Диалог между мозгом, душой и телом

Иногда мне кажется, что мы живем в постмортальном мире, где умерло все: мы прошли все стадии от смерти человека и субъекта до смерти Бога, который уже вовсе не нуждается в оправдании. Ничто не нуждается в оправдании.  Мы абсолютно свободны, хотя и выясняется, что свобода – это осознанная необходимость. Моя жизнь – это вечная попытка выйти за рамки предписанного и дозволенного. Но в этом ли проявляется моя свобода? Или же это бунт против существующей и возведенной в абсолют системы, которая не приемлет выхода за рамки стандартов и усредненных образцов?

Однажды я проснулась и почувствовала, что что-то во мне функционирует не так, как хотелось бы. Я не могу дышать, не чувствуя боли, не могу плакать, когда сердце разрывается на части, не могу смеяться, когда вокруг царит атмосфера тотального праздника. А иногда, ни с того ни с сего, смех прорывается сквозь слезы, а слезы льются в тот момент, когда ситуация догматично предписывает смеяться и следовать условиям протокола. О боже, порой эта жизнь вынуждает нас плакать, когда так хочется смеяться... И смеяться, когда хочется плакать навзрыд. Но мы не можем себе этого позволить из-за четкого регламента того, что и как мы должны делать согласно контексту ситуации.

Поэтому я должна разбудить в себе творчество и новый взгляд на мир. И это мое истинное желание.
Однако сейчас почти час ночи. Я так мало спала за последние две недели... К черту все... Мозг, отдыхай! Это – приказ.

Моего приказа мозг не послушался, огрызнувшись бессонной ночью и мыслями «Иди ты к черту, Ирина! Ты можешь как угодно распоряжаться лишь своим телом, но не мной». Всю ночь я ворочалась, заставляя недовольного кота десятки раз заново подыскивать себе уютную норку рядом с моим телом и путаясь в собственных размышлениях. В голове крутились моя работа, статьи, планы новых экскурсий... Итогом стал подъем в 6 утра и решение покататься на велосипеде вдоль моря. Кажется, это помогло отключиться ненадолго и перевести мозг в более чувственную плоскость. Но потом его упрямые попытки доминировать в моем организме возобновились с новой силой. И тут я начала диалог:

- Мозг, слушай, ну чего ты от меня хочешь? Ты меня совсем запарил своими дурацкими размышлениями, особенно в ночное время. Возьми паузу, отдохни.

Ответ мозга был великолепным:

- Это я тебя запарил? Да не сама ли ты часами сидишь перед компьютером, изучая очередные нудные аналитические материалы? У тебя столько идей и стремлений к их немедленной реализации, что я порой начинаю закипать и не успеваю развить необходимую скорость в решении твоих же, заметь, проблем. Ты же потом меня умоляешь: «Мозг, помоги, будь другом!» Вот я и помогаю, как могу, а кто-то еще и недоволен. И вообще, не хрен было смотреть на ночь глядя заведомо обреченный на провал матч вольсбургских «волков» против мадридского «реала». Одно расстройство. А я тебе говорил! Я всегда оказываюсь умнее всех. Но как после этого всего ты хочешь спокойно и безмятежно спать?

И тут в наш агрессивный диалог вступили другие части моего тела, о существовании внутренних голосов которых я даже не подозревала. Первыми отозвались многострадальные ноги:

- Послушай-ка, хозяйка. Мы ведь тоже имеем право голоса! Мы так устали за последнее время. Ты все время слушаешь свой мозг и чувства и нисколько нас не бережешь. Вечно ползаешь по каким-то вулканам, катаешься на горных лыжах, сбивая в кровь пальцы, усугубляешь и без того удручающую подвижность суставов. Тебе захотелось чего-то – и ты тут же помчалась, совершенно не думая о последствиях. А ведь мы когда-то тебя выручали. Мы все время терпим адскую боль и, тем не менее, даем тебе возможность жить полноценно. Неужели за это мы не заслужили немного твоей любви и милосердия? Ты порой ненавидишь нас, упрекаешь за те изъяны, которые появились по твоей же вине, а мы покорно продолжаем тебе служить. Так отправь же нас в отпуск на долгожданные массажи (кстати, вместе со спиной), всегда заботься о хорошей обуви и мягких кремах! И не требуй от нас большего, чем мы можем дать.

Я застыла в замешательстве, не зная, что и сказать, как вдруд один за другим свои претензии мне стали высказывать глаза, желудок, уши, предъявляя в своих жалобах веские аргументы и основания.  И наконец, отозвались сами чувства.

- Наша претензия, - сказали чувства,  - в том, что тебе впринципе на нас наплевать. Ты руководствуешься лишь своей безграничной логикой и вездесущим мозгом, забывая спросить, чего хотим мы. Всегда какие-то отговорки: то нет времени, то ситуация не позволяет, то нормы не предписывают. Порой ты пытаешься полюбить, а, отдавшись однажды этому чувству, потом страдаешь и требуешь от нас невозможного – разлюбить. Ты не любишь, когда тебе больно, но при этом культивируешь в себе страдание как единственно возможную форму бытия, забывая о десятках и сотнях других чувств, способных пробудить тебя к жизни. Ты живешь в мире искусственного интеллекта, пытаясь сохранять холодный рассудок, а в итоге «косячишь» на каждом шагу. Ты не умеешь быть собой. Вся твоя жизнь – иллюзия.
 
 - Стоп! – тут уже возмущенно вмешалась я. – Всем прекратить. Я устала, я запуталась. Мне просто надо во всем немного разобраться. Мозг, прости меня, пожалуйста, за ультиматумы и приказы. Это было чересчур жестко. Давай попробуем прийти к компромиссу? Ведь компромисс между мозгом и чувствами возможен? Ну а с телом постараюсь учесть все предъявленные обвинения и что-то улучшить. Ведь это тоже так важно – слушать свое тело.

Я еще немного поразмышляла и поняла, что любая глобальная проблема требует решения составляющих ее мелких проблем, шаг за шагом, день за днем. Но сегодня мой желудок требует еды, душа – пива, тело – тренировки и расслабления, а чувства – радости. А мозг и так уже получил свое сполна. Поэтому сначала поесть, потом – на тренировку, потом часик релакса перед телевизором, а потом – смотреть с друзьями футбол, пить пиво и болеть за «Барсу»! Вперед!

13 апреля 2016 


Рецензии