённому на равные восьми часовые отрезки.
         Также Маркс, как сторонник трудовой теории стоимости (богатства), полагал, что прибыль – прибавочная стоимость создаётся прибавочным трудом, а не на рынке путём спекуляции, ростовщичества.
         Являясь одним из основоположников учения об общественно-экономических формациях, предсказывая, что на смену капитализма придёт государственный коммунизм, Маркс упустил из вида, одно очень важное обстоятельство. При марксовом коммунизме сохранялся наёмный труд – фундаментальный признак капитализма. Ну и поскольку работодателем было государство, то и капитализм был государственным. Получилось, что Маркс назвал государственный капитализм государственным коммунизмом, так как номинально провозглашал общественную форму собственности на средства производства. Он отождествлял общество и государство, общественную и государственную собственность.
         История расставила всё по своим местам. Государственные чиновники СССР растащили государственную собственность, назвав это приватизацией. На месте государственного капитализма в 1993 году встал буржуазно-олигархический капитализм.
         И хотя в 2020 году в России стали поговаривать о повороте к государственному капитализму, на деле этого нет, есть лишь так называемое партнёрство олигархов и госчиновников. Самым главным признаком отсутствия государственного капитализма является то, что деньги, рубли в России не принадлежат государству.
         Не станем прогнозировать, что ждёт капитализм дальше, каким он будет, заметим только, что в истории уже пять тысяч лет решаются следующие вопросы:
1. чья земля и природные ресурсы,
2. чьи орудия труда, средства труда,
3. чьи деньги.
         По трудовой теории средства труда - фабрики и заводы это продукты труда рабочих, народа. Они их творцы.
         По теории естественного права земля и природные ресурсы принадлежат народу.
         Первыми деньгами были ракушечные деньги. И их никто специально не изготавливал. Это были народные деньги. И если власть действительно принадлежит народу, то и капитализм должен быть народным. Государству народ передаёт лишь некоторые полномочия, сохраняя народный контроль.
         Итак, на исторической сцене сходятся в единстве и борьбе три подтипа общественно-экономической формации капиталистического типа. 
         


Рецензии