Стеклянные кресты и резиновые галоши что общего?

          Наверняка каждый видел по телевизору ролики про то, как в результате всяческих ужасных катаклизмов разрушаются  города, океан поднимается и всё сметает на своём пути, как исчезают прекрасные архитектурные ансамбли и погибают люди…. А спустя какое-то время  на месте руин и развалин вдруг возрождается первозданная природа – появляются леса, птицы и звери возвращаются на свои исконные места, с которых их согнали кровожадные двуногие, и на Землю возвращается Рай….
             Эти мысли всегда приходят  мне на память, когда я вижу, что на месте разрушенного безумными романтиками храма, в котором долгие годы были немыслимые КБ, склады, хранилища картошки и даже морги, снова вырастают в своей первозданной красоте прекрасные церкви и соборы.
          То есть Божественная Природа оказывается сильнее человеческих идей и иллюзий. Даже если за эти иллюзии заплачено огромными человеческими жертвами.
             …..В пору моей юности, когда в моём районе еще не было метро, я тащилась  в старом скрипучем трамвае  по длинной улице – проспекту  Обуховской Обороны (старое название -  Шлиссельбургский тракт) и  с удивлением замечала  странную вывеску  «Завод  резино-технических изделий» на фронтоне игрушечного здания, похожего на сказочный теремок с башенками и узкими длинными окнами, в котором я, к стыду своему,  не угадывала ансамбль часовни, потому что и слова такого тогда не знала. Это же было время оголтелого атеизма,и с малых лет нам внушали, что Бога нет и вера – опиум для народа.
             Да нам и не надо всё это было, жизнь была такой многотрудной и многообразной, что другие образы как-то и не вписывались.
         Прошло время. И даже много прошло времени, не солгу, если скажу – лет сорок пять. Уже стало многое понятно, разошлись облака  и открылись  высокие голубые небеса. Слова – церковь, Литургия, молитвы, исповедь, причастие уже не вызывают непонимания  и отторжения.
           Так же, как первоклассник, который переходит из класса в класс и узнаёт много такого, о чём в свои семь лет и понятия не имел, а думал только о том, чтобы папа купил велосипед или самокат, а  в десятом классе вдруг начинает  задавать себе философские вопросы о смысле жизни и о своём месте в этой самой жизни, так и со мной, - я  стала студенткой университета (не только реально, но и образно) и  после умных книг, после разговоров с мудрыми людьми, после попыток заглянуть к себе в душу и разобраться, что там мне насыпал Бог и как это можно использовать для понимания этого пресловутого смысла, захотела заглянуть что называется за горизонт. И многое для себя открыла.
             По поводу существования Бога или Всевышнего, или Космического разума – можно говорить бесконечно. И этим занимается огромное количество людей, которые даже  деньги зарабатывают на своих выводах и знаниях.. И, кстати,  немалые деньжата.
           А я приведу слова Ф.Достоевского:
- Иван Карамазов говорит: - "Видишь, голубчик, был один старый грешник в восемнадцатом столетии, который изрек, что если бы не было Бога, то следовало бы его выдумать, s'il n'existait pas Dieu il faudrait l'inventer.И действительно человек выдумал бога. И не то странно, не то было
бы дивно, что Бог в самом деле существует, но то дивно, что такая мысль - мысль о необходимости бога - могла залезть в голову такому дикому и злому животному каков человек, до того она свята, до того она трогательна, до того премудра и до того она делает честь человеку."
            Так что дискуссию закрываем и говорим немного о другом – о том, что всё возвращается на круги своя. Притом, что это именно круги, но немного по спирали, то есть каждый следующий круг немного выше другого, но тем не менее,  будет повторением того, что было уже в предыдущей дуге, только  с другимм антуражем.
             Рождаются цивилизации, возникают империи, совершенно разные территории и страны вдруг становятся единым  государством, но потом вспыхивают войны, революции и падают прежние режимы – Прекрасная Древняя Греция, Великий Рим, потрясающий Египет, империя Александра Македонского, Габсбургская монархия…..
