Иисус - Сам Бог?

Христиане ответят – «Однозначно да». Мусульмане – «Нет», - так как «Нет Бога кроме Аллаха», но с оговоркой, что Иисус (Иса) – пророк Божий и Мессия, посланный в определённое время и для определённых целей. От иудеев я услышал как-то, такой ответ: «Не было никакого Иисуса. Его придумали христиане». Если же читать Евангелие, то складывается впечатление, что для иудеев Иисус был смутьяном, лжепророком, провозгласившим себя Богом; творящим чудеса, силой князя бесовского и получившим по заслугам.

«Иудеи сказали Ему в ответ: не за доброе дело хотим побить Тебя камнями, но за богохульство и за то, что Ты, будучи человек, делаешь Себя Богом».
Иоан.10:33

«Пилат снова возвысил голос, желая отпустить Иисуса. Но они кричали: распни, распни Его! Он в третий раз сказал им: какое же зло сделал Он? я ничего достойного смерти не нашел в Нем; итак, наказав Его, отпущу. Но они продолжали с великим криком требовать, чтобы Он был распят; и превозмог крик их и первосвященников».
Лук.23:20-24

Для других религий, думаю, вопрос о том, был ли Иисус самим Богом или нет, не является существенным. Вполне мог и быть, ведь в восточных религиях индуизме, синтоизме, буддизме и других, тысячи различных духов и богов, одним больше, одним меньше не так уж и важно. Поэтому вопрос: «Иисус – Сам Бог?», важный лишь для братских религий – христианства, ислама и иудаизма. По сути, в этих трёх религиях больше общего, чем различий - все они произошли от Авраама, все верят в Единого Бога и относятся к монотеистическим религиям, все делают акцент и объясняют устройство мира больше исходя из духовного и материального аспектов жизни, чем Ян и Инь, как происходит у восточных религий.

Я верю, что все религии были, основаны Богом, для нравственного совершенствования людей и их различия обуславливаются, в-первую очередь, эпохой их появления и культурными особенностями народов, где они появились. Нравственный же закон, находящийся в каждом человеке вне зависимости от эпохи и культуры, всегда один и тот же, что подтверждает теорию о том, что все люди братья и сёстры, происходят от одного Бога и для решения проблем этого мира в какой-то момент должны объединиться. Однако прежде чем смогут объединиться восточные и западные религии, всё-таки более чуждые друг другу, позитивный диалог должен возникнуть между более близкими братьями – христианством, исламом и иудаизмом. Я знаю, что в XXI веке попытки сесть за стол переговоров между этими тремя религиями происходят значительно чаще, чем это бывало в прошлом. И всё же до полного примирения, кажется ещё далеко.

Я не знаю планов Бога, по примирению этих религий и не подкован в теологии, чтобы рассуждать какие темы станут «камнем преткновения», для них, но один вопрос явно будет подниматься при каждой встрече: «Иисус – Сам Бог?»

Если опираться только на Евангелие, то количество аргументов «за», примерно равно количеству аргументов «против». Предлагаю, просто на них взглянуть со стороны:

Аргументы «за»:

«Столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп? Видевший Меня видел Отца; как же ты говоришь, покажи нам Отца? Разве ты не веришь, что Я в Отце и Отец во Мне? Слова, которые говорю Я вам, говорю не от Себя; Отец, пребывающий во Мне, Он творит дела».
Иоан.14;9,10

На первый взгляд, кажется, что это прямое указание на то, что Иисус и есть Сам Бог, с другой стороны слова: «Отец, пребывающий во Мне, Он творит дела», указывают, в-первую очередь, на единство Иисуса с Богом, так что Бог может жить в Иисусе и творить дела, через Него. Когда верующие люди молятся: «Позволь мне быть инструментом в Твоих руках» или «Пребывай во мне и люби через меня» или «Позволь мне стать Твоими руками и ногами и голосом Твоим в этом мире», они фактически хотят достичь такого же единства с Богом, как и Иисус.

