Конец Света

                (Судьбы людские)
Эту историю, поражающую своей трагичностью и безысходностью, поведал мне слепой старик, ехавший в Дом престарелых  в сопровождении молоденькой девушки – поводыря, как представителя отдела социальной защиты семьи.
   
 - Мой сын, Василий, - отрешенным голосом рассказывал старший Сырбу, – нашел себе жену в соседнем селе. Там, уже после того, как родились сын и дочь, решил построить новый дом. Село стоит на оживленной трассе, не то, что наше. Жену я давно похоронил и жил сам. Обижаться мне нечего - сын и невестка Лена с детьми часто у меня бывали. Почти через день. Одно плохо,  стало зрение портиться, ноги быстро устают, и сидеть больно,  и ходить больно. Обещали дети забрать меня к себе, как только обустроят новый дом. Собственно, я не очень-то хотел, но Ленуца настояла, и я согласился. Василий почти все мои вещи продал, и часть раздал  соседям. Договорился в последний свой приезд о продаже дома с каким-то своим знакомым и сказал мне, что через два дня приедут с большой машиной забрать последнее и меня.
  Старик полез в карман и вынул носовой платок. Плечи задергались. Руки прижали платок к слепым мокрым глазам. Девушка ласково прижала ладонь к его седой голове и легонько похлопала.
- Все нормально, - вздохнул старик и взял руку девушки в свою руку, - спасибо тебе за помощь.
Повернув голову в мою сторону, он тихо проговорил: - Больше ко мне мой сын не приехал, больше я его не видал. Только руками я смог всех
своих родных потрогать, только руками. Не дай Бог никому испытать такое. Это и есть конец света.

   С утра Василий уехал к отцу отвезти еду и чистое белье. 0ни давно решили забрать его к себе. Нашли покупателя на дом отца. Эта поездка Василия и была связана со встречей с ним. Нужно было решить все вопросы, и через пару дней уже можно было перевозить отца и вещи, Василий договорился с руководителем хозяйства о машине. Лена проводила мужа и зашла в детскую.  Андриеш, сидя на кровати, натягивал шортики. Он улыбнулся, увидев мать, и неожиданно спросил: - Мама, а когда я пойду в школу?
- Уже скоро, Андриеш, - тихо ответила Лена, приложив палец к губам и показывая на спящую Веронику, - Через годик и еще полгодика ты станешь школьником.
- Да она не спит, - громко сказал Андриеш, - она притворяется.
Одеяло зашевелилось,  и из-под него сверкнули шкодливые черные глазки Вероники.
- Ну, хорошо, - сказала Лена, - одевайтесь, умывайтесь и к столу. Завтрак уже готов.
- Мама, одень меня, - притворно захныкала Вероника, - - Доченька, тебе уже четвертый годик. Одевайся сама и быстренько. Я уже опаздываю в поле.
Сегодня бригада, в которой работала Лена, первый день выходила на прополку сахарной свеклы. Опаздывать не хотелось.
- Андриеш, - напутственно обратилась к сыну Лена, - ты уже большой. Покушаете и уберете со стола. На улицу не ходите, играйте во дворе. Я сейчас дам еду нашей хрюшке и бегу на работу. Поле рядом, так что к обеду я приду. Ну, пока, будьте умницами.
Ленуца прижала две милые головки к себе и поцеловала. Затем подхватила ведро с едой для свиньи и выскочила во двор.

Уже через несколько минут, пройдя через лесополосу у дома, Лена вышла на пыльную полевую дорогу и побежала с сапой в руках догонять впереди идущих подруг