          Так и у нас – вся Российская империя после Первой мировой войны и революции была, как в кипящей кастрюле, перемешана до основания. Что было внизу, поднялось наверх, а что плавало толстой сливочной пенкой на поверхности вдруг непостижимом образом смешалось с мусором и оказалось внизу.
          Можно много приводить аргументов о вине отдельных личностей и неправильном понимании исторических намёков, но я, как дипломированный историк, могу сказать только одно: человек слишком высокого о себе мнения, если считает, что именно от него зависит переустройство мира. Так же, как муравьи, которые могут соорудить прекрасный муравейник, с хитрыми ходами, тоннелями и камерами для заботы о малышах, но бессильны перед человеком, который может просто пройти мимо и палкой разворошить прекрасную умную архитектуру.
            Однако, это не помешает оставшимся муравьям взяться за дело и снова построить сой чудесный дом.
                Всё! Больше никаких умозаключений и предварительных подводок к теме, которая будет интересна всем, кто любит Петербург.
         Итак, удивительное здание «Завода резино-технических изделий» оказалось именно часовней, построенной в начале прошлого века. Да, там,  в бывшем алтаре (даже не могу представить себе такое!) производили резиновые галоши и сапоги.  Какое-то странное извращение было в умах городских властей, чтобы решить  разместить в таком прекрасном здании не школу, не музей, не аптеку, наконец,  а унизить Божий дом таким вот абсурдным  производством.
                Сама эта часовня, как и всё, что связано в Богом, имеет свою старинную чудесную историю. Территория, на которой она построена во  времена Екатерины Второй, принадлежала князю Потёмкину,  здесь было  два стекольных завода: один – для изготовления аптечной посуды, другой – для производства хрусталя. А рядом с ним соорудили зеркальный завод – теперь на его месте находится завод художественного стекла. Изделия заводов не уступали по качеству продукции прославленных английских мастеров. Для персидского шаха тут изготовили хрустальную кровать, окруженную девятью фонтанами в форме ваз.
             Вокруг заводов (а проще сказать мастерских) поселились работные люди, но жизнь, конечно, не была такой радужной, какими были изделия этих мастерских. После тяжелой работы в стеклодувных цехах, в душных помещениях, по 10-12 часов на ногах, не очень-то думаешь о высоких материях, напиться и забыться – вот самое милое дело. Поэтому в Стеклянном городке довольно часто случались ссоры, драки и всякие другие неприятности. А что может остановить  такие грустные моменты тяжелой подневольной жизни? Психолог, доктор по нервным болезням и алкоголизму, развлечения и танцы? Да, пожалуй. Но в те времена были только песни и танцы. Народные, конечно.
             И еще – церковь. Куда можно было прийти, поговорить со священником, получить отпущение грехов, освободить душу и…. дальше грешить. Такова уж наша человеческая природа. Даже придумали поговорку – «не согрешишь, так и не покаешься»!
            Решили строить церковь. Большую, настоящую. Хотя недалеко от стекольных заводов уже была часовня. Ее возведение связано с чудесным явлением. На этом месте был устроен перевоз от Стеклянного завода на другой берег Невы. Однажды лодочники-перевозчики увидели, что прямо на них плывет какая-то икона, которая, подплыв к плоту, без всякой видимой причины остановилась. С благоговением вынули лодочники икону из воды и увидели, что на ней изображена Пресвятая Богородица Тихвинская. Для нее была построена деревянная часовенка.
Кроме Тихвинской иконы, в часовне находилась еще небольшая икона Богородицы «Всех скорбящих Радость». Сохранилось предание, что она принадлежала ладожскому купцу Матвееву, который в бурную погоду перевернулся в лодке с гребцами посреди Невы. Все гребцы погибли, а он, схватившись за доску и усердно молясь Божией Матери, благополучно достиг берега рядом с часовней. В благодарность за избавление от смерти, он подарил в часовне икону Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость» — благословение своей матери.