«И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца».
Иоан.1:14

Божье Слово облеклось в плоть, что значит, что Иисус согласно Божьему Слову достиг совершенства. Все люди стремятся достичь совершенства, это заложено в нашу изначальную природу, однако Иисус стал первым, кто смог этого достичь. Означает ли это, что остальным совершенство невозможно? Вовсе нет. Сам Иисус и говорил:

«Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный».
Матф.5:44-48

Иисус – Единородный Сын Бог, человечество же после грехопадения больше относится к роду диавола, чем Бога:

«Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи».
Иоан.8:44

Иисус, родился без первородного греха, не имеет кровной связи с сатаной и является Единородным Сыном Бога, в этом смысле Он точно – Мессия и Спаситель для падшего человечества. Означает ли это, что другие люди, последовав за Ним, никогда не станут Единородными Божьими Детьми? Вовсе нет. Нужно решить проблему родословия и из родословия сатаны, перейти в родословие Бога. Именно поэтому Иисус говорил о рождении свыше:

«Истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия».
Иоан.3:3

Есть и такая популярная цитата:

«Истинно, истинно говорю вам: прежде нежели был Авраам, Я есмь».
Иоан.8:58

Складывается впечатление, что Иисус был прежде Авраама, что означает, что Он – Бог. Однако если рассматривать Иисуса, как совершенного человека, без первородного греха, имеющего миссию возродить человечество, тогда с него фактически начинается новая история, когда любой человек может стать совершенным и родиться свыше. Во времена Авраама, Ноя или Моисея, такой возможности не было, а значит, в этой новой истории, Иисус и Святой Дух становятся новыми прародителями человечества, вместо Адама и Евы и вполне себе могут быть в этой новой истории предками и Авраама, и Моисея, и Адама с Евой.

Пока что получается, что будь Иисус совершенным человеком, полностью единым в сердце с Богом, какими должны были стать Адам и Ева и не стали по причине грехопадения, Он вполне мог осуществить все те цели ради, которых пришёл, не будучи Самим Богом.
Но у нас есть ещё и аргументы «против»:

«Христос Иисус умер, но и воскрес: Он и одесную Бога, Он и ходатайствует за нас».
Рим.8:34

Иисус рядом с Богом, вероятно ближе многих, и разговаривает с Ним о нас, но ведь не с Самим Собой же идёт беседа.

«Иисус возвел очи Свои на небо и сказал: Отче! пришел час, прославь Сына Твоего, да и Сын Твой прославит Тебя».
Иоан.17:1

Иисус Христос много раз обращался к Богу в молитве «Отче!» (Отец), точно также как сейчас делают миллионы верующих людей. Сложно представить, что Он обращался каждый раз Сам к Себе, скорее это похоже на обращение Сына к Отцу Небесному, когда требовалось решить нечто очень важное, например молитва в Гефсиманском саду перед распятием.

«Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты».
Матф.26:39

Также Иисус претерпел искушения в пустыне от диавола, что невозможно будь Он Самим Богом. Бог абсолютное добро, сатана не мог бы Его искушать, а вот Иисуса смог, хотя и безуспешно.

«Тогда Иисус возведен был Духом в пустыню, для искушения от диавола».
Матф.4:1

Можно ещё привести множество цитат и «за» и «против», но я ограничусь ещё одной. Во время распятия, одни из последних слов Иисуса были:

«Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?»
Матф.27:46

Невозможно оставить Самого Себя, значит всё-таки Иисуса можно назвать – Совершенным Человеком, Единородным Сыном Божьим, образом Божьим, возможно «вторым Богом», но не Самим Богом. Причём это несколько не приуменьшает ценности Иисуса, такого рода размышления наоборот возвеличивают Его победу и дают шанс на совершенство любому человеку. Более того, мне кажется, на подобной основе мусульмане и христиане смогли бы сойтись во мнениях, а может и иудеям было бы легче объединиться с «младшими братьями».
Как отвечаете на вопрос: «Иисус – Сам Бог?», - вы?


Рецензии