Гиппократ

               
Дядя Вацлав считал, что склероз, как приговор смертной кармы, - выдумка врачей, так как лечится так же легко, как и насморк. И самое эффективное средство, с до-Христовой эпохи и на все времена, один: когда можно лежать - сиди, если можно сидеть - стой, а если можно ехать - иди. А за рюмкой самая здоровая закуска - не окорок и колбаса пальцем пханая, а капуста, помидор и огурчик.
  Его трудового стажа для получения пенсии хватило бы на двоих. Работал рабочим на Гродненском кожевенном заводе, после оператором на водозаборной станции Гродно.
   В свои 78 ещё пешком ходил на работу. Туда и обратно 6 км. Однажды я был свидетелем его острот на тему здоровья. Заходит Вацлав в автобус. Мест сидячих хватает. Дружок тянет его за полу:
- Садись, - а Вацлав упирается.
 - Мне нельзя, доктор запретил.
 - А ты дай ему десятидолларовую бумажку, и он позволит, - шутит друг.
 - Да не берёт этот доктор долларов, - с серьёзной обеспокоенностью отвечает Вацлав.
 - Ещё что выдумал! И кто это такой? - допытывается дружок.
Мгновенно Вацлав оказался в автобусе персоной номер один. Всем хотелось услышать имя доктора в Гродно, который не берет на лапу. Вацлав выдержал интригующую паузу и улыбнулся:
 - Ты его хорошо знаешь, это Гиппократ.
   Вацлав так и остался стоять, но интерес к его персоне сразу исчез, как и к тому врачу, который не берёт на лапу. Бедный Гиппократ. Не любят его в Гродно и беременные мужики, и дородные с пышно-экстровагантными формами дамочки.
   А мой дядя все-таки приземлился и ещё долго, но уже на короткой дистанции, с гродненским юмором уточнял наклонённому  уху собеседника тезисы по гиппократовской теме:
 - А ты знаешь, этот Гиппократ был очень умным человеком. Его открития в лечении атеросклероза, панской болезни это - мелочь, самое главное в его учении: ты остаешься востребованным для прелестной половины человечества.
     Я стоял сзади и они меня не видели. Не знаю, или после того "сакраментального" открытия Вацлава у его друга отвисла челюсть, но у меня она опустилась аж до пупа. Когда Вацлав доехал до последней нужной ему  остановки, (моя была через две) я вышел за ним.
 - Вуек, (здешнее обращение к дяде) скажи, пожалуйста, а где это ты читал у того Гиппократа, что одним махом решал все мужские проблемы? В то время у меня ещё гиппократовских проблем не было. Вуек улыбнулся:
 - Чего ты так волнуешься, у тебя ещё все впереди. Пойдём ко мне, там и поговорим.
       Вуек пил напёрстками, как тутэйшы (местный)  шляхтич ещё того давно забытого Великого княжества Литовского. После общепринятых стограммовиков  его напёрстки мне показались издевательством, но молчал. Я не любил Гиппократа, так как по его воле всю жизнь работал не за деньги, а за его "Клятву". После двухчасовых напёрстков (а осталось еще 0,25 с 0,5) дядя Вацлав подвёл черту:
 - Ты знаешь, сейчас в Гродно Гиппократов от Бога нет - подались в теплые края, там теплее и лучше кормят. Кто в Африку, евреи в Израиль, в Америку. Они же там свою кровинку в беде не оставят, не так, как мы: чтобы могли, то друг друга утопили бы в ложке воды. Разумных берет и Польша, и Россия. Здесь остались только "не дай Боже". Выкупили за доллары теплые места и думают, как вернуть от пациентов потраченную валюту. И вообще, мне кажется что наступили перемены не только в климатической канцелярии Всевышнего, но и на более приземлённом уровне. То ли воровать научились, то ли изобрели новое устройство, вроде вечного двигателя, позволяющее при первом желании схватить Бога за бороду.
 - Вуек, а чего ты так взбесился на этих Гиппократов и за какие грехи они тебе так не нравятся?
 - Ты знаешь, - с философской улыбкой ответил дядя, - недавно проходил водительскую медицинскую комиссию. Ранее она была бесплатная. Я приходил к доктору с бутылкой за три рубли двенадцать копеек и он водил меня по кабинетам. Тридцать минут и вся комиссия. А какое была внимание. И послушают, и пощупают, и посоветуют. Сейчас такая же комиссия, только за деньги, официально в кассу и не на одну бутылку, а на четыре. И чтобы только оттолкнуть. Я уже пять лет принимаю лекарства от аденомы простаты и регулярно хожу к урологу на пальцевое обследование и знаю не со слов, как оно проводится. А здесь, хирург надел перчатку, ткнул пальцем в задницу и говорит:
- Одевайтесь, - и позвал следующего. Я заупрямился:
  - Доктор, а как там моя аденома: гладкая или бугорчатая,  мягкая или твёрдая, и какой она величины? А он и сказать ничего не может. В течение пятнадцати лет только и разговоров о реформах, и ничего не поменялось. Совдеповская психология: дисциплина, порядок и вожак с кнутом. Научились, по-видимому, у немца. Только немецкий хозяин за эту дисциплину и порядок ещё и деньги работнику даёт. Вон дочь моего брата из Белостока работает медсестрой в немецком хосписе. На работу её муж и она ездят каждый на своей машине. Уже так распанели, что им и кухня своя не нужна. Всей семьей в ресторан ходят. А моего брата жена  Зюта из Белостока? Ни дня не работала, получает пенсию по мужу, который работал кочегаром на Белостокской электростанции. Объездила всю Европу, сейчас в девяностолетнем возрасте ещё хочет поехать в Рим, чтобы посмотреть на Папу Римского.
        И он был очень счастлив, что его услышал хоть один человек, и мне показалось, что на душе его стало легко-легко, будто исповедался самому Богу.

  На снимке дядя Вацлав (1919 - 2011) с женой Яниной, Гродно, 1939 г.


Рецензии