После завтрака Андриеш вытер салфеткой сестренке рот и помог ей сползти с табурета. Вместе они убрали со стола посуду, и вышли во двор. Вероника сразу же забралась в песочницу, где были разбросаны ее куклы, тарелочки, формочки,  а Андриеш полез к отцовским инструментам. Он давно начал мастерить машину, такую же, как папин «Москвич»,  и он на ней будет ездить. Три колеса из бревна он уже отпилил. Сегодня нужно сделать последнее. Потом он прибьет их к этому большому ящику, и это уже будет готовый кузов.
Изредка Андриеш поглядывал на сестру. Та что-то бормотала своим куклами и кормила их песочными «пирожками».
Вероника устала играть в песочнице и потянулась к мячику. Ударила его ногой, он покатился к Андриешу. Брат недовольно отбил его в сторону.
- Андриеш, давай поиграем, - захныкала Вероника, - или сделай мне попатку для песка.
- Мне некогда. Играй сама, - огрызнулся брат.- Когда отпилю колесо, тогда, может быть, сделаю тебе лопатку. Подождешь?
- Подожду, - грустно ответила Вероника, - а чем мне сейчас заняться?
Андриеш посмотрел на сестру, а потом на мяч. Он встал, взял мяч в руки и сильно ударил им о землю. Мяч взлетел вверх.
- Попробуй выше меня ударить, - предложил  он сестренке.
Вероника подбежала к мячику и кинула его оземь. Мяч взлетел, но не выше, чем у Андриеша.
- Кидай, кидай, - наставлял Андриеш. - Скоро меня перебросишь.
Довольная похвалой брата Вероника с усердием занялась мячом,  а  Андриеш стал пилить бревно.
Мяч прыгал и катился по двору все ближе к свинарнику. Вероника с силой швырнула его о бетонированную дорожку. Мяч взлетел высоко и упал в загон. К нему кинулись четверо поросят.
- Не трогайте мяч, - крикнула им Вероника и полезла через металлическую решетку загона. Когда она спустила ножки на бок  кормушки, что-то с рыком охватило ее и с силой швырнуло на пол. Вероника закричала от страха и резкой боли в ноге. Свинья навалилась всей своей массой на девочку и с остервенением стала рвать ее тело.
Андриеш не сразу  услышал крик сестренки. Он пилил и только в паузе услышал ее обрывающийся визг и рев свиноматки. Отбросив ножовку, Андриеш кинулся к свинарнику. То, что он увидел, заставило его заорать изо всех сил. Веронику он не узнал. На полу свинья в ярости рвала тело Вероники на куски.
Весь свинарник заливала кровь. В диком страхе Андриеш выскочил на улицу.
- Мама-а! Вероника-а! - бессвязно кричал он, заикаясь. Ноги сами несли его в поле к маме. Только она, по его детской наивности, может все исправить, сложит Веронику.
Цепляясь за колючки акации и не чувствуя боли Андриеш несся через лесополосу. Вот и ее край, дальше дорога. Он на скорости выпрыгнул из-за кустарника. Последнее, что увидел Андриеш – это пышущий жаром радиатор и два «глаза» фар налетающего на него грузовика.
Водитель рванул руль вправо. Липкий удар. Нога резко навалилась на тормозную педаль. Пыль окутала место трагедии, и не сразу водитель и выскочившая из машины учетчица поняли, что произошло. Они бросились к скрюченному тельцу. Мальчик был мертв.
- Валька, - заорал водитель. - Я даже не успел заметить, что это! Ты же видела! Откуда он взялся?
- Не ори! - остановила его учетчица. - Может, он еще жив?
- Какой жив, - застонал Семен, - от головы ничего не осталось. Боже, что теперь будет? Ты понимаешь, я жить не хочу!
Семен стал бить кулаками по борту грузовика, а затем стал биться головой.
 - Прекрати истерику! - заорала на него Валентина. - Ты не виноват. Мальчик выскочил неожиданно, и ты ничего не смог сделать.Чей же это? Посмотри. Я не могу смотреть на эту кровь.
Семен приподнял раздавленную головку ребенка. Тельце еще было теплым. На лобике с кровью смешивались обильные капли пота.
- Не могу понять. Не узнаю, - сглатывая подкатывающийся ком в горле, прохрипел Семен, -похож немного на сына Василия Сырбу, но я не уверен. О, Господи!
- Оставайся здесь, а я бегу к девчатам в поле, - в приказном порядке прокричала Валентина и, сбросив босоножки, бегом запылила по дороге.
Семен метался то к лесополосе, то к машине. Глаза на землю не опускались. Страх заставлял не задерживаться взглядом на мертвом ребенке. Из села в его сторону выскочил мотоцикл с коляской. Семен кинулся к нему навстречу, расставив руки.
- Быстро гони за участковым, в полицию, в ГАИ, куда хочешь, - заорал он подъехавшему мотоциклисту. - Не разглядывай, беда случилась.
Мальчишка круто развернул мотоцикл и помчался в село. Сзади послышался топот ног. По дороге бежало несколько женщин. Впереди, быстрее всех бежала Ленуца Сырбу. Уже у самой машины она споткнулась и упала рядом с телом сына. Лежа, она обхватила его руками, прижала к себе, и все услышали душераздирающий крик. Вокруг сгрудились люди. Подбегали с поля, из села. Растолкав всех, пробрался участковый.

