Отшельник глава 1

Глава 1.
Отдых


{
—  Народ… — сказал Лавр Федотович, величественно поднимаясь. — Народ имеет право на отдых… Товарищ Фарфуркис, назначаю вас ответственным за отдых. Обеспечьте.
}
"Аркадий и Борис Стругацкие: Сказка о тройке".


Наступил последний день первого месяца лета. Именно так - последний, но первый. А ещё было воскресенье. Именно на этот день был назначен выезд на природу для коллектива одной из школ Краснооктябрьского района Сталинграда. Семья Соколовых уже была на месте, ожидая прибытия небольшого пассажирского пароходика, используемого городскими властями на местных линиях.


Муж и жена Соколовы работали в школе № 1425. Он был директором, а она - учителем русского языка и литературы. Иван Фёдорович и подал в конце мая идею коллективного выезда на природу. Идея была встречена восторженно. Это было время летних каникул, так что люди охотно откликнулись на инициативу своего директора. Администрация школы приобрела всем желающим билеты на пассажирский пароходик. Несмотря на то, что разрешалось ехать семьями, затраты школьной администрации вышли скромными, поскольку поездка по Волге стоила недорого, а коллектив был относительно небольшим.


Естественно, что сами Соколовы не могли не поехать отдыхать без своих детей. У них было два сына: шестнадцатилетний Игорь, которому, правда, через неделю исполнялось 17, и пятнадцатилетний Артём. Игорь учился в старших классах, а Артём - заканчивал среднюю школу. Легко догадаться, что проблем с учёбой у братьев не было,но не потому, что им делались какие-то поблажки, а потому, что родители были настоящими педагогами, вкладывавшими душу в своё дело. Они обладали талантом заинтересовывать учеников, делая процесс получения знаний лёгким и интересным.


Местом отдыха был выбран Тумак. Он располагался подальше, чем другие места, но именно поэтому там было меньше отдыхающих, а пляж - чище. За 10 минут до отправления небольшого кораблика все собрались. Опоздавших не было, так что люди, руководимые Иваном Соколовым, двинулись на судно.


Посадка прошла быстро. В положенное время матрос убрал трап, были отданы швартовы и речной трудяга отправился в очередной рейс. Нужно было запастись терпением, поскольку идти до места предстояло около двух с половиной часов. Впрочем, занятие быстро нашлось для всех: мужчины курили, играли в карты в салоне, а кое-кто дегустировал взятое из дома горячительное, женщины обсуждали причёски, одежду, ткани и различные городские сплетни, подростки старались казаться взрослыми и пытались вести себя солидно, но при первой возможности курили втихаря, а детвора помладше играла в свои игры и шмыгала по кораблю. Последнее очень не нравилось матросам, так что периодически слышался отборный мат. Детвору это не останавливало, поскольку любопытство было сильнее страха. А им было очень интересно узнать, как устроен корабль, что находится в запертых каморках, как устроена рулевая рубка и т.д.


Игорь со школьным другом Ванькой стояли на корме, лениво покуривая и поглядывая по сторонам. Вид открывался потрясающий: с одной стороны большой и красивый город, с другой - лесостепь, деревеньки, пасущиеся стада.


- Ребята, закурить есть? - спросили у них за спиной. Парни обернулись. Перед ними стоял молодой матрос, старше их от силы лет на пять.


- Игорь полез в карман и достал "Казбек". Внезапно он ощутил на своём затылке чей-то взгляд. Кто-то смотрел на него, но за его спиной были только канатные тумбы и фальшборт. Парень оглянулся, но, естественно, никого не увидел, Но ощущение чужого взгляда пропало.


"Почудилось", - решил Игорь.


- Угощайтесь, товарищ! - вновь повернулся он к речнику и протянул ему пачку. Матрос поблагодарил и, добыв спички, закурил.


- Я Сергей, а вас как звать? - спросил он у юношей, возвращая "Казбек" Игорю. Ребята представились.


- Отдыхать едете? - поинтересовался работник речфлота.


- Да, - ответил Иван.


- Что же, дело хорошее. Выходной, погода отличная, так почему бы и не отдохнуть.


Игорь и Иван разговорились с матросом. Выяснилось, что тот с детства жил в деревне, но в 14 лет  переехал в Сталинград, где закончил школу. После школы он ушёл служить, попал на флот, откуда вернулся матросом.


- Уже 2 года работаю в Сталинграде, - говорил он. Работа интересная, но иногда надоедает по одному и тому же маршруту ходить. Зато нет такой качки, как на море.


- Миша, давай вернёмся в салон, - вдруг послышался женский голос. Обернувшись, они увидели девушку - стройную, довольно высокую и ослепительно красивую.