               Ну а сегодня икона «Всех скорбящих Радость» или по-другому «Богородица с грошиками» известна своими чудесами. 5 августа (23 июля по ст. стилю) 1888 года произошло необыкновенное  событие, сделавшее известной небольшую Тихвинскую часовню во всем православном русском мире. Около двух часов пополудни над Петербургом разразилась страшная гроза. Молния ударила в кровлю Тихвинской часовни, рядом с куполом. Во время начавшегося после этого пожара часовня выгорела, но находившаяся в ней икона «Всех скорбящих Радость» чудесным образом уцелела и была дивно обновлена небесным огнем: потемневший от времени и копоти лик Богоматери просветлел. Шнур, на котором икона висела в углу часовни, сгорел, а сама икона упала на рассыпавшиеся из ящика для пожертвований монеты, причем 12 мелких медных монет (грошиков) прилипли к иконе (позднее 1 монета отпала). Монеты держались на поверхности иконы без всякой видимой причины — свидетельство Божественного знамения, чуда Божия.
                В настоящее время эта икона, которая считается чудотворной, находится в  Троицкой церкви «Кулич и Пасха» (недалеко от моего дома), и к ней часто приезжают паломники.
                Итак, эту самую  часовню, бывшую заводом упомянутых резиновых галош, в наше время  восстановили, отреставрировали и теперь туда можно приходить и молиться.
              Но и это еще не всё! Рядом с часовней воссоздали и даже облагородили могилу юродивой Матренушки-босоножки, которая в начале ХХ в. пользовалась едва ли не такой же славой, как Ксения Петербуржская. Вдова военного, она была Божьей странницей. Продав в Костроме  свою бакалейную лавочку, она раздала вырученные деньги нищим и бедным, а сама отправилась странствовать. Ходила она везде босиком, зимой и летом. Теплой одежды она тоже никогда не имела, а носила легкую, летнюю, и обязательно белую, как эмблему ангельской чистоты. В миру Матренушку звали Матреной (Матроной) Петровной Мыльниковой. Скончалась 30 марта 1911 г. По паспорту ей значилось 92 года, а она говорила всем близким, что ей уже 97 лет. Весть о ее смерти быстро разнеслась по Петербургу, и тысячи почитателей Матренушки пришли к ее дому. Ее похоронили возле часовни, на высоком обрыве Невы. Ныне на могиле стоит белый крест с надписью: «Блаженная старица Матрена-босоножка Санкт-Петербургская юродивая (в тайном постриге схимонахиня Мария) 1814 – 30.III.1911».
              Она не канонизирована, но священники собирают сведения о чудесах, которые происходят по её молитвам, чтобы обратиться в Синод и подать просьбу о канонизации.
              И я тоже внесла свою небольшую лепту.
             Оказалась я в самой этой часовне и у могилы Матрёнушки можно сказать случайно. Моя ученица (я преподавала до карантина болгарский язык) сказала мне, что она очень серьезно болела, но потом, когда сходила к Матрёнушке, поправилась и теперь ходит туда, ставит свечки, молится и благодарит Господа за то, что посылает нам таких сильных святых.
               А я в это время занималась изданием своего учебника болгарского языка, на который, конечно же, у меня не было денег, но мне очень хотелось перевернуть представление об изучении языка, как трудное и занудное дело, и написала такой шутливый интересный учебник.
             Ну я пошла к могилке просить, пообещала «поделиться гонораром» и всё время благодарить и рассказывать всем о чудесах.
               Однако…. Как говорится, обещанного три года ждут. И в тот раз я не получила почти никакой помощи, пришлось скрести по сусекам, падать в ноги знакомым  богатым и не очень знакомым и всё-таки выпустить в свет уникальный труд. Другой вопрос, как я потом этот учебник продавала, но!!!! Ровно через два года незнакомый активист приобщения наших людей к различным языкам по интернету, неожиданно предложил мне поместить мой учебник на своём сайте и дать ему всемирную жизнь.
