Москвичи и гости столицы

     Не прошло и тридцати лет со времён советской действительности, а как всё переменилось… Раньше,  когда историческое прошлое архитектурных изысков столицы весьма слабо освещалось и чтобы попасть на экскурсию, как по Москве, так и по Подмосковью,  нужно было стоять в профсоюзной очереди и ждать когда наступит твоё время и тебе дадут путёвку в Торжок, например, или по Олимпийским местам столицы. Нынче экскурсии по Москве приобрели огромные масштабы. Вдоль и поперёк улиц снуют группы людей с экскурсоводами во главе, которые без устали повествуют обо всём на свете. Что самое приятное появились бескорыстные, бесплатные экскурсии или правильнее: прогулки по Москве для еще живых пытливых товарищей, или как правильно теперь называют – господ, с государственной пенсией по старости в кармане. Согласно сведениям Пенсионного фонда РФ, средний размер пенсии по старости в России по состоянию на конец 2018 – начало 2019 года составляет примерно 14 100 руб. Четырнадцать  тысяч  рублей можно оставить на хлеб, лекарства и коммунальные платежи, а сто вполне можно отдать на вознаграждение экскурсоводу за понравившуюся экскурсию по историческим местам города. Понятно дело, на такие мероприятия собирается определённый контингент иногда с редкими вкраплениями всяческих исключений. Контингент выглядит, мягко говоря, не броско: в холодное время года – старые пуховики, потертые шубейки: в относительно комфортное время - растоптанные кроссовки, куртяшки из прошлого столетия, иногда с беретами на голове из прошлого тысячелетия. На самом деле одежда в этих прогулках не имеет никакого значения для участвующих,  по той простой причине, что, как правило, познавать историю мегаполиса приходят старые москвичи или лет пятьдесят уже как живущие в Москве за ежедневным трудом с утра до вечера, не успевшие, в своё время, познакомиться с таким прекрасным и уникальным городом. Люди с каким-то багажом знаний достаточно равнодушно относятся ко всему бренно-гламурному, их интересуют знания, их трогают исторические события, произошедшие вот здесь в этом старинном доме, их волнует мысль о том, что по этой земле, на которой они стоят в своих старых кроссовках, прогуливался А.С. Пушкин, а по этому переулку множество раз пробегал  М. Булгаков. Ну, и само собой понятно, что пенсионер, это вам не денди-рантье, а доживающий, донашивающий, короче – добредающий до своего логического конца путник. Как известно все мы временные на этом свете.
     Так вот небольшая, человек так под двадцать, группа серовато - мешковатых, в основном пенсионеров трусила, иногда с достаточным напрягом (чтобы не отставать), за моложавым экскурсоводом, по Тверской улице, бывшей улице Горького.
На Тверской площади моложавый экскурсовод притормозил и краткими эмоциональными мазками накидал исторические факты, касающиеся этого известного места: «…Во-первых, - вещал он, - как вы видите, центральную часть площади занимает памятник Юрию Долгорукому — «основателю города», первому суздальскому князю. Установлен он в 1954 году на Тверской площади, которая c 1918 по 1993 год называлась Советской. Напротив расположено здание Мэрии Москвы, которое в советскую эпоху называлось – здание Моссовета, а до 1917 года в мохнатых 1780–х годах усадьба служила личной резиденцией графа Захара Чернышёва и была выстроена по проекту русского архитектора Матвея Казакова. Граф Чернышёв  к моменту окончания работ в 1782 году занял должность генерал-губернатора Москвы, и с тех пор это здание  стало до 1917 года резиденцией московских генерал-губернаторов.
Во-вторых, - на этом месте недолго располагался памятник герою Русско-турецкой войны 1877—1878 годов генералу от инфантерии Михаилу Скобелеву. Монументальная конная статуя была возведена на Тверской площади перед губернаторским дворцом в 1911—1912 годах. Одновременно с открытием монумента Тверская площадь получила название «Скобелевская площадь». Памятник был открыт 24 июня 1912 года и снесён большевиками в апреле 1918-го….».
     Экскурсовод продолжал живописать, как в апреле 1918-го статуя Скобелева была разобрана на части, а уже  на демонстрации в честь Первого мая, её постамент использовался как трибуна. В ноябре того же года на месте памятника Скобелеву открыли Монумент Советской Конституции и внимающие речи экскурсовода граждане всю эту и многую другую информацию образно представляли. На их одухотворённых лицах царила любовь к родному городу и бесконечное удивление  тому, как быстро меняется мир и как молниеносно низвергаются его вчерашние герои.
     Тем временем, бесконечные ремонтные работы по благоустройству города Москвы, в данном случае дорог, тротуаров, площадок непосредственно примыкающих к Тверской площади, осуществляли так называемые эмигранты из ближнего зарубежья, как то: узбеки, молдаване, таджики и т.д. Стайка серо-мешковатых потомственных москвичей струилась в узком проёме между тачек с песком и горками декоративных тротуарных  плиток за флажком экскурсовода. Разбитной таджик в распахнутой телогрейке с весёлыми искрящимися глазами сразу просёк, что эти людишки изучают Москву. А кто с Москвой не знаком? Конечно же  приезжие. Только они согласны без устали бродить за искусствоведом или историком и разинув, или прикрыв рот, слушать всякую галиматью, которая никакой материальной пользы человеку не приносит. И он, озорно подхватив тачку с песком, выкрикнул громко и задорно, с сильным восточным акцентом: «Прывэт гостам сталыцы!!!». На что экскурсовод москвич в пятом поколении поперхнулся и растерянно спросил: «Это мы то гости??? Тогда ёлки-палки, вы кто?».
     Развесёлый узбек расшевелил пенсионеров,  погрустневших под гнётом исторических фактов. Информация о том, что памятник Юрию Долгорукому в образе былинного богатыря на боевом коне стоил городскому бюджету Москвы 5,5 млн. рублей впечатлила архаичных товарищей и они, поблагодарив своего экскурсовода «кто, сколько может», разбрелись по своим делам. Экскурсовод побежал в известную ему кафешку, отдохнуть и перекусить перед следующим походом. По дороге остановился около трикотажного товара на уличном прилавке, которым торговал тоже восточный гость столицы. Похожая на шерстяную приглянулась шапочка. Уши отмёрзли. Ветрено. Захотелось утеплиться. Повертев шапку в руках в поисках ярлыка, экскурсовод хотел найти информацию о товаре: сколько шерсти, сколько вискозы, но ничего не нашёл. Обратившись к продавцу спросил: «Где ярлык?», - показывая вывернутую шапку. Недоуменные глаза узбека говорили о его непонимании вопроса. Еще и еще раз спрашивал экскурсовод: «Ярлык, ярлык, этикетка??? Где?». Узбек подумал и ответил с сильным акцентом: «Ярлык ушёл сыгодны, уже нэ прыдот, затры будыт, а Тыкетка нэ работаыт у нас  ужэ».
     Экскурсовод улыбнулся и подумал – все-таки хорошо, что не забыт такой патриот России как генерал Скобелев и как хорошо, что в 2014 году на территории парка «Никулино», напротив Академии Генштаба был установлен новый памятник Скобелеву, изготовленный по проекту скульптора Александра Рукавишникова и архитекторов Игоря и Антона Воскресенских. Торжественное открытие монумента состоялось 9 декабря.  Старый памятник генералу Скобелеву изображён на реверсе 200-рублёвой купюры Вооружённых сил Юга России, выпущенной в 1919 году. Теперь это коллекционная редкость.


Рецензии