- русалка! - восхищённо выдохнул матрос. Игорь и Иван не нашли нужных слов и только поражённо наблюдали, как девушка скрывается со своим спутником в салоне.


- Просто нет слов! - выдохнул Иван. Игорь кивнул. Молча закурили, отходя от впечатления.


- А почему ты сравнил её с русалкой? Или это у моряков такой шик?


- Шик. - улыбнулся Сергей, - Считается, что русалки все красавицы.


- Ты сам хоть одну видел? - поинтересовался с насмешкой Иван. Он был комсомольцем, так что верить во всякое такое ему было не положено.


- Я не видел, а вот некоторые мои товарищи рассказывали, когда я служил на Чёрном море.


- Расскажи, - в один голос воскликнули приятели. Матрос не стал кочевряжиться и легко выдал несколько баек. Были среди них и парочка страшных, но в основном байки были смешные.


- Ладно, пора мне, - сказал матрос после окончания очередного завирального повествования, - сейчас будем курс менять. Минут через 40 подойдём к Тумаку.


- Жаль, интересные ты истории рассказываешь, хоть не скучно ехать. - сказал Игорь.


- Между прочим, - ответил речник, - шутки-шутками, но на русальной неделе в нашей деревне после заката к водоёмам даже не приближались. Говорили, что русалки утопят.


- И ты на речку не ходил? - поинтересовался Иван с некоторой поддёвкой.


- Разумеется. Кстати, сегодня какое число?


- 30-ое июня. Между прочим, 1940 год. - сказал иван, уже явно насмехаясь.


- Вот. Значит, сегодня она и начинается и продлится до 7 июля.


- Хорош байки травить, - засмеялись приятели.


- Это не байка, действительно никто к реке не подходил в тёмное время суток. Впрочем, пару-тройку раз я с приятелями запрет нарушал.


- И?


- И ничего, никаких русалок не видел. И вообще, за всю свою жизнь ничего такого не встречал, кроме той, что прошла в салон, но это наши русалки. Хе-хе, земные. Ладно, ребята, я побежал. Счастливо оставаться!


Матрос не соврал. Через 40 минут небольшой кораблик ошвартовался у пристани Тумак. Люди прошли по пантонному мостику до берега, где быстро собравшись и убедившись, что на корабле никого не забыли, отправились на пляж.


Пляжный отдых в те времена мало отличался от аналогичного занятия в наши дни, если, конечно, не учитывать технический прогресс и моду. Люди общались, купались, загорали, играли в игры, выпивали. В общем, каждый заряжался положительной энергией на свой вкус.


Время для приятелей летело незаметно. Ребята плавали, загорали, играли в картишки, заигрывали с девчонками. Ближе к вечеру вся молодёжь, не послушавшая взрослых и не укрывшаяся под деревьями от жаркого дневного солнышка, начала понимать, что сделала она это напрасно. Ивана и Игоря эта напасть не миновала, но им было легче остальных, поскольку приятели до этого дня уже успели разочек обгореть.


Часовая стрелка подбиралась к пяти часам вечера. Друзья сидели на покрывале и играли в карты. Оба на летних каникулах подрабатывали в речпорту грузчиками. Там старшие товарищи и обучили их некоторым разновидностям карточных игр. Сейчас ребята "забивали козла". Пока Игорь выигрывал по партиям, но с небольшим отрывом. Очередной розыгрыш был в самом разгаре, когда в стороне послышался женский крик:


- А-а-а-а-а! Помогите! На помощь!


Парни вскочили и рванули в сторону кричащей женщины. Это была учитель физики Ангелина Петровна.


- Что случилось? - крикнул Игорь, подбегая.


- Там-там! - женщина показала на воду. Сначала Игорь ничего не увидел, кроме водной глади. Но вдруг вода раздалась и на поверхности показались две детские головки. Они судорожно открывали рты, пытаясь насытиться воздухом, но быстро вновь скрылись под водой.


- Мой саша и Катька Сорокина!


Этот крик Ангелины петровны Игорь услышал уже далеко за спиной. Бомбой влетев в воду, он рванул к утопающим детишкам. Ни Иван, Ни сама физичка не умели плавать, так что спасти детвору в данный момент мог только он.


"Непонятно, как они заплыли так далеко? - думал парень, выкладываясь изо всех сил, - Господи, только бы успеть, только бы успеть, ведь счёт идёт на секунды".


