Кто виноват?

КТО ВИНОВАТ?
-------------------
Рассуждая с молодым современным человеком, да и не очень молодым, о печальной исторической беде нашего народа – о пожарах, поджогах, погромах помещичьих имений, неосторожно зададите вопрос:-«Кто виноват в этой беде-трагедии многих поколений?».
 Без малого за треть века нас почти убедили, что помещики все поголовно были «Белые и пушистые», как выражается современная молодежь…Хлеб растили, церкви да приюты строили, мосты возводили, талантливых  крестьянских детей в университеты направляли…Ответ почти «поголовно» будет: «разночинцы…, смутьяны-нигилисты…,революционеры…большевики…».
Трудно переубедить! Укоренился штамп в сознании наших людей. Превратился в печальную историческую несправедливость. Передаётся из поколения в поколение!
Обратимся к подлинным историческим, документальным фактам. Почитаем у нашего прославленного краеведа, историка и честного человека Дубасова Ивана Ивановича. Он то уж не способен лукавить.
« Тамбовская губерния терпела страшные пожарные бедствия. Города горели и сёла, деревянные и крытые соломою; горели скирды хлебные и всякие товарные склады; горели, наконец, домашние животные и даже люди, в особенности дети.
Словом, исконный наш враг – красный петух гулял по всей своей воле…
Разумеется, были пожары и от неосторожного обращения с огнём, но нередко происходили они от поджогов.
Многие крестьяне мстили своим владельцам за поруганную честь жён, сестёр и дочерей; мстили также и за свои собственные увечья, за разорение бедных домов своих и вообще за всякое « изнурение».
В 1798 году крестьянка помещицы Дуловой Пелагея Иванова, бывшая под особенной барской опалой, оставила свою семью и убежала в лес. Через две недели её поймали и привели к барыне. Началось обычное сечение. Иванову секли лозами и били палками. По всему её телу, от шеи до пяток, пошли сине – багровые пятна. Беглая наконец умерла под палками. Когда узнали об этом дворовые, то собрались в людской избе и составили совет.
«Ну, так и быть,- сказал в это время дворник Алексей Фёдоров, - иду напропалую; пусть другие люди помолятся за меня Богу»…
С этими ловами он взял кремень и трут и отправился к барскому дому. Через полчаса дом Дуловой уже весь объят был пламенем. ( Архив  губернского правления, № 102 и 249).
Чаще всего поджоги в Тамбовской губернии совершались вследствие мелких соседских ссор и семейных недоразумений.
(Иван Иванович Дубасов приводит в пример несколько трагических случаев).
Тамбовские поджигатели часто делали своё дело с замечательною дерзостью и даже предупреждали жителей о своих планах подмётными записками…
Сколько было пожаров в Тамбовской губернии в 90-х годах прошлого столетия и каковы были убытки от них – статистических данных нет.
Во время тамбовского июльского пожара 1800 года огонь охватил две квадратные версты. Многие жители тогда остались без крова и пищи.
В конце августа 1839 года были большие пожары в смежных уездах Тамбовской, Саратовской и Пензенской губерний. Погорельцы подозревали в поджогах своих помещиков.
«Кому же,- говорили они,- придёт на ум разорять нас, кроме господ. На то они и господа, чтобы нам было худо».
Крестьянские враждебные отношения к помещикам, господам, которые почему – ли считались народными  «ворогами», иногда выражались самым оригинальным образом.( Иван Иванович, конечно, знает ПОЧЕМУ считались «ворогами»? Сам приводит не один пример бесчеловечности помещиков!)
Помещик Радзевич отличался неимоверной жестокостью к крестьянам. По 10 лет не допускал их к исповеди и причастию и вогнал их в совершенную нищету. Особенно помещиком были недовольны женщины, которых высылали на работу и беременных.
Однажды толпа разъяренных женщин набросилась на помещика Радзевича, убила его. После этого тело убитого привязали к дрожкам и погнали лошадей в поле…
Местные хранилища архивов богаты подобными скорбными примерами.
Можно вспомнить пример помещичьей жестокости и в нашем уваровском краю. Воейкова Вера Николаевна – помещица в Старой Ольшанке, чтобы прекратить грабежи своих крестьян, вызвала казаков и всех поголовно, старых и малых, женщин сытно угостила розгами…
«Красный петух» вольготно гулял и в советские времена. В 1952-53 годах в селе Уварове в ночь бывало до 10 пожаров. (Об этой трагедии писал в материале «Пожар! На выезд!»)
И кто ВИНОВАТ? Извечный русский вопрос!
Возможно Николай Алексеевич Некрасов ошибался в своей оценке:»Долго терпением удивляющий народ!».
Не терпел он. Как мог, как понимал, противостоял злу, несправедливости, «звериным свойствам» помещика, да и «простого» крестьянина, тоже частенько бывавшего не святым голубем.
Перенасыщенный современной информацией, ищу ответ у тамбовского краеведа Дубасова Ивана Ивановича, в его очерках на вопрос не праздный: « Кто виноват?».
Нельзя власть предержащим доводить обнищавший народ  до озверевшего  состояния. Это чрезвычайно опасно во все времена.
Поучительны «Очерки» И.И.Дубасова! Дело не в «Нигилистах», тем более «большевиках», которые тогда ещё не родились… Они вышли на арену борьбы за народное дело значительно позже.
Октябрь 2020 года


Рецензии