Прижав еще теплое тельце сына к себе, Ленуца шла в окружении подруг, не видя дороги.
- Сынок, Андриеш! – прокричала она. - Как же так? Почему ты убежал из дома?
Мужчины попытались забрать у нее ребенка, но она отталкивала всех и несла сама его легкое тельце.

Калитка во двор была открыта настежь. Ленуца почувствовала что-то неладное и ускорила шаги. Люди побежали за ней. С ребенком на руках Ленуца взлетела на ступеньки порога, и уже оттуда увидела весь ужас трагедии. Она почти бросила тело Андриеша в руки женщин и с воплем сбежала к свинарнику. В загоне от Вероники осталось только грязное, кровавое месиво и. если бы не этот ее ярко-
желтый сарафанчик, Ленуца не поверила бы в страшную беду, Она упала на землю, и двор огласился не человеческим криком. Люди бросились к ней, но она смотрела сквозь них невидящими глазами и вдруг стала хохотать. Соседка быстро перекрестилась и отступила от Ленуцы. А та, улыбаясь, пошла вдоль свинарника к дому, приговаривая: - Все легли спать. Спите мои детки, мама рядом.
- Ленуца! - затрясла ее за руку соседка. Но она легонько высвободилась и прошла в дом. Женщины бросились к свинарнику. Двое мужчин впрыгнули в загон, загнав свиноматку с поросятами в свинарник. Затем осторожно передали женщинам изуродованное тельце девочки. У порога уже лежал на расстеленном одеяле Андриеш. Рядом положили Веронику. Кто-то побежал за врачом. Из дома вывели Ленуцу и посадили на ступеньки, удерживая за руки. Она продолжала смеяться.

Уже издали Василий увидел около своего дома толпу людей. Предчувствие страшной беды навалилось на него. Он погнал машину быстрее и, резко затормозив, быстро выскочил из нее. Толпа расступилась. Василий вбежал во двор и в недоумении остановился у окровавленных тел. Затем перевел взгляд на смеющуюся жену.
- Что случилось? Кто? - заорал Василии на людей.
- Постой, Василий, - участковый взял его за руку. - Люди не виноваты. Трагический случай. Я тебе все объясню.
Василий слушал, тяжело сопя и бросая гневный взгляд то на толпу, то на жену, продолжавшую хохотать.
Прибежавшая врач успела сделать ей укол. Женщины продолжали держать ее за руки.
Выслушав участкового и учетчицу, Василий крикнул людям: - Уходите! Уходите все! Здесь не кино!
Свирепо взглянув на стоявшего в стороне Семена, он бросился в дом. Через несколько минут Василий выскочил на порог с ружьем, заряжая его на ходу. В руке он перехватывал пальцами еще несколько патронов. Люди бросились к улице, а участковый расставил руки, закрывая собой толпу. Но Василий кинулся к свинарнику. Изнутри раздались один за другим два выстрела, визг свиньи. Затем еще выстрелы, и еще, пока не затих визг поросят. Из свинарника Василий вышел весь белый от обсыпавшейся побелки. Он подошел к телам детей. Из глаз покатились слезы. Василий облокотился на ружье и посмотрел на людей. Ладонью он обхватил лицо, и его могучая спина задергалась в рыдании. Люди стали возвращаться во двор. Зашли еще два человека в белых халатах из подъехавшей скорой помощи, и присели около Ленуцы. Та еще сильнее разразилась хохотом, таким диким на фоне трагедии.
Никто не заметил, как правая рука Василия стала сползать по стволу вниз. Он прижал грудь к ружью. Скосив голову в сторону детей, Василий нажал на курок. Страшный кровавый гейзер вырвался из его спины, и он упал боком на землю, раскинув руки. Рядом упало дымящееся ружье.

Слепой старик вновь потянулся за платком. Из невидящих глаз рекой текли слезы. Девушка перехватила платок из его руки и вытерла сама ему глаза.
- Спасибо, дочка, - тихо произнес он и уже мне:
- Умру я, и больше не будет Сырбу. Нет больше моей семьи, Один я остался, Почему? Зачем мне жить? Зачем меня везут в этот дом? Скажи мне.
Что я мог ответить человеку, далеко не нуждавшемуся в утешении, Пережить такое не пожелаешь и врагу.

На перроне столичного вокзала мы расстались. Старик с девушкой-поводырем  уходили вдаль. На дрожащих ногах он шел, низко опустив голову. Он шел в другую, ненужную для него жизнь. Вокруг суетились пассажиры, бегали дети, кто-то толкался, а у меня в глазах была только одна картина -сгорбленная спина уходящего, последнего из рода Сырбу. Он шел, как в небытие…


Рецензии