Он оглянулся. Детей нигде не было. Пару-тройку мгновений назад они были впереди, а сейчас их нет и где их искать неясно. Вдруг искомые Сашка с Катькой вылетели из воды, словно получили в глубине изрядного пинка. Казалось, что они сейчас шлёпнутся в воду и она поглотит их, но что-то придало им горизонтальное ускорение, которое и привело их к Игорю. Теперь ему нужнобыло дотащить до берега двух перепуганных ребятишек. Схватив спасаемых руками, он стал в воде вертикально, изо всех сил работая ногами, и оглянулся. Примерно прикинув расстояние до берега, Игорь понял, что ему нужно делать. Он не первый раз отдыхал на пляже Тумака, так что знал о том, что настоящая глубина начиналась метрах в 50 от берега, а в том месте, где он был сейчас, вода едва-едва могла его скрыть.


- Руками немного грести сможете? - на одном выдохе выдал он вопрос.


- Д-д-да! - с трудом ответили мальчик и девочка.


- Я сейчас нырну и... - он вдохнул и продолжил, быстро выплёвывая слова, стараясь сказать всё за один выдох, - Встану на дно и пойду, а руками буду вас поддерживать. - он снова вдохнул и продолжил, - когда закончится воздух буду всплывать. Всё, с Богом!


Игорь вдохнул, выдохнул, снова вдохнул побольше воздуха и нырнул. Быстро нащупав дно, он упёрся в него ногами, поддерживая над головой руками Сашу и Катю. Он сделал один шаг, потом второй, потом третий. Восьмой... А потом ему потребовалось глотнуть воздуха. Он оттолкнулся от дна и вынырнул на поверхность, удерживая себя ногами. Затем всё повторилось: погружение, ноги касаются дна, восемь шагов вперёд и всплытие. Выныривая второй раз, Игорь внезапно почувствовал сильный толчок. Что-то упруго толкнуло его в спину, вода на мгновение стала тугой и вязкой, а потом это прошло. С удивлением парень понял, что неведомое усилие продвинуло его вперёд метров на 5. Впрочем, думать об этом было некогда. Он приготовился к погружению, но когда вода достигла уже его подбородка, парень почувствовал ногами дно. Теперь можно было идти,не ныряя под воду.


На берегу к нему подскочила Ангелина Петровна и учительница музыки Марина Семёновна - мать Кати. Обе женщины схватили своих чад и расплакались, благодаря Игоря и ругая своих спиногрызов. Те молчали, опустив головы. Саша крепился из последних сил, а на глазах Кати уже появились слезинки.


- Как вы могли так далеко заплыть? - возмущалась Марина Семёновна, - Катя, ты же плохо плаваешь.


- Мы не заметили, как оказались так далеко от берега, - проныла девочка.


- Мы играли в догонялки, - сказал Саша, - она не хотела, чтобы я её догнал. Я лучше плаваю, чем она, но она не хотела проигрывать. Когда я увидел, что она стала тонуть, я бросился на помощь, но мне было очень трудно держать на воде её и плыть самому.


Следствие было быстрым, а суд - строгим. Во всём был обвинён парень, так что ему и досталось больше. Дети были выруганы, лишены сладкого на неделю, а Саша ещё и был дран за уши. Впрочем, Игорь не сомневался, что уже завтра, если ни сегодня вечером, любящие родители простят своих чад и вновь позволят им скушать что=нибудь вкусненькое.


- Молодец, Сын, - раздался рядом голос его отца, - Ты действовал отлично! Я тобой горжусь.


- Спа-па-с-си-бо, о-о-тец! - чуть запинаясь от кипевшего в крови адреналина, ответил Игорь.


- Э-Э, да тебя всего трясёт. Ладно, может это и неправильно, но сейчас тебе нужно немного выпить.


Старший Соколов подвёл Игоря к своему месту и налил ему в большую кружку пива.


- Пиво, увы, тёплое, но больше спиртного у меня всё равно нет, - пояснил он, - а выпить тебе сейчас просто необходимо.


На вкус утреннее тёплое пиво было ужасным, но парень всё равно выпил кружку. Стало чуть полегче. Сказав отцу, что с ним всё в порядке, молодой человек немного отошёл от реки и укрылся за деревом, где и сел прямо на землю. Прибежал Иван вместе с братом Артёмом. Ванька подал ему прикуренную сигарету. Игорь благодарно кивнул и сделал первую затяжку. Они понимали друг друга без слов, зато младший брательник болтал за троих:


- Ты даёшь, Игорь! Ты настоящий герой! Тебе надо работать на станции спасения на водах! Как ты справился. Эх, я не умею плавать, только с трудом на воде держусь. А уж я бы!..


Помолчи, - оборвал его Игорь, чувствуя, что сигарета "пляшет" в его руках всё меньше и меньше, - дай отдохнуть.


Продолжение здесь.
http://proza.ru/2020/10/20/737


Начало здесь.
http://proza.ru/2020/10/19/1495


Рецензии