Человек с дозиметром - часть 3 - Жёлтые дожди

Предыдущая часть:
http://proza.ru/2020/10/17/1449
===========================
«Запорожец» – не машина,
Гомельчанин – не мужчина…
Если хочешь быть отцом –
Прикрывай яйцо свинцом!
     (Народный Фольклор)

       Единственными предметами, из изучаемых в школе, и как-то объяснявшими процессы, происходившие с радиоактивными элементами, были Физика, и отчасти, Химия. Кроме того, я с детства интересовался электричеством, электроникой и вычислительной техникой. К последней я пристрастился в бухгалтерии на маминой работе. К тому времени я уже обладал инженерным калькулятором Б3-18М и довольно обширными знаниями по составлению программ для советского программируемого калькулятора Электроника-85. Как особо продвинутого, а также успевающего по всем предметам, меня записали в группу «Операторов ЭВМ» в УПК-3 для получения навыков для будущей специальности. Это была тогда новаторская для страны область. Этим, наверное, объясняется и введение тогда же в школьную программу курса «Информатика и основы вычислительной техники» для изучения в старших классах.

    Компьютеры тогда были примитивными: КУВТ-86 состоял из 12 компьютеров-мест учеников (БК-0010, 16Кбайт ОЗУ, портативный ч/б телевизор в роли дисплея + постоянно зависающий процессор), управляемых учительским ДВК-2М (процессор 1MHz , 2хПЗУ магнитные диски 5.25"+ зелёный ЭЛТ дисплей). Но, в этом кабинете я провёл многие, и многие часы, включая внеурочные – и мне это нравилось. Там я овладел азами компьютерной грамотности, далеко выходившими за рамки школьного обучения. Именно поэтому, наверное, я был одним из учеников, выдвинутых защищать честь нашей лучшей в районе, городе и области СШ№10 им. А.С.Пушкина на проводившейся впервые, Олимпиаде по Информатике и Вычислительной Технике.
 
    Первым этапом была районная Олимпиада, проводившаяся в школе в Костюковке, на Северной окраине Гомеля, в первых числах Июня 1988года, на начавшихся тогда, летних каникулах.
 
    Олимпиада начиналась в 11 часов, и прибыть на место надо было ещё раньше. Доехав до конечной остановки, надо было ещё пройти узкой дорожкой через поле. Солнце едва пробивалось сквозь тучи, и над полем, довольно высоко, кружились два военных вертолёта. От старших я был наслышан, что именно так засеваются облака хлористым серебром, чтобы пошёл необходимый для полива полей дождь. Теперь я и сам увидел, как это происходит. Но дождя всё не было, а вместо него появился сильный порывистый ветер. Мы поспешили к зданию школы, чтобы не промокнуть. Опустим подробности об Олимпиаде, продолжавшейся более 4 часов. Для меня она была успешной – я занял на ней 3-е место (см. фото полученной грамоты с точной датой «происшествия»). Когда мы вышли из ремонтировавшегося тогда здания школы (стены были свежепокрашены), то увидели, что вертолёты работали не зря – прошёл дождь, и то тут, то там, на нашей тропинке образовались жёлтые (!) лужи. Я присел даже на корточки, чтобы рассмотреть курьёз – да, действительно, жёлтые. В воздухе стоял нехарактерный, химический, сладкий аромат. Власти в прессе объяснили тогда необычный дождь «повышенным количеством пыльцы от цветения». Но, несколько лет позже, на опубликованной в газете карте радиоактивного загрязнения, я увидел там пятно с особым загрязнением (более 5 кюри/кв.км), и мне стало ясно, что я стал свидетелем эксперимента по посадке облаков, пригнанных ветром с ЧАЭС после большого выброса радиоактивных веществ в атмосферу.
====================
СЛЕДУЮЩАЯ ЧАСТЬ:
http://proza.ru/2020/10/27/1712


Рецензии