                А я была так во всём разочарована и недовольна, что ввязалась в это авантюру и села не в свои сани, что стала отнекиваться и отбрыкиваться, как норовистая немолодая лошадка. Однако он все приставал и приставал. И я, чтобы уже точно отстал, назвала ему для меня космическую сумму в 15000 р., а он …. согласился.
           А ведь это и была та самая сумма,  о которой я просила у Матрёнушки.
Ну разве не чудо?
             Конечно, я поделилась гонораром  вначале с Маришкой, которая мне всё время говорит, что я гений и даже иногда обнимает и целует, а потом уже и с моей небесной покровительницей. И еще накупила себе всяких девичьих штучек, в том числе дорогие очки, о которых мечтала уже много лет.
              И вот прошло три года. Теперь дорожка к часовне протоптана, и я туда иногда хожу, чтобы и помолиться и поблагодарить всех, кто мне помогает в этой жизни.
                Несколько лет назад я вдруг увидела, что возле часовни поставили синий забор. А еще через какое-то время стали подниматься, как в волшебной сказке стены в древнерусском стиле, появились такие же башенки, которые сто лет назад, в пору моей юности, так меня удивляли. Потом поднялись купола, они заблестели золотом, и вдруг в один прекрасный день над ними взмыли в небо кресты.
                А ведь при строительстве храма эти кресты были стеклянными, как напоминание о том, что церковь своим рождением обязана Стеклянному городку.
              Сняли строительные леса, и всех, кому была интересна история Петербурга, пригласили на экскурсию по территории храма.
              Конечно же,  я побежала в первых рядах. Народу собралось много, поэтому священник после многочисленных извинений, предложил запускать в храм группы по двадцать человек. А я пришла пораньше и замёрзла, как цуцик. Хорошо еще, что я стояла близко возле лестницы и бойкая «девушка» моих лет, толкнув меня локтём, предложила шепотом, пробиться в первую группу. И хотя я не очень люблю нахальство, но подмороженные части тела, в том числе и голова, среагировали моментально, и я пошла на штурм с решительным видом, проблеяв на входе, что я уже на грани превращения в снежную фигуру.
              И что было внутри?
            Вначале рассказ о церкви, которая в народе носит простое название Скорбященская – по имени иконы. А потом показали фильм. Давно я не испытывала такого потрясения.Всё-таки есть таланты среди тех, кто делает ролики. В этот раз это не было слащавым объяснением истории и подробностей возведения храма.
                Потрясающий звук, потрясающие видео о том, каким был храм, как его строили (архитектор А.И.фон Гоген), как его взрывали (это был так громко и явственно, что я чуть не зарыдала от шока), необыкновенно красивое наложение росписей на еще не отреставрированные белые известковые стены, сильная глубокая музыка…. 
           В общем, я вышла  с ощущением, что меня будто  подняли на небеса, а потом тихо опустили на землю.  И дали новые силы для радостной жизни.
            
              Теперь моё мнение, зачем вообще нужны церкви. Пока я не ходила на исповедь и не причащалась, я приходила в любой храм просто за красотой, за пониманием, что здесь можно поставить свечку перед иконой и попросить Бога о чем-то сокровенном. Написать записочки «О здравии» и «О упокоении», и этого достаточно для понимания себя, как человека православного, но который не собирается входить глубоко в веру, потому что этим занимаются специальные люди: монахи, священники, прихожане, паломники….
              И только года три назад, я решила сходить на исповедь, но было мне очень страшно, ведь я должна была рассказывать о своей жизни чужому человеку, к  тому же мужчине, который наверняка скажет: ну и дамочка! А с виду такая приличная! И как это вы смогли столько всего накопить в своей молодости?
             Однако, ничего особенно страшного не случилось. На всякий случай я написала свои грехи на бумажке, тихим дрожащим от страха  голосом прочитала их буквально сквозь слёзы и… через пять минут смогла уже подойти к иконе и зарыдать.
               Такой был первоначальный сильный душевный удар.
               А теперь, когда почти все грехи молодости перечислены и освобождены от спуда страха, я хочу со всей уверенностью сказать: церковь – это больница, священник – это врач (даже если хотите психотерапевт), красота храмов – это специальный очень умный ход, чтобы можно было прийти и почувствовать гармонию земного и небесного, чтобы было приятно находится среди чистоты и красоты. И чтобы эта чистота и красота проникла в душу и возвысила её. И одежда священников, и протяжные молитвы и песнопения – всё это завораживает, даже если вам непонятны слова и смысл произносимых псалмов.
          А тем, кто хоть чуть-чуть хочет прикоснуться к православию (даже из любопытства), можно посоветовать открыть интернет, посмотреть сайты, пообщаться с умными священниками и увидеть, что душевность не ушла, что есть много светлых и мудрых людей, которые могут поддержать, помочь и дать силы в трудную минуту.
              Поэтому церкви будут возрождаться, люди будут приходить за помощью и, как ни странно, получать её. Даже, если в это не очень верят, но горячо молятся и ждут благословения. То есть трава прорастёт сквозь пепелище, и жизнь начнётся сначала.
           И еще что хочу сказать. Почему даже у очень богатых людей, которым уж кажется нечего желать – всё у них есть,  всё-таки душа неспокойна, и они мысленно просят Бога о помощи. И даже приходят тайком в церковь. И дают деньги на реставрацию и восстановление,  а не строят, например, другие храмы. Тому же царю Мидасу, который мог превращать в золото всё, к чему прикасался (кстати, и помер от голода, потому что и еда была золотой). Вот бы и молились ему, а они просят поддержки у Николая-чудотворца, у нищей Матроны-московской, у Христа, который был казнен, как последний преступник….
               И я говорю себе: Бог и религия – не одно и то же. Как солнце и астрономия. Солнце может жить без астрономии, а она без солнца – нет. Бог может существовать без религии, а религия без Бога - нет. И это - просто помощь для человека, если не особенно умствовать и не доказывать очевидное. И многие, когда говорят: не верю! - на самом деле сомневаются в религии, в человеческих рассказах о Непостижимом и Великом, а не в том, что есть на самом деле.


Рецензии
Здравствуйте, Галина, я давно к Вам обращалась с просьбой перевести слова старинной болгарской песни. Вы не смогли этого сделать, потому что в тексте было много странных слов. Непереводимых. А потом я познакомилась с супругами-болгарами, и конечно же тоже попросила их об этом. К моему величайшему расстройству, они тоже не смогли перевести текст. Несколько раз слушали песню, вслушивались, переговаривались по-болгарски. Так ничего и не вышло. Только сказали, что это какой то диалект. Оказалось вообще, что в Болгарии в разных регионах разные диалекты. Неужели они друг друга не понимают??

Извините за отступление.

Рассказ же Ваш интересен от а до я. Особенно рассуждения о человеческом обществе, цивилизациях, истории, а также различиях между богом и религией. Редко встретишь человека, рассуждающего о таких вещах без понтов и фанатизма.

Да и услышать снова о Матрёнушке было интересно. "Снова" - потому что я уже о ней что-то то ли слышала, то ли читала. Невероятно, как прежде уважали людей, отрекшихся от мирского и скитающийся во имя бога. Сегодня никого этим не удивишь. Сегодня никого вообще ничем не удивишь. Такое ощущение, что жизнь течёт всё скорее и скорее, и ни у кого нет времени остановиться на пять минут и задуматься. Просто поднять к небу глаза. Помечтать. Люди занимаются очень важным делом - проживанием жизни. Точнее даже прожевыванием. Прожуешь, кусай дальше.

Маша Шаммас   12.04.2021 17:05     Заявить о нарушении
Да, согласна. Жизнь изменилась так быстро и так кардинально, что просто не знаешь уже, в каком мире ты живешь. Спасает только незыблемое - вера и доверие всевышнему.

Галина Кириллова   13.04.2021 10:02   Заявить о нарушении
На это произведение написано 10 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.