Бывшим коллегам посвящается

С моим количеством разнообразных образований и вечным неуемным желанием чему-то поучиться коллег у меня было море. Ну, море-не море, но озеро Байкал точно. И все из разных сфер – от педагогов до бандитов. Сегодня вспомнились самые первые. Почему? А потому что осень, октябрь, День Учителя. Он, правда, уже давно прошел, но осень и октябрь-то еще не кончились.

15 лет педстажа – это, доложу я вам, не фунт не только изюма, но и фейхоа, дуриана и прочей экзотики. Начинала я его зарабатывать еще в те времена, когда гаджетов массово не было, у Яндекса, Гугла и Алисы в реале не спросишь, и учительские промахи, косяки, крики, вспышки гнева и пр. не снимались и не выкладывались в интернет. По современным меркам – санаторный курорт, только ты и ученики. Хотя там за дверью были еще родители и администрация. И не факт, что с детьми было труднее всего из этого триумвирата.

Как-то очень быстро, буквально в первый год работы я поняла, что с профессией слегка ошиблась. Нет, мне нравилось учить, логично выстраивая процесс, раскладывая новые знания по полочкам, заворачивая их в шуршащие фантики игры. Но в реальности получалось так, что играть в эту игру хотели далеко не все мои питомцы, поэтому логика процесса частенько нарушалась, и с полочек в их головах все время что-то падало.

Меня это раздражало. И нервировало. И я раздражалась. И нервничала. А вы сами себе нравитесь раздраженной  и нервной? Я – нет. Отсюда до профессионального выгорания рукой подать, ногой шагнуть.

Гораздо позже, попробовав учить всяких-разных учеников – от 4-5-летних малышей до пенсионеров, я поняла, что мой контингент – это редкие особи, которые действительно ХОТЯТ учиться и впитывать те знания, которыми я щедро делюсь, при этом не зависая в пространстве, не глумясь и не изгаляясь. Сами понимаете, что в обычной школе сие почти невозможно.

Оказалось, не только это бесило и раздражало. Дома не сильно приветствовали мой педагогический выбор, хотя и не препятствовали. Зато фраза «Ты же учитель!» стала просто коронной в нашей семье на долгие годы. Причем, произносилась она всегда в случае каких-то моих резких высказываний, взбрыков, психов, выборе не слишком скромного наряда, макияжа, прически, образа жизни и т. д. и т. п, то есть очень часто.

Моим бывшим одноклассникам никто не говорил дома: «Ты же инженер (юрист, экономист, медсестра, швея, сантехник…)». Избавиться от этого удалось только с третьей попытки, то бишь образования, не имеющего никакого отношения к педагогике.

Это сейчас в толпе старшеклассников учителя можно и не опознать, особенно со спины. А раньше… Платье, юбка (не выше колен, не дай боже!), блузка, прическа, строго, скучно, нудно, правильно. А хотелось брюки, джинсы, уютный свитер, кроссовки, микроскопическое мини или шорты, топик, каблучищи, и все это экстравагантное и яркое. Низяяяя! Директор делает замечание, старшеклассники показывают пальцем и смеются. Ты же учитель! А хуже всего осуждение коллег самого старшего возраста.

Кстати, с тех учительских пор не люблю цветы. Избаловали ими по праздникам. Безумное количество букетов, которые за неимением ваз, приходилось запихивать в ведро, и они тихонько перегнивали в углу класса. Наиболее приличные переселялись в кабинеты завучей и директора, а также дотаскивались до дома. Делать это было неловко, потому что в известные даты учителя на улицах просто бросались в глаза этими пестрыми охапками в руках. Астры и гладиолусы так и остаются для меня учительскими цветами.

Судьба увела меня от школы так далеко, что вряд ли я туда когда-нибудь вернусь. Что, несомненно, к лучшему. Труд тяжкий, в большинстве своем неблагодарный и плохо оплачиваемый (исключая репетиторство, но там свои нюансы). Жизнь изменилась, и мы все вместе с ней – учителя, дети, родители. И среди моих однокурсниц в школе остались самые стойкие.

Однако три моих пятилетки в педагогике можно все же помянуть добрым словом.
Во-первых, извилины в мозгу реально привыкли логически мыслить, и если человечек из пункта А вышел в пункт Б, то он туда дойдет, хоть убей, а по пути не превратится в полтора землекопа (эх, молодежь шутку не поймет, не те мультики смотрит).

Во-вторых, опыт организации детских утренников, конкурсов, викторин, спортивных соревнований и экскурсий закономерно перерос в умение провести концерт, банкет, день рождения свой и чужой, написать сценарий мероприятия, сочинить стихи, подобрать музыку, произнести тост, сымпровизировать на ходу, чем нередко пользуются мои сегодняшние друзья и коллеги, ни разу не педагоги. Да на здоровье!

Ну и, наконец-то, в-третьих (бог же любит троицу) – педагогический опыт все ж таки пригодился мне при подготовке сына к школе и потом класса до пятого. Далее от его уроков я только с ужасом вздрагивала и искала репетиторов, потому что ни времени, ни сил заниматься уже не оставалось. И, да, подтверждаю, поговорка «Сапожник без сапог» к детям учителей тоже относится. Не воспринимают они мать родную как авторитетного педагога, когда она по дому в халате и бигуди шастает. Впрочем, даже если шастает без бигуди, тоже. А подругам, если просят, советы даю, как научить детей читать и таблице умножения.

P.S.: Из собственного опыта теперь абсолютно точно знаю, что учить кого-то гораздо труднее, чем учиться самому. Поэтому попробовав учить других, учусь сама всю жизнь.

P.P.S.: Свою любимую одежду – джинсы и кроссовки – могу позволить себе хоть каждый день, если не намечается поход в театр, конечно.

А как на вас повлияла ваша профессия?

19.10.2020


